Механизмы регулирования поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Социальные институты……………………………………………………........4
2.Социальные статусы…………………………………………………………..12
3.Социальные роли………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25

Файлы: 1 файл

Контрольная социология.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 Способ получения  роли зависит от того, насколько  неизбежной является данная роль  для человека. Так, роли молодого  человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

 Формализация  как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

 Мотивация  зависит от потребностей и  мотивов человека. Разные роли  обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего  ребенка, руководствуются прежде  всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя  дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими  целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном  ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

 Для любого  общества не менее важно предписывание  ролей в соответствии с возрастом.  Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

 Освоение  новой роли может иметь огромное  значение для изменения человека. В психотерапии существует даже  соответствующий метод коррекции  поведения — имиджетерапия (имидж  — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, сделаем  некоторые обобщения по проанализированной теме.

В ходе анализа  материала по проблеме механизмов регулирования  поведения были рассмотрены три  аспекта: социальные институты, социальные статусы и личностные роли.

Социальные  институты различаются по типу потребностей, задач которые они решают. Важными социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важнейших социальных институтов. Заметную роль в обществе играет институт религии.

Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций  и наград. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы  в определенных видах деятельности - свободу слова, право на жилье и т. д. Социальные институты могут характеризоваться с точки зрения внешней формальной структуры внутренней - содержательной. Внешне социальные институты - совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих некоторую социальную функцию.

С содержательной стороны - это определенная система  стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Например, юстицию как социальный институт, можно охарактеризовать как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, с содержательной стороны - совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц (это воплощается в определенных ролях). Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей и системой санкций.

Социальный  статус — это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами. Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который  имеет человек, называется социальной ролью. Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей.

 Роль уже  статуса, к которому она привязана.  Каждый статус для своей реализации  требует множества ролей. Совокупность  ролей, вытекающих из каждого  статуса, принадлежащего данному  человеку, называется ролевым набором. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения, поэтому могут возникать ролевые конфликты.

Таким образом, мы еще раз убедились, что социальный статус личности взаимосвязан с другими  понятиями, такими как социализация личности и социальная роль. Невозможно рассматривать данные понятия абсолютно независимо друг от друга. В данной работе они были рассмотрены и отдельно и во взаимосвязи друг с другом.

Все три составляющие играют важную роль в регулировании  поведения человека, т.к. человек – существо глубоко социализированное. Отсюда можно сделать вывод о неразрывности этих компонентов и о необходимости рассматривать их в едином комплексе.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Асочаков, Ю.В. Социология : учеб. для вузов / Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, В.В. Василькова и др. ; под ред. Н.Г. Скворцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 352 с.
  2. Зборовский, Г. Социология образования: задачи и парадигмы /                        Г. Зборовский, Е. Шуклина // Высшее образование в России. – 2006. – № 1. – С. 131-138.
  3. Карпова, О.Л. Непрерывность социализации как фактор развития гражданского общества / О.Л. Карпова // Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти: Материалы XXI Международной науч.-практ. конф. (15-16 апреля 2004 г.). – Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2004. – Ч.I. – С. 104-111.
  4. Реутова, М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодёжи / М.Н. Реутова // Социс. – 2004. – № 6. – С. 139-142.
  5. Спасибенко, С.Г. Социализация человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5. – С. 101-122.
  6. Социология : учеб. для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко. – М. : Гардарики, 2006. – 512 с.
  7. Филатова, О.Г. Общая социология : учеб. пособие / О.Г. Филатова. – М. : Гардарики, 2005. – 464 с.

 


Информация о работе Механизмы регулирования поведения личности