Метод контент-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….2
1.Этапы контент-анализа………………………………………....4
1.2 Назначение и возможности методики «контент-анализ»…8
2.Объекты контент-анализа………………………………………9
3. Единица, категория анализа и единица счета………………..10
Список литературы…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………….2

 

1.Этапы  контент-анализа………………………………………....4

 

1.2 Назначение и возможности  методики «контент-анализ»…8

 

2.Объекты контент-анализа………………………………………9

 

3. Единица, категория  анализа и единица счета………………..10

 

Список литературы…………………………………………………15

                                                    Введение

Контент-анализ — описание метода

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы  могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило  для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).  
 
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории  сформулированы, необходимо выбрать  соответствующую единицу анализа  — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).  
 
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12—16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200—600 текстов.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа  является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,

где f — число положительных  оценок; n  — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,

Есть и более простые  способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.

 

                                       1. Этапы контент-анализа

 

На первом этапе кроме определения темы текста (с помощью модуля "автоматическая категоризация") следует определить её действующих лиц и их отношение к теме. Возможны следующие варианты определения действующих лиц: по критерию "Центр внимания" с категориями "Я"-"Ты-Вы"-"Он-Она-Оно" и оценочная категория "Свой-Чужой". Т.е. действующим лицом текста может является "Я" (автора или того, от лица которого ведется текст), "Ты-Вы" (чаще тексты, имеющие целью мотивировать адресата сообщения на какие-либо действия или дающие оценку таким действия) и "Он-Она-Оно" (чаще описательные тексты о деятельности третьих лиц по отношению к автору и адресату). Таким образом, на первом этапе будут выделены действующие лица и оценка их деятельности в рамках темы. 
 
На втором этапе определяется выраженность "потребности" в тексте и связь категории с темой текста и действующими лицами. Следует различать "внутреннюю" и "внешнюю" потребность, т.е. формулирование побуждений как принадлежность непосредственно действующим лицам (собственно "хотеть") или побуждения как результат чужих желаний или обязательств перед другими лицами ("долг", "обязательство"). 
 
На третьем этапе определяется структура "валентности" и её связь с темой. При выраженной связи с "положительной" валентностью тема текста считается реализуемой (достижимой), при выраженной "отрицательной" валентности можно говорить о фрустрирующем значении темы для действующих лиц. 
 
На четвертом этапе определяется структура мотивов и инструментальной деятельности, связанной с темой. В структуре мотивов выделяются физиологические мотивы, мотивы достижения, власти и аффиляции, а инструментальная деятельность подразделяется на группу 'физических действий', включающая "манипуляцию", "движение" и "перемещение".  
 
Физические действия происходят в определенном образе организованном "пространстве" (манипуляция) и имеют определенное "направление" (движение и перемещение) и временную привязку и протяженность. 

 

Группа категорий 'информационных действий' тесно связана с категориями  репрезентативных систем (каналов восприятия): "чувственный канал", "зрительный канал" и "слуховой канал" и "рациональный канал". Современные языки имеют, как правило, слова, описывающие восприятие, обработку, трансляцию и ретрансляцию в различных репрезентативных системах (каналах восприятия), что дает дополнительные возможности для решения практических задач, описанных в разделе "Интерпретация".

Пятый этап контент-анализа включает поиск и оценку связей темы и действующих лиц с различными категориями ментальных операций, в том числе:

  • Операции с "Информацией": наличие "констатации" и "уточнения", использования слов "конкретной" или "неконкретной" информации; выраженность "преувеличения", "преуменьшения" или "отрицания".
  • Логические операции: "и", "или", "нет", "но".
  • Операции сравнения: "общность", "отличие" , "подобие" .
  • Организация событий: "причина", "следствие" и "нарушение".

 
Использование тех или иных ментальных операций является операциями мышления и/или риторическими приемами. Использование  этой информации обсуждается в разделе "Интерпретация".  
 
На шестом этапе определяются эмоциональные оценки темы и действующих лиц.  
 
Оканчивается процедура контент-анализа определением выраженности всех категорий во всем тексте.

 Интерпретация результатов

Интерпретация результатов контент-анализа выполняет следующую основную задачу:

Описание "ментальной карты" текста в целом, "карт" тем и действующих лиц, т.е. выявление  наиболее значимых "семантических  примитивов" (категорий), которые  были использованы для описания.

ВААЛ полностью автоматизирует выполнение этой задачи, т.е. описывает "ментальную карту" как текста в целом, так и "карты" отдельных тем и действующих лиц. Относиться к результатам такого анализа необходимо "as is". Их самостоятельное описание представляет интерес при анализе художественной литературы, позволяет сравнивать субъективной картину мира различных авторов, "портреты" героев и т.д. на основе одних и тех же критериев с учетом лексических эквивалентов. 
 
Психологическое содержание категорий см. соответствующие разделы. 
 
Оценка использования тех или иных категорий в тексте обычно связано с четырьмя задачами:

  • Определение искренности автора, т.е. соответствие текста заявляемых или приписываемым задачам.
  • Соответствие текста заявляемым задачам коммуникации.
  • Коммуникативная эффективность текста.
  • Эмоциональная эффективность текста.

Эти задачи обычно имеются  при интерпретации текстов массовой коммуникации.

Определение искренности  автора, т.е. соответствие теккста заявляемым или приписываемым задачам

Оценка искренности автора (семантический примитив "ИСТИНА") начинается со сравнения связей темы и действующих лиц с категориями и выраженностью категорий во всем тексте (кроме категорий мотивов). Расхождения между "фигурой" (т.е. темой, действующими лицами) и "фоном" являются первым признаков не-искренности автора текста. Также маркерами неискренности является высокая выраженность следующих категорий:

  • "Время неопределенное"
  • "Информация неконкретная"
  • "Преувеличение"
  • "Преуменьшение"
  • "Нет"
  • "Но"

Соответствие текста заявляемым задачам коммуникации

 
Соответствие текста заявляемым задачам  коммуникации определяется соответствия связей темы текста с категориями  мотивов (физиологических, достижения, власти или аффилиации) и выраженностью  и структурой мотивационных слов во всем тексте. В общем виде, мотивационная структура текста в целом должна соответствовать мотивационной структуре темы. В противном случае возникающий мотивационный конфликт не позволит выделить адресату сообщения из текста способы достижения цели и задача коммуникации не будет выполнена.

Коммуникативная эффективность текста

 
Коммуникативная эффективность текста, т.е. влияние текста на последующее  поведение человека в соответствии с целями текста, определяется значениями следующих категорий: 
 
Высокие значения категорий:

  1. Архетипичность
  2. Жизнь
  3. Сумма зрительного, чувственного и слухового каналов восприятия
  4. Суммарная мотивация
  5. Внутренняя потребность
  6. Положительная валентность
  7. Ориентация вперед

Низкие значения категорий:

  1. Смерть
  2. Внешняя потребность
  3. Отрицательная валентность
  4. Нет
  5. Отрицание

Взаимоотношения категорий:

  1. Доминирование "движения к" относительно "движению от"
  2. Содержательно более положительные оценки темы текста по лексико-эмоциональным шкалам по сравнению с общим фоном текста.

Информация о работе Метод контент-анализа