Механизмы регулирования поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Социальные институты……………………………………………………........4
2.Социальные статусы…………………………………………………………..12
3.Социальные роли………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25

Файлы: 1 файл

Контрольная социология.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

   

1.Социальные  институты……………………………………………………........4

2.Социальные  статусы…………………………………………………………..12

3.Социальные  роли………………………………………………………………15

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В изучении социальных явлений  и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная система  может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры.

Социальная система, таким  образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

  1. Социальные институты

 

 

Тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют  в обществе функции социального  управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный  институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и  социальных отношений посредством  взаимосогласованной системы целесообразно  ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими  социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой  упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система  принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных  ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

К числу общих  признаков социального института  можно отнести:

- выделение  определенного круга субъектов,  вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или менее формализованную)  организацию;

- наличие специфических  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей в рамках социального  института;

- наличие социально  значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они  скорее вытекают из обобщения аналитических  материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциализации социальных образований.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и  его нормативной структуре. В  частности, реализация институтом социально значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу важнейших  функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

- регулирование  деятельности членов общества  в рамках социальных отношений;

- создание возможностей  для удовлетворения потребностей  членов общества;

- обеспечение  социальной интеграции, устойчивости  общественной жизни;

- социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих  в более или менее оформленном  виде в зависимости от типа института.

Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:

- цель и сферу  деятельности института;

- функции, предусмотренные  для достижения цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы,  представленные в структуре института;

- средства и  учреждения достижения цели и  реализации функций.

Из всех возможных  критериев классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и  формализованном. На основании предметного  критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)

На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как:

1) воспроизводство  представителей той или иной  социальной группы;

2) социализацию  конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей;

3) поддержание  стабильности и морального порядка  нутриинституционального характера,  а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального  обмена.

При этом важно  подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать их обязательными.

Социальные  институты - столпы общества, символы  порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они  удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Таблица 1. Основные социальные институты

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

1. Потребности  в воспроизводстве рода

1. Институт семьи  и брака

2. Потребности  в безопасности и социальном  порядке

2. Политические  институты

3. Потребности  в добывании средств существования

3. Экономические  институты

4. Потребности  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения.

4. Институты  образования

5. Потребности  в решении духовных проблем,  смысла жизни

5. Институт религии

Информация о работе Механизмы регулирования поведения личности