Маскулинность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:54, статья

Описание работы

В статье маскулинность рассматривается в рамках биологического, психологического и социологического подходов. Автор показывает, что в биологической и психологической интерпретациях преобладает эссенциализм, в социологической - конструктивизм. С точки зрения социологии, признается множественность маскулинности. Социологический подход позволяет увидеть дисфункциональность канона гегемонной маскулинности. Автор полагает, что в концепте маскулинности можно проследить переход от гегемонной к естественной маскулинности, а вместе с этим и возможность изменения социальной структуры.

Файлы: 1 файл

Маскулинность.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социологический  подход к маскулинности имеет следующие особенности: 1) признание множественной маскулинности; 2) возможность динамики изменений от одного типа к другому; 3) возможность изменения социальной структуры.

Маскулинность в эмпирическом плане. Проверить гипотезы о гегемонной и естественной маскулинности нам способствовал социологический опрос респондентов в организациях малого бизнеса г.Новосибирска в 2008 г., проведенный автором. Исследование не было полностью посвящено изучению маскулинности, но некоторые блоки анкеты оказались напрямую связаны с изучаемой нами тематикой. Мы попытались выявить оба типа маскулинности с помощью оценок ряда высказываний, в том числе стереотипных. Гегемонная маскулинность выявлялась в таких аспектах, как эмоциональность, сферы деятельности, личностные черты мужчины-руководителя. Изучение естественной маскулинности фокусировалось вокруг темы страха, беспокойства за будущее, отношения к работе и семье. Исследование гегемонной маскулинности. В стереотипах о гегемонной маскулинности отражается то, что "настоящий мужчина" не открыт в эмоциональном плане - не выражает эмоций, умеет сдержать себя. Для проверки этого нами предлагалось оценить высказывание "Мужчины хладнокровны". Оказалось, что 39,3% мужчин и 38,3% женщин выразили свое частичное согласие, а не согласились 13,2% мужчин и 17,5% женщин. Как видим, респонденты поддерживают стереотип о "настоящем" мужчине, блокирующем эмоциональные реакции. Если посмотреть критически на этот стереотип, то можно увидеть, что за ним скрывается неэкспрессивный мужчина, который испытывает трудности с самораскрытием, с эмоциональным контактом как с женщинами, так и с другими мужчинами.

 Гегемонная маскулинность наиболее полно проявляется в "мужских" аспектах деятельности, таких, как, например, финансы, управление. Отвечая на вопрос "Оцените, в каких областях лучше работает генератор идей мужчина и генератор идей женщина?", респонденты рассматривали следующие сферы: финансы, управ-ление, корпоративный отдых, мотивация труда, охрана труда, кадровая сфера. Обе группы респондентов оказались единодушны во мнении, что мужчина является лучшим генератором в сфере финансов (М - 69,9%, Ж - 47,5%), управления (М - 83,6%, Ж - 68,5%), охраны труда (М - 64,6%, Ж - 57,5%), а женщина - в сфере корпоративного отдыха (М - 50%, Ж - 63,9%). Как видим, "настоящий мужчина" должен управлять людьми и финансами. Таким образом, распределение ответов подтверждает конструкт гегемонной маскулинности о том, что мужчина должен иметь власть.

Мнения мужчин-респондентов и женщин-респондентов разделились  при выборе сферы мотивации и  кадровой сферы. Мужчины указывают, что эти сферы приоритетны  для мужчин (64,6% и 51,1% соответственно), а женщины считают, что для  женщин (50,2% и 60,8% соответственно). Вероятно, в данном случае мы имеем дело со скрытым проявлением влияния  маскулинности. Мужчины стремятся соответствовать конструкту гегемонной маскулинности, а значит, в сферах финансов, управления, мотивации, охраны труда и кадров, по их мнению, первенство - за мужчинами. Если посмотреть на это распределение внимательнее, то за этим можно увидеть еще один аспект маскулинности - необходимость иметь власть, в том числе и власть профессионала, во всех сферах, касающихся работы.

Следующий момент, связанный  с конструктом гегемонной маскулинности, - это личностные качества мужчины. Оценивая личностные качества мужчины-руководителя, на первое место мужчины поставили уверенность в себе (82,7%), на второе - умение принимать решения (72,6%), на третье - ответственность (69,2%), затем решительность (64,7%), стремление к успеху (63,7%). У женщин распределение ответов не совпадает только при оценке двух первых качеств: на первое место они поставили умение принимать решения (72,3%), а на второе - уверенность в себе (68,2%). Полученные данные со всей очевидностью демонстрируют, что от "настоящего мужчины" требуется уверенность иумение принимать решения. Оба эти качества олицетворяют собой силу, успешность, бесстрашие.

Исследование естественной маскулинности. Естественная маскулинность, как уже указывалось, связана с уходом от жестких "нормативов мужчинности", а соответственно, приемлемостью отступлений, включая разного рода страхи и т.д. Мы предложили респондентам оценить высказывание "Мужчины боятся быть непринятыми как профессионалы". Распределение ответов показывает, что 40,5% женщин и 14,7% мужчин согласны полностью, а 20,1% мужчин согласны частично. Если объединить полностью и частично согласных мужчин в одну группу, то можно увидеть, что примерно одна треть респондентов согласна с высказыванием. Вероятно, за этими цифрами скрываются представители естественной маскулинности. Ряд высказываний о работе и о семье позволил нам выделить оба типа маскулинностей. Распределение положительных ответов респондентов на ряд вопросов выглядит следующим образом: "Работа является главным в моей жизни" (М - 22,9%, Ж - 13,8), "Для меня в равной степени значимы работа и семья" (М - 29,8%, Ж - 39%), "Работа для меня - это возможность как-то разнообразить свою жизнь, она не занимает главное место" (М - 6,1%, Ж - 3,4%), "Семья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте - работа" (М - 21,2%, Ж - 27,4%)

Что касается первого вопроса, то можно отметить - работа не является главной сферой жизни ни для мужчин, ни для женщин. Исключение, пожалуй, составляют ответы молодых мужчин до 30 лет, имеющих высшее образование (44,6%) и мужчин со средне-специальным образованием в возрасте от 40 до 49 лет (38,9%).

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что для большинства  мужчин работа не относится к числу  приоритетных. А значит, они являются носителями естественной маскулинности.

 

Интерес представляют две  группы мужчин, которые указали на важность работы. Очень молодые мужчины  с высшим образованием только вступают в период "одевания доспехов" маскулинности, а потому готовы доказывать первенство. Здесь налицо проявление гегемонной маскулинности. То, что мужчины со средне-специальным образованием в возрасте от 40 до 49 лет отдают предпочтение работе, в некотором смысле коррелирует с исследованиями представителей рабочего класса и среднего класса, проведенного Е. Ю. Мещеркиной [Мещеркина, 2002]. На основании эмпирических данных автор сделала вывод о том, что представители среднего класса оказались более нагруженными патриархатными стереотипами, чем представители рабочего класса. В нашем исследовании предпочтение работы в качестве главной сферы реализации сил для мужчины также относится к числу одного из указанных стереотипов, что и служит основанием для корреляции.

Оценка мнения "Для меня в равной степени значимы работа и семья" показывает, что работа и семья имеют равную значимость преимущественно для женщин. Если рассмотреть распределение с учетом образования и возраста, то в большей мере на равную значимость указывают женщины со средне-специальным образованием в возрасте от 30 до 39 лет (53,3%), от 40 до 49 лет (54,3%) и женщины с высшим образованием в возрасте от 30 до 39 лет (44,4%), от 40 до 49 лет (45,2%), от 50 до 59 лет (51,8%).

Положительные ответы мужчин разного возраста и уровня образования  колеблются в диапазоне от 24,2% до 38,9%. Максимальное число ответов  получено от группы мужчин в возрасте от 40 до 49 лет со средне-специальным образованием. Как мы увидели ранее, для одной части мужчин этой группы важна работа. Вместе с тем точно такое же число мужчин ценит работу наряду с семьей. Иными словами, мужчины одного и того же возраста и уровня образования придерживаются, с одной стороны, традиционных взглядов на мужчину, а с другой, имеют несоответствующие традиционному конструкту мнения. Очевидно, на этом примере просматривается то, что в сознании присутствует сочетание разных типов маскулинности. 

Весьма показательны в  изучаемом нами аспекте маскулинности результаты при оценке четвертого мнения "Семья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте - работа" Оказалось, что семья имеет приоритетное значение для мужчин с высшим образованием в возрасте от 40 до 49 лет (37,5%), а также женщин со средне-специальным образованием в возрасте от 50 до 59 лет (37,9%).

Что же скрывается за полученными  результатами? Как нам представляется, мужчины с высшим образованием в  возрасте от 40 до 49 лет испытывают максимальное давление "рамок" конструкта маскулинности. Полученные результаты со всей очевидностью демонстрируют то, что мужчины изменяют нормативы гегемонной маскулинности. Лишь 17,2% этой группы мужчин указывают на важность работы. Таким образом, мужчины с высшим образованием в возрасте от 40 до 49 лет демонстрируют естественную маскулинность.

 Маскулинность мы смогли оценить с помощью ряда высказываний, в которых содержалось отношение к будущему и настоящему. Так, распределение ответов при оценке "Я беспокоюсь о будущем" показывает, что более трети мужчин со средне-специальным образованием всех возрастных интервалов, а также имеющих высшее образование в возрасте до 30 лет испытывают беспокойство о будущем .Как мы уже указывали, для трети мужчин со средне-специальным образованием в возрасте от 40 до 49 лет и с высшим образованием в возрасте до 30 лет главной сферой является работа. В данном случае мы можем говорить о том, что выявлены противоречивые состояния сознания, связанные с "ношей «гегемонной маскулинности», ведь именно эти две группы мужчин по ответам на вопрос о работе отнесены нами к носителям гегемонной маскулинности. Не исключено, что мы имеем дело с сочетанием в сознании двух типов маскулинности, со смещением в гегемонную. Таким образом, на основании эмпирически полученных данных можно говорить о появлении обоих типов маскулинности. Безусловно, от мужчин социальное окружение ожидает соблюдения норм гегемонной маскулинности. Она продолжает культивироваться как концепт силы, успеха, первенства. Но вместе с тем эмпирически выявлены проявления естественной маскулинности. Здесь мужчины с высшим образованием демонстрируют ломку традиций. Кроме того, выявлены и противоречия у носителей гегемонной маскулинности. Стоит обратить также внимание на то, что в сознании мужчин не всегда доминирует один тип маскулинности в "чистом виде". Скорее всего, имеет место их сочетание в разных соотношениях. Гегемонная и естественная маскулинности при смещении к преимуществу одного из типов остаются все же вместе.

Подведем итоги. Теоретическое  и эмпирическое исследование показало, что сконструированная гегемонная маскулинность продолжает воспроизводиться в сознании мужчин и женщин. От "настоящего мужчины" социальное окружение ожидает победы, риска, борьбы, лидерства, успеха.

Однако наряду с этим имеет  место и естественная маскулинность, рассматриваемая нами как жизнь в соответствии с мужским хабитусом, в которой отсутствуют жесткие рамки образа "настоящего мужчины". При этом естественная маскулинность не является ни кризисом маскулинности, ни примером "несостоявшейся" маскулинности. Она более всего способствует тому, чтобы мужчины были естественными. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас очень важна новая рефлексия самого феномена "маскулинность", которая, возможно, приведет к изменениям в гендерной проблематике.


Информация о работе Маскулинность