Место социолога в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы других наук, объединяя усилия, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, – человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Содержание работы

1. ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 3
2. ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГОВ 6
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЕ СОЦИОЛОГА 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

Место социолога в современном обществе.docx

— 24.13 Кб (Скачать файл)

Место социолога в современном  обществе

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА.  РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

 В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 3

2. ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИОЛОГОВ 6

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ  РАБОТЕ СОЦИОЛОГА 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

 

1. ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА.  РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ  В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 

 

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом  и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему  научного знания и занимает в ней  строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих  не только общество в целом, но и  отдельные его части, сферы, элементы. Общество настолько сложный объект, что одной науке изучить его  не по силам. Только привлекая ресурсы  других наук, объединяя усилия, можно  полно и непротиворечиво описать  и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, – человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как  общество, объединены логическими связями, общими понятиями и методами, а  потому представляют некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной  матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается  вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое  друг на друга влияние и интеграция.

В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией  – она образует подсистему системы  научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. В практической сфере, скажем в области  управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также  основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала  фирмы) и экономики (определение  цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.). Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Каждая наука смотрит  на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим углом  зрения. В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир  человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и  психологии новая дисциплина – социальная психология – описывает человека в непосредственном окружении. Она  затрагивает взаимодействие людей  в малой группе. И, конечно же, социальный психолог не способен предсказывать  смену правящих режимов или исход  политической борьбы партий.

Социальная психология –  это пограничная дисциплина. Она  сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое  общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника –  малые группы. Этот ближайший к  человеку мир друзей, знакомых и  родных играет исключительную роль в  нашей жизни. Мы вообще живем в  малых, а не в больших мирах  – в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой  даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась. В XIX веке психологи наивно полагали: все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено  в терминах индивидуального поведения. Индивидуального, значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества. Но вот приблизительно в 30–40-е года XX века опытным путем установили феномен группового давления, оказываемого на отдельного человека.

 

Сегодня по числу экспериментов  социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое. Несмотря на то, что социальная психология в качестве экспериментальной науки  активно развивается с 30-х годов, ее теоретические положения сформировались в XIX веке. Почти с самого начала социологи  приняли социальную психологию как  составную часть своей науки. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали  группу как процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где  первый учебник Мак-Доугалла «Введение  в социальную психологию» появился в 1908 г.

Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько мощным, что благотворно повлияло на обе  эти науки и вместе с тем  стимулировало активное развитие третьей  дисциплины – социальной психологии. В середине XX века социология в США  настолько созрела, что некоторые  ее методы заимствовали психологи. Другие математические модели пришли из демографии и статистики.

Социология – совсем другое дело. Она не умеет оперировать  такими тонкими инструментами, как  эксперимент и разные приборы. Она  имеет дело с большими массами  людей, мнение которых изучает с  помощью анкет. Данные, которые она  получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком – этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в отдельности. Она способна узнать про те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

 

2. ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИОЛОГОВ

Социолога интересуют следующие  принципиальные вопросы:

• в каком направлении  и каким образом общество (его  структура и институты) влияют и  определяют поведение людей;

• каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя  своей группы.

Таковы две самые важные задачи, которые приходится решать профессиональному социологу. Кроме  них имеется множество других, но только первые две определяют характер и отличительные черты социологии как самостоятельной дисциплины.

Действительно, психолога  интересует то, в каком направлении  на поведение человека влияет его  внутренний мир – объем памяти, интенсивность и степень развитости мышления, темперамент, эмоциональный  склад, агрессивность, подсознательные  переживания и т.д. Для решения  подобной задачи он применяет методы, отличные от социологии, скажем, лабораторный эксперимент или тестирование. Психолог не усредняет и не типизирует свой объект. Напротив, он устанавливает  индивидуальную структуру человека, ищет его неповторимость и работает с отдельным индивидом как  с личностью.

Вторая черта указывает  на применяемые в социологии методы, их специфику. Человек превращается для социолога в респондента  – источник нужной информации. Когда  он получил от 100 или 1000 респондентов сведения о поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах всю  исчерпывающую информацию, он забывает о них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей  анкете социолог заранее предупреждает  людей об анонимности опроса и  о том, что данные будут усреднены  и в таком виде предстанут в  научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ –  «средний человек». Это может быть типичный студент, сторонник коммунистических взглядов, верующий или «новый русский». В понятии «средний человек», введенном  А. Кетле (конец XIX века) погашаются все  различия между людьми.

Различие трех очень похожих  наук, предметные области которых  студенты часто смешивают, можно  выразить иначе. Социология изучает  социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает  социально-психологические отношения, зависящие от нас, а именно – нашего восприятия и оценки этих отношений. Психология вообще не изучает никакие  отношения напрямую, но косвенно привлекает их для лучшего анализа внутреннего  мира человека.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она  не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных  отношений. Социология изучает психологические  проблемы, рыночные отношения, государство  или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается  только с позиций его связи  с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Религия важна социологии не как система верований и  специальных обрядов, а только как  общественный институт, оказывающий  влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает  также под специфическим углом  – как образ жизни больших  масс людей.

Так появляется ключевое выражение  – большие массы людей. Именно они составляют повседневную жизнь  общества. Они его творцы, и они  его жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и  динамика общества в целом, устройство государства или политической системы. Социологию в не меньшей степени  интересуют повседневное поведение  больших масс людей, их верования, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

В литературе еще не сложилось  окончательного мнения о том, куда именно зачислять социологию – в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У  них много общего, они тесно  связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам  относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными  методами, социальные науки – формализованными моделями, математическим аппаратом  и опираются на количественное, или  квалифицированное знание. Социальной называется наука, изучающая поведение  людей в обществе с использованием эмпирических методов и математического  аппарата.

Гуманитарные знания (философия, науковедение, языкознание, искусство) не опираются в той же степени  на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. У них нет математического  аппарата и статистики. Вместо обобщенных эмпирических в них используются субъективные оценки и ценностные суждения, социальные науки, напротив, оперируют  объективными суждениями, то есть истинность которых можно подтвердить фактами.

Другой критерий разграничения  двух родов наук учитывает тот  факт, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных – главным выступает как раз  уход от ценностей, культурных и духовных артефактов.

С другой стороны, у социологии очень много общего с философией, культурологией, историей. В таком  случае социологию следует зачислять  в разряд гуманитарного знания, что  соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским  традициям.

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с  двойным статусом: она принадлежит  к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, то есть традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Таким образом, социология –  это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет  интегративную (объединяющую) функцию  по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам. Иначе говоря, социология выполняет функцию философии  для этих наук, т.к. дает им знания о  структуре и законах развития общества в целом.

Социологу в своей работе приходится выступать в нескольких ипостасях. В своей работе социолог может прибегать:

- к интервью (как журналист)  – формальному, с записью на  диктофон, или в форме доверительной  беседы;

- к фокус-группам (беседа  с несколькими людьми, как в  ток-шоу);

- к анализу документов  и других письменных источников (как историк);

- к наблюдению (почти как  разведчик).

Если учесть, что помимо сбора данных социолог еще должен читать специальную литературу, анализировать  данные с помощью компьютерных программ, обсуждать свое исследование с коллегами  на совещаниях и конференциях, писать отчеты и публиковать результаты своего труда - то мы увидим, что его  работа весьма разнообразна и требует  очень разных навыков.

Что прежде всего отличает социолога от всех остальных –  это определенный стиль мышления. Даже просто проходя по улице, социолог видит мир особыми глазами. Для  него новый русский в золотых  цепях – не просто бритый мужик, а образец демонстративного потребления; дети, дразнящие своего одноклассника  – пример коллективного исключения из группы; просьба нищего дать денег  на операцию – попытка мобилизовать определенные представления общества о социальной справедливости. Иногда даже отношения с членами своей  семьи социолог невзначай начинает выяснять в социологических терминах.

Вместе с тем, узнавая  о разных сообществах людей, их верованиях и законах, социолог понимает, что  жизнь может быть устроена совершенно по-разному и становится терпимее к мнениям и действиям других.

Социолог должен знать: статистику и социальную теорию, компьютер, некоторые  отрасли права, экономики, политологии, истории, социальной политики, психологии.

Навыки и качества, необходимые  социологу:

- аналитическое, критическое  мышление;

- умение искать информацию, самостоятельно ставить и разрешать  задачи;

- коммуникативные навыки;

- навыки написания связных  текстов;

- способность примерять  на себя чужие социальные роли. По мере того, как наше общество  взрослеет и все больше задумывается  о самом себе, профессия социолога  становится все более востребованной.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ  РАБОТЕ СОЦИОЛОГА

Возрождение и развитие социологии в 90-е гг. отвечает возросшему запросу  в описании, объяснении меняющихся потребностей социально-экономических  преобразований в жизни общества. Профессии социолога, психолога, а  также менеджера оказываются  «знаковыми», участвующими в диагностировании, постановке и в поиске разрешения многих общественных проблем.

Информация о работе Место социолога в современном обществе