Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:50, реферат
Благодаря анализу состояния и тенденции развития политической жизни можно сделать вывод, что на современном этапе одной из главных проблем является более полное осуществление права на повседневное и действенное участие людей, производственных организаций в решении вопросов, касающихся государственной жизни.
Оглавление
Введение
Благодаря анализу состояния и тенденции развития политической жизни можно сделать вывод, что на современном этапе одной из главных проблем является более полное осуществление права на повседневное и действенное участие людей, производственных организаций в решении вопросов, касающихся государственной жизни.
Было проведено большое количество исследований, посвященных тематике общественных политических движений. При всей их важности специфика этой проблемы в России очень велика.
В 90-е годы в политической жизни России стали участвовать социальные силы, которые различаются по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам, а так же общественные движения. Начиная со второй половины 80-х годов, стал происходить взлет общественной инициативы.
Наблюдается широкий диапазон общественных интересов людей: начиная от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных до любительских объединений по интересам. Выделены общие характеристики, которые применительны для этих движений, к ним относятся:
Во-первых, они являются многообразными установками людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали висеть заданность, различные ограничения и официальные регламентации. Благодаря им, стала возможна реализация своих целей, объединение себе подобных и борьба за выживание в этом меняющемся мире.
Во-вторых, современные общественные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качества, верность идее и эффективность своей работы, главным образом, способность увлечь за собой людей.
В-третьих, среди перечня общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести профашистское движение, движение националистического толка. Естественно они не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы, а наоборот, усугубляют ее.
И наконец, происходит глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволяет достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.
Иначе говоря, возникновение и функционирование новых общественных движений, преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества еще далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, так как нет механизма поддержки социальных инициатив.
1. Общие представления об общественных движениях
1.1. Сущность понятия общественного движения
Особую роль при формировании и функционировании политической системы играют общественные организации и движения. Их деятельность рассматривается как условие и формы проявления политической активности граждан. При этом следует иметь в виду общую деятельность, объединение людей, которые различаются идейными основаниями и доктринами, целями и способами их реализации, численностью и внутренней структурой, ролью в политической жизни и т.д.
Общественные движения – это формы объединения людей, которые характеризуют их совместные стремления к осуществлению общих целей1. При сложенной определенной структуре они могут перерасти в организации.
В зависимости от связи общественно-политических движений с политической системой их подразделяют на институционализированные (формальные) и неинституционализированные (неформальные).
Процессы институционализации определяют обычно как становление относительно устойчивых форм организации социальной жизни, способных обеспечить постоянность связей и отношений в рамках общества. Это достаточно продолжительный и сложный процесс превращения какого-либо социального явления в организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти на различных уровнях и другими признаками организации: принятыми нормами, дисциплиной, правилами поведения и т.д. Первые, или ранние формы институтов возникают на уровне общественного самоуправления и самоорганизующих стихийных процессов, когда в них возникают упорядоченные, направленные действия, появляются лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы. Само явление, в результате актуализации которого идут процессы институционализации начинает быть управляемым.
Неформальные движения возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным её.
Общественные движения различаются и по многим другим важным признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т.д.
По критерию цели общественно-политические движения подразделяются на революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, экологические, общедемократические. По сферам деятельности: национальные, экономические, социальные, просветительские, научные, интернациональные, религиозные и др. По месту деятельности: общегосударственные, международные, местные, региональные, действующие в парламенте (фракции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. В зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные; по способу организации: союзы, клубы, ассоциации, фронты, объединения; по социальному составу: молодежные, профессиональные, женские.
1.2. Функции общественных движений
Большое значение, как теоретическое, так и практическое отдается выявлению функций общественных движений, так как это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.
К числу основных, общих для всех общественных движений функций относятся2:
1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов данного объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворить те или иные специфические потребности, связанные с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Такие интересы первоначально выступают в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные движения способны преобразовать такие расплывчатые взгляды и мнения в более четкие требования, программы данного объединения, при этом способствуя артикуляции интересов своих членов. Так же как и политические партии, общественные движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. В условиях неразвитой партийной системы данная функция приобретает особое значение.
2) Под функцией социальной интеграции и мобилизации понимается объединение и организация членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Эта функция может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
3) Функция
социализации. Привлекая своих членов
к решению общественно
4) Репрезентативная функция или функция представительства и защиты интересов своих членов при взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представлять эти интересы, доводить требования группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.
Воздействие общественных объединений на властные структуры осуществляется двумя путями: с помощью электорального представительства (т.е. через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основные формы и методы давления общественных движений на органы власти выступают следующие3:
- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;
- поддержка, главным образом финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;
- участие при разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;
- участие
в работе совещательных и
- организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей под соответствующими требованиями;
- забастовки, митинги, демонстрации и др.
Следует обратить внимание на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование. Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство, имея при этом цель - защитить особые интересы. В более узком смысле слова лоббированием является непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (консультации, встречи, беседы, личные обращения, телефонные переговоры). Основная задача лоббистов заключается в достижении принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, в получении правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.
В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских служб, к которым относятся юридические фирмы, консультационные бюро, агентства по связям с общественностью, оказывающие посреднические услуги при установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и других европейских странах лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Но при этом сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (подкупа, шантажа, угрозы, взятки).
5) Еще
одной функцией общественных
движений является функция
1.3. Политическая роль общественных движений
Общественные движения не ставят своей целью завоевать и осуществить политическую власть, они не добиваются открытого контроля над ней. В большинстве случаев они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, которые лежат в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Однако, не смотря на то что общественные движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Так как уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение включает их в зону политического действия.
Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию (рабочее, профсоюзное, национальное движения и др.), другие – практически не участвуют в политической жизни. Тем не менее, в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не устраняется полностью от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.
Общественные движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных групп разработана американскими политологами Д.Трумэном, А.Бентли и другими, она давно пользуется признанием в западной политологии. Так, например, согласно А.Бентли, политикой является процесс взаимодействия и борьбы, организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов – это «добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций»4.
В конкуренции групп значительная часть организованных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие «группа давления» позволяет раскрыть динамику превращения социально-групповых интересов, которые возникают в гражданском обществе, в политический фактор. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (квалификация и опыт, собственность, информация, культурное влияние, религиозные и этнические связи и др.). Разновидность групп интересов прежде всего представляют профессиональные союзы, союзы кооператоров, ассоциации предпринимателей, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических партий).
Информация о работе Место и роль общественных движений в политическом процессе