Место социологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:55, реферат

Описание работы

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………............2
1.Объект и предмет социологии …………………………………………………...……….3
2. Функции социологии …………………………………………………………....……..…6
3. Уровни социологического знания…………………………….………………..………...8
4. Место социологии в системе наук ...……...……………………………………………..11
Заключение ……………………………………………………………………..…………....16
Список литературы ………………………………….………………………...…………….17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx

— 47.51 Кб (Скачать файл)

Прогностическая функция  социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает  возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной Деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров, сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция  социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая  информация - самый оперативный вид  социальной информации. В крупных  социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Идеология - это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. При установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

 

3. Уровни социологического  знания

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и  прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов  и явлений и т.д. На фундаментальном  уровне осуществляются взаимосвязи  социологии с другими науками  и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые  социологией на фундаментальном  уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие  конкретные социальные единицы, как  социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные  социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о  единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в  изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных  социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень  эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для  изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся  поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная  наука испытывала значительный дефицит  в эмпирической информации, так как  эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В  результате произошел разрыв между  фундаментальной социологией и  эмпирическими исследованиями. В  практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой  эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных  и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению  их усилий. Выход из этого положения  был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое  промежуточное положение между  фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической  информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся  в промежуточном пространстве между  частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все  наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как  изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в  целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических  теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятии и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны  как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые  дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это  промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть  роль мостика между "высокой" теорией  и эмпирическими данными в  результате исследования конкретных явлений  и процессов.

Социологи полагают, что  выделение теорий среднего уровня создает  целый ряд неоспоримых удобств  и преимуществ, главные из которых:

- возможность создания  прочной и удобной теоретической  основы для исследований конкретных  областей человеческой деятельности  и отдельных составляющих социальных  структур без использования громоздкого  и излишне абстрактного понятийного  аппарата фундаментальных теорий;

- осуществление тесного  взаимодействия с реальной жизнью  людей, которая всегда находится  в поле зрения теорий среднего  уровня, отражающих практические  проблемы жизни общества;

- демонстрирование возможностей  и убедительности социологических  исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических  областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением  встречены социологами. В настоящее  время эти теории прочно вошли  в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию  социологов, например появление социологов, которые работают только в области  социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические  выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в  научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три  группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости  и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы  общества - от малой группы до социального  класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения  и, наконец, соединяют эти обобщения  в теорию в пределах своей узкой  области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические  материалы, которые можно рассматривать  как составную часть фундаментальных  теоретических разработок.

Однако в настоящее  время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических  теорий связано с определенными  трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к  изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся  к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Место социологии  в системе наук

Место объекта социологии. Для решения вопроса о месте  социологии безопасности в структуре  социологического знания, необходимо, прежде всего, определить место самой  социологии в генетической классификации  наук. Это, с одной стороны, позволит уточнить наше представление об объекте  и предмете самой социологии. С  другой стороны, это является важнейшим  методологическим основанием для понимания  внутренней структуры социологии как  науки. Дело в том, что содержание социологии, как и других наук, определяется не только содержанием объекта исследования, но обязательно включает в себя всю  систему связей объекта социологии с объектами пограничных с  нею наук.

Известно, что методологическим основанием классификации основных естественных наук является генетическая классификация форм движения материи, которые являются объектом их изучения. При этом науки располагаются  друг за другом в таком же порядке, как и формы движения материи  в историческом развитии природы. Уже  в линейной классификации наук, предложенной Ф.Энгельсом, социальная форма движения материи замыкает этот генетический ряд форм движения. Это означает, что в ряду наук о формах движения материи наука о социальной форме  движения материи занимает положенное ей место.

Информация о работе Место социологии в системе наук