Механизмы социальной адаптации и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Понятие “социальная адаптация” используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия “адаптация” и “адаптационный процесс” используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов - это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.
Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

Содержание работы

Введение 3
Механизмы социальной адаптации 4
Характеристика адаптивных механизмов 7
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.М. МАШЕРОВА”

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине : “методы и Технологии социальной работы”

на тему : ” МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА”

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

ФСПиП 2 курс 24 группа

№ зачётной книжки  1010021282

Павлова Анна Сергеевна

         Преподаватель Матюшкова Светлана Дмитриевна

 

 

 

 

 

Витебск

2012

 

Содержание

Введение                                                                                                        3

Механизмы социальной адаптации                                                      4

Характеристика адаптивных механизмов                                           7

Список литературы                                                                                   12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие “социальная адаптация” используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера  его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия  “адаптация” и “адаптационный процесс” используются сегодня в  биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов - это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

   Начало этим исследованиям  было положено биологическими  науками, где адаптация рассматривается  как процесс приспособления строения  и функций организма к условиям  существования и привыкание к  ним.

   В определённом  смысле слова, процесс человеческой  жизни можно свести к необходимости  постоянно решать проблему “вживания”  в новые системы социальных  отношений, группы, системы ценностей  и т.п. Это происходит, в первую  очередь, в силу динамичного  характера социальной жизни, приводящего  к постоянным изменениям среды  жизнедеятельности человека.

   В самом общем  виде понятие “социальная адаптация”  можно определить следующим образом:  это процесс взаимодействия субъекта  социальной средой, в ходе которого  согласовываются требования и  ожидания его участников (24.С.47).Важнейшим  элементом этого процесса является  согласование самооценок, притязаний  и возможностей субъекта с  реалиями социальной среды. Это  согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса - состояние среды и социального  субъекта на данный момент  времени, и, во-вторых, потенциальный  уровень - возможности, тенденции  и закономерности развития как  социальной среды, так и социального  субъекта. Из вышесказанного следует  что, процесс социальной адаптации  - это взаимонаправленный процесс,  т.е. предполагающий взаимное  воздействие социальной среды  и социального субъекта друг  на друга. Такой процесс имеет  достаточно тесную связь с  другим процессом, связанным с  освоением субъектом социальной  среды, - процессом социализации. Это  предполагает активное участие  социального субъекта не только  в процессе узнавания системы  социальных связей и отношений,  социальных норм и ценностей,  их потребления и использования,  но и в процессе формирования  новых норм, связей и отношений,  их распределения и передачи. Таким образом, понятия и процессы  социальной адаптации и социализации  взаимоопределяют и взаимодополняют  друг друга. С одной стороны,  социализация предполагает наличие  у субъекта способности понять  и усвоить изменяющиеся условия  жизнедеятельности, с другой - социальная  адаптация - представляет механизм и одну из форм социализации личности. Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга .

Механизмы социальной адаптации

Можно классифицировать по разным основаниям. Классификация, позволяющая выделить и проанализировать наиболее эффективные механизмы, может быть выполнена, во-первых, по формам их принятия субъектом адаптации и, во-вторых, по используемым в процессе адаптации средствам.

В первом случае выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Рассмотрим действие каждого из них.

Добровольная адаптация  представляет собой ситуацию, при  которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает  перед субъектом новые перспективы  и возможности и, поэтому, принимается  без сопротивления, если даже для  этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать  хорошую служебную карьеру или  получать высокую заработную плату  может рассматриваться человеком  как основание и необходимость  для смены места работы и адаптации  в новом коллективе, получения  образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие  в ходе освоения новой среды и  новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого (30.С.45).

В условиях добровольной адаптации  изменения социальной среды, к которым  необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом. Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определённой степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют  и противоречат его ценностнонормативным установкам. Однако, при этом, субъект  не может не принять эти характеристики (30.С.48). То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация  жёстко заставляет человека принять  новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся. Например, чтобы сохранить жизнь себе и  своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям.

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации  средств, выделяется ещё одна группа механизмов этого процесса.

1.Психические механизмы,  направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2.Социальнопсихологические  механизмы, предназначенные для  приспособления индивида к среде  через её освоение различными  способами (30.С.49). Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п.

В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

3.Социальные механизмы  представляют собой наиболее  значительные элементы такой  группы феноменов. К ним относится,  прежде всего, механизм социальной  деятельности, который можно рассматривать  как универсальный механизм социальной  адаптации. Именно в процессе  социальной деятельности осуществляется  собственно включение субъекта  в новую систему социальных  отношений, норм и ценностей.  В рамках социальной деятельности  субъект приобретает новые социальные  статусы и роли, позволяющие ему  войти в новую социальную среду.

Ещё одним механизмом из этой группы является механизм социального  общения (30.С.48), позволяющий субъекту, вопервых, совершенствовать имеющиеся  у него навыки общения и приобретать  новые, вовторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности  и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей  делать выводы о том, насколько успешно  они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации (30.С.51).

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект  может выбрать различные формы  адаптационного поведения. К основным формам последнего можно отнести  следующие:

- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

-   инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъявляемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

  - «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

-   преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней.

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда  он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и  ретритизм) и адаптирующей, при которой  субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат  социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания  в поведении субъекта адаптивного  и адаптирующего аспектов.

Информация о работе Механизмы социальной адаптации и их характеристика