Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:50, реферат
Благодаря анализу состояния и тенденции развития политической жизни можно сделать вывод, что на современном этапе одной из главных проблем является более полное осуществление права на повседневное и действенное участие людей, производственных организаций в решении вопросов, касающихся государственной жизни.
2. Общественно-политические
2.1. Значение общественно-политических движений в России
Под общественно-политическим движением понимается добровольное, самоуправляемое объединение, созданное на основе общности интересов для осуществления общих целей. Как правило, эти движения структурно не оформлены. В зависимости от целей и выражающих их интересов, выделяют движения: благотворительные, молодежные, женские, «проблемные» (например, защита окружающей среды или мира), конфессиональные культурные. Задачи деятельности общественно-политических движений могут быть различны, но, как правило, их создание связано с попыткой граждан сообща решить какие-либо проблемы, которые стоят перед ними или перед целым обществом.
В Советском Союзе общественные объединения находились под жестким контролем КПСС (например, профсоюзы, ВЛКСМ, Комитет защиты мира), их нельзя было назвать в прямом смысле слова «добровольными объединениями граждан». Первые самостоятельные движения стали возникать только во второй половине 80-х гг., и в основном в молодежной среде («неформальные объединения»). Немного позже стали появляться общественные движения, которые носили ярко выраженный андеграундно-политический характер, они стали служить ростками будущих политических партий (региональные объединения избирателей, народные фронты). В 1990 г. появилось общероссийское общественно-политическое движение «Демократическая Россия». Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций. Благодаря поддержке со стороны «Демократической России» на первых выборах Президента России в 1991 г. победу одержал Б. Ельцин5.
В процессе деятельности первых общественно-политических движении сформировались будущие политические лидеры. В первую очередь следует отметить Е. Гайдара, С. Ковалева, Г. Старовойтову, А. Собчака и др., они являются выходцами из «Демократической России». Важной функцией этих движений является защита граждан от произвола властей («Комитет солдатских матерей», «Хельсинкская группа») и работодателей («независимые профсоюзы»). Л. Даймонд называет их поэтому «практическими лабораториями демократии».
По отношению к политической системе подобные объединения исполняют роль посредников и групп давления. Особенно это проявляется на примере деятельности Союза промышленников и предпринимателей А. Вольского.
Сильные позиции в современной России имеют всевозможные экологические объединения «зеленых». Это и полуэкстремистские «Хранители радуги», «Гринпис» и вполне ангажированные властями региональные движения. Благодаря выражению общечеловеческих интересов, «зеленые» не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения.
Деятельность общественно-политических движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. Если общественное объединение зарегистрировано в Министерстве юстиции или в региональных государственных органах, то оно приобретает статус юридического лица.
Любое общественное объединение со временем становится политическим, так как выражает и представляет определенный общественный интерес, следовательно, стремится к его реализации политическим способом. В современном обществе это невозможно без санкционирующей деятельности потестарных органов, поэтому общественные движения либо сами становятся политическими (к примеру, таковым является движение «Женщины России»), впрямую участвуя в политическом процессе, или преобразуются в политическую партию, либо пользуются механизмами политического давления и лоббирования (различные экологические организации). В результате гражданская инициатива институализируется, получает статус общегосударственного мероприятия, а само движение теряет свой исключительно общественный статус.
В настоящее время самодеятельные добровольные объединения граждан в России играют огромную стабилизирующую роль. Прежде являясь «школой самоуправления», они действуют на основе общественного договора и являются при этом посредником между человеком и государством. Эти организации регулируют поведение своих членов с помощью партикулярной системы моральных норм, а в их взаимодействии проявляется механизм согласования и увязки различных, часто противоречивых, общественных интересов. Только основываясь на данном подходе в обществе и можно достигнуть желаемого гражданского согласия и приучиться решать сложные проблемы, не прибегая к насилию.
2.2. Ресурсы общественно-политических движений в современной России
Для участия в политическом процессе и для достижения своих целей общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из которых являются6:
1) наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах России, которые обладают реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной власти и самоуправления;
2) устойчивая связь с обществом, (аккумуляция и артикуляция интересов избирателей, постоянное давление на потестарные органы и государство с целью их осуществления);
3) наличие политической идеологии, основные положения которой интегрируют в себе предельно широкие общественные интересы, общенациональные приоритеты, с помощью которой можно мобилизовать избирателей на поддержку политического движения;
4) сильный политический лидер, способный вести за собой не только членов собственной организации, но и людей из различных слоев общества. При этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;
5) наличие финансовой базы. Движения должны обладать устойчивыми источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных предприятий и фирм) для содержания центрального руководства, ведения повседневной политической деятельности, для агитации;
6) информационная
поддержка. Политические движения
должны иметь не только
7) информационно-аналитическая база. Политические движения должны иметь связь с ведущими аналитическими центрами страны и свою собственную команду аналитиков. Аккумулируя полученную информацию, они могут прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и, в зависимости от этого, корректировать свою деятельность.
Заключение
Залогом мобильности, жизненности и эффективности обновляющегося общественного сознания и поведения людей может выступать процесс становления и обогащения работы как сложившихся, так и новых общественных движений и гражданских инициатив.
Наиболее «устойчивыми» общественными движениями являются движения, имеющие относительно стабильное воспроизводство лидерского «ядра», их организационной структуры и идеологических ориентации. Принято выделять следующие признаки российских движений: мобильность; определенная структура, позволяющая им первыми реагировать на изменения в обществе, ставить те или иные проблемы, предлагать пути их решения; организационная оформленность; наличие лидерского «ядра»; разделение ролей; наличие устава и программы; обязательная регистрацию; использование для создания популярности и известности движения какой либо актуальной проблемы; участие движений в формировании устойчивых социальных субъектов — политических партий.
Для предотвращения и преодоления проблем, возникающих в процессе развития властных отношений, используются новые субъекты политического действия. Таковыми являются политические партии, инициативы, а так же общественные движения. Можно предположить, что если в ходе развития властных отношений не будут возникать новые общественные движения, то непременно произойдет нарушение процесса властвования, прервется приток свежих сил и задержится обновление политической структуры общества. Именно поэтому общественные движения рассматриваются как один из важнейших субъектов, с помощью которого осуществляется процесс демократизации политической жизни.
Список литературы:
1 Социология общественно-политических движений, Вятр В. /В. Вятр - М.: 2003 – 21 с.
2 Организация, движение, институт. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. / П. Димитров - М.: Логос, 1999 – 232 с.
3 Политическая система Российской Федерации: Правовые основы функционирования. Маримов Е.Г. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2008 – 123 с.
4 Организация, движение, институт. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. П. Димитров - М.: Логос, 1999 – 133 с.
5 Источниковедение истории общественных движений и политических партий России: Учебно-методический комплекс. Смагина М.Н. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007 – 53 с.
6 Россия в зеркале политологии. Полякова К.Н., Федотов К.С. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2003 – 76 с.
Информация о работе Место и роль общественных движений в политическом процессе