Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:34, контрольная работа
Массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Введение 2-4
Исторические условия и этапы становления массовой культуры 5-6
Характеристика современной массовой культуры:
а) Кич-культура 6-8
б) Мид-культура 8-10
в) Арт-культура 10-13
Современные типы культуры 13
Культура элитарного типа 14
Культура народного типа 14-15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
- индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
- массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы;
- средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;
- систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения;
- массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;
- мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;
- индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;
- индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги;
- индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию;
рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;
- игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;
- словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.
Наиболее высокий уровень массовой культуры – Арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей Арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – поп-культуру и рок-культуру.
Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками являются:
а) ориентированность на гомогенную аудиторию;
б) опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
в) эскейпизм;
г) быстродоступность;
д) быстрозабываемость;
е) традиционность и консерватизм;
ж) оперирование средней языковой семиотической нормой;
з) занимательность.
Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.
Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.
Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.
Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.
Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».
Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи, оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным.
Некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.
Современные типы культуры
Типы культуры даже в одном обществе варьируются в зависимости от места, которое данная группа занимает в обществе. Надо заметить, что дифференциация социальных групп по признаку культуры не повторяет в данном случае ни социальную, ни профессиональную структуру общества. Здесь, скорее, действует другой критерий, а, именно, критерий приближенности тех или иных людей к верховной власти. Самый близкий к верховной власти слой в любом обществе составляет элиту. Элита (elite) — буквально «лучшие или наиболее талантливые члены общества» (например, наиболее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим элитам. Согласно теории элит, деление на элитные и внеэлитные слои является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, в том числе и России. Элита современного российского общества еще не устоялась и в целом изучена недостаточно.
Каждая элита и внеэлитная
часть общества имеют свою культуру.
Социологи различают три
Культура элитарного типа.
Раньше было принято
считать, что элитарная, или высокая,
культура — это как бы сущностный
признак политической элиты. Она
считалась носителем
Культура народного типа
Культура народного типа - создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют индивидуального авторства. В этих произведениях может меняться текст, мелодия и т.п. Но по уровню творческого разнообразия, широты охвата тем, меры драматизма и трагедийности народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как элитарная, она уступает ей по глубине, мастерству исполнения. В принципе — это взаимодополняющие, взаимообогащающие друг друга культуры. Этого не скажешь о таком типе культуры, как массовая культура.
Заключение
Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Культура масс настолько плотно втянулась в наш график, окутала наши интересы, времяпрепровождение, что ее искоренение раз и навсегда стало просто немыслимым…да и надо ли это? Другое дело - качественный уровень подаваемой информации. Заполнение эфира насилием, порнографией, агрессией – все это наших с вами рук дело! Своей работой хотелось бы призвать трепетно и более избирательно относиться к тому, что мы смотрим, что мы слушаем, где проводим свое время; понять, что не все, что транслируется пускай даже самыми популярными каналами заслуживает нашего с вами внимания…и, может, в следующий раз вместо просмотра очередной серии бесконечных мыльных опер лучше взять в руки многократно перечитанное произведение Булгакова? По крайней мере, это точно не вредно…
Список используемой литературы
1. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.
2. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.
3. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М.: Высш.шк., 2001. – 328 с.
4. Семенов В. А. « Массовая культура в современном мире», « Знание», 1991 год.
5. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции // Искусство. – 2008. – № 7. – с.54-60.