Механизмы социальной адаптации и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Понятие “социальная адаптация” используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия “адаптация” и “адаптационный процесс” используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов - это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.
Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

Содержание работы

Введение 3
Механизмы социальной адаптации 4
Характеристика адаптивных механизмов 7
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Характеристика  адаптивных механизмов

Понятие “адаптация” используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным  подходом в комплексном изучении человека. Сам термин происходит от латинского слова “приспособление”. И первоначально он использовался  в биологии, где рассматривалось  приспособление строения и функций  организма к условиям существования  или привыкания к ним. Человек  как неотъемлемая часть животного  мира от окружающей природной среды  унаследовал приспособительные  функции, которые запрограммированы  в генетическом коде биологических  систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного  животного индивида. Благодаря адаптационным  процессам достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма  и среды. Поскольку организм и  среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно  и соответственно осуществляются различные  процессы адаптации.

Здесь осуществляется по сути важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека через гармоничное приспособление потенций организма индивида к процессам  природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные  формы, т. е. преобразовываются в  социальные по характеру стороны  развития. Нарушение равновесия между  организмом человека и его сознанием, а также с окружающей средой приводит подчас к вырождению или необратимым  изменениям как самого индивида, так  и природы. Существуют различные  уровни взаимоотношения личности с  окружающим миром, и здесь необходимо найти оптимальные, гармоничные  механизмы адаптации человеческого  организма (его морфо-физическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и  практики) к окружающей природной  среде.

Одним из характерных признаков  человека является то, что он — существо общественное.У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации. Здесь  уже не просто влияние определенно  заданных биологических параметров, определенный продукт природы —  человек, а высокоорганизованная развивающаяся  система, отличительной чертой которой  является эффективная связь телесного  и психического как основы становления  личности.

Конечно, биологический, физиологический, психический и социальный аспекты  развития человека взаимосвязаны и  взаимообусловливают друг друга. Они  постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности  человека составляют важнейшую предпосылку, необходимые условия для его  социального развития, которые, в  свою очередь, зависят от психических, интеллектуальных и других особенностей человека. Подчеркивая эти стороны  развития человека, его связь с  внутренним и внешним миром, мы этим самым показываем многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и  его связь с социальной практикой.

Проблема исследования процесса становления человека, его формирования и развития является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Эффективное  воздействие субъектов, всей системы  социальной работы на процессы становления  человека, формирования определенных социальных свойств и качеств  предполагают знание закономерностей, механизмов функционирования разнообразных  социальных явлений, влияющих на становление  и развитие самого человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией  человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие как в потреблении, так  и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и  прошлой социальной среды. В понятии  социализации заключается способность  человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс  развития и саморазвития личности органически  связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической  формой социализации человека.

Однако, если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и  усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый  характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно  устранить или усвоить создавшиеся  социальные прецеденты.

Вместе с тем процесс  социальной адаптации — это процесс  освоения относительно стабильных условий  социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования  принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две  характерные стороны, которые можно  назвать объективной и субъективной.

Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс  социальной адаптации непосредственно  связан не с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами  социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется  активизирующая роль человека, его  желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.

Поэтому эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации  способствует взаимодействие многих составляющих это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный  уровень и т. д.); условия непосредственной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение  и т. д.) и, конечно, сама личность, которая  формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, ее способностей и творческой деятельности, природных задатков.

Вычленяя в общечеловеческой деятельности ее социально-профессиональную направленность, мы тем самым подчеркиваем важность социальной работы, где ценностной ориентацией является то, что в  первую очередь отличает ее от других профессий человека — это постоянное стремление к полезности и умению оказать помощь каждому индивиду в зависимости от его социальных потребностей и интересов.

Отсюда, в основе понимания  развития механизмов социальной адаптации, ее сущности лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой  является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего  мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.

Социальность деятельности — ведущий и специфический  механизм в организации адаптации  человека. Важны такие его составляющие стороны, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включенность, активное приспособление индивида в  социальную среду. Сам же механизм адаптации  в социальной деятельности личности имеет свои закономерные этапы, которые  в основном свойственны остальным  видам деятельности. Эта схема примерно такова: нужда индивида — потребности — мотивы принятие решения — реализация и подведение итогов — ее оценка. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Проблема социального работника заключается в том, чтобы в случае какой-то неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.

Социальное общение —  важнейший механизм социальной адаптации  человека, который направляет и расширяет  круг усвоения социальных ценностей  при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения  — это не только потребность и  самостоятельный вид деятельности отдельного человека, но и определенное взаимодействие социальных работников со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.

Социальное самосознание личности — механизм социальной адаптации  личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей  социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника  понимается во многом как психолога-педагога, стремящегося через различные аспекты  обращения сознания сформировать личность неравнодушной к человеческой беде, выступающей активно против социального  равнодушия.

Итак, представляя механизмы  социальной адаптации личности, как  единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности индивидов, мы тем самым подчеркиваем единство и определенную систему  функционирования системы социальной помощи населению, значимость профессиональной подготовки социальных работников.

Необходимо отметить, что  наука психология имеет в своем  арсенале и активно применяет  в социальной практике различные  механизмы адаптации, которые помогают снимать критические состояния  в поведении человека. В науке  активно разрабатывается социально-психологический  подход к адаптации, объединяющий два  направления — социальную и биопсихическую, исходя из единства личности.

Называют и другие механизмы  социально-психологической адаптации  личности, в частности:

1) когнитивный механизм, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

2) эмоциональный механизм, включающий различные моральные  чувства и эмоциональные состояния:  беспокойство, озабоченность, сочувствие, одобрение, осуждение и т. д.;

3) практический (поведенческий)  механизм, предлагающий определенную  направленную деятельность человека  в социальной практике. В целом,  эти социально-психологические механизмы  социальной адаптации личности  составляют полное единство.

Социальная адаптация  личности — многогранный процесс  активного развития индивидуума, который  осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит  активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать  саму личность на основе познанных  биологических, физиологических и  психологических механизмов развития.

Анализируя содержание понятия  социальной адаптации личности, ее сущность, механизмы, влияющие на этот процесс, необходимо отметить следующие  ее характерные особенности, которые  отчасти раскрывают закономерности, различные уровни этого явления:

- адаптированние личности  к социальной среде является  сложным, противоречивым процессом;

- процесс социализации  и социальной адаптации личности  является единым явлением;

- проблему механизмов  социальной адаптации личности  необходимо рассматривать в контексте  трех ее основных процессов:  деятельности, общения и самосознания  индивидуумов;

- тесная связь и взаимозависимость  адаптации личности от биологических,  физиологических, психических свойств  индивидуумов и ее социального  развития;

Информация о работе Механизмы социальной адаптации и их характеристика