Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:24, статья
На развитие социальной сферы в России влияет ограниченность имеющихся ресурсов и многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты. Не последнюю роль играет переход на новые, неизвестные ранее принципы решения задач в социальной сфере, отсутствие до последнего времени внятной стратегии социально-экономического развития России с четко расставленными приоритетами, пробелы и противоречия в существующем законодательстве, некачественное исполнение функций социальной защиты со стороны государственных и муниципальных органов.
Обращаясь к рассмотрению вопроса о принципах применения минимальных социальных стандартов в осуществлении социальных функций местного самоуправления, отметим, что рассматриваемый инструмент представляется наиболее адекватным современным тенденциям в социальной сфере российского государства.
В самом деле, приведенные выше цифры показывают полную невозможность применения старой патерналистской модели социальной политики в России. С другой стороны, перевод механизмов социальной защиты на полностью рыночные принципы также невозможен как по причине бедности значительной части российских граждан, так и в связи с невозможностью распространения указанных принципов на ряд категорий населения (инвалиды, пенсионеры и т.п.).
Выход из указанного противоречия видится в построении некоторой промежуточной системы социальной защиты, основанной, в частности, на широком использовании минимальных социальных стандартов, например:
а) незащищенные группы населения получают бесплатные и общедоступные услуги в пределах установленных государством минимальных социальных стандартов. Услуги сверх минимальных социальных стандартов должны оказываться на платной основе;
б) остальные группы населения получают социальные услуги на платной основе.
Активно проводимая политика замены всех льгот денежными компенсациями, на наш взгляд, есть не что иное, как попытка снять с государства и органов власти всех уровней ответственность за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, как это декларируется в Конституции РФ, отказ от построения в России правового и социального государства.
Подводя итоги, отметим, что социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в условиях становления рыночных отношений. Решение теоретических и прикладных вопросов социальной стандартизации может стать одним из ключевых направлений в укреплении института местного самоуправления и становлении социального государства в Российской Федерации.
В последнее время наметился заметный рост интереса к проблеме социальной стандартизации как в теоретическом, так и в прикладном плане, что подтверждается значительным числом нормативных актов, обращающихся к такому инструменту социальной политики, как минимальные социальные стандарты.
Данные процессы не случайны, поскольку такого типа показатели являются наиболее адекватным инструментом, обеспечивающим решение сложных задач социальной политики в небогатой стране, переходящей на рельсы рыночной экономики. Социальные стандарты являются тем механизмом, который позволит, в частности, перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов на социальные нужды, что значительно повысит эффективность использования выделяемых средств на социальное развитие.
При этом особого внимания заслуживают минимальные социальные стандарты на уровне местного самоуправления, где непосредственно реализуются социальные функции и где наиболее сильна "социальная компонента" среди других направлений деятельности.
Литература:
1 Известия. 2004. 13 мая.
2 Основы социальной работы. М., 2001. С. 17-18.
3 Муниципальная экономика. 2002. №1. С.63.
4 Гиляров А.Г. Социальные стандарты и социальная политика. Апатиты, 2003. С. 46.
5 Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. М., 1999. С. 370-371.
6 См., например: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы от 20 декабря 2001 г.
Информация о работе Местное самоуправление и минимальные социальные стандарты