Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:46, контрольная работа
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Введение …………………………………………………………….2
1.Этапы контент-анализа………………………………………....4
1.2 Назначение и возможности методики «контент-анализ»…8
2.Объекты контент-анализа………………………………………9
3. Единица, категория анализа и единица счета………………..10
Список литературы…………………………………………………15
Введение ………………………………………………………
1.Этапы контент-анализа………………
1.2 Назначение и возможности методики «контент-анализ»…8
2.Объекты контент-анализа……………
3. Единица, категория
анализа и единица счета……………….
Список литературы…………………………………………………
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы
могут стать объектом контент-анализа.
Необходимо, чтобы исследуемое содержание
позволило задать однозначное правило
для надежного фиксирования нужных
характеристик (принцип формализации),
а также, чтобы интересующие исследователя элементы
содержания встречались с достаточной
частотой (принцип статистической значимости).
Чаще всего в качестве объектов исследования
контент-анализа выступают сообщения
печати, радио, телевидения, протоколы
собраний, письма, приказы, распоряжения
и т.д., а также данные свободных интервью
и открытые вопросы анкет. Основные направления
применения контент-анализа: выявление
того, что существовало до текста и что
тем или иным образом получило в нем отражение
(текст как индикатор определенных сторон
изучаемого объекта — окружающей действительности,
автора или адресата); определение того,
что существует только в тексте как таковом
(различные характеристики формы — язык,
структура, жанр сообщения, ритм и тон
речи); выявление того, что будет существовать
после текста, т.е. после его восприятия
адресатом (оценка различных эффектов
воздействия).
В разработке и практическом применении
контент-анализа выделяют несколько стадий.
После того, как сформулированы тема, задачи
и гипотезы исследования, определяются
категории анализа — наиболее общие, ключевые
понятия, соответствующие исследовательским
задачам. Система категорий играет роль
вопросов в анкете и указывает, какие ответы
должны быть найдены в тексте. В практике
отечественного контент-анализа сложилась
довольно устойчивая система категорий
— знак, цели, ценности, тема, герой, автор,
жанр и др. Все более широко распространяется
контент-анализ сообщений средств массовой
информации, основанный на парадигматическом
подходе, в соответствии с которым изучаемые
признаки текстов (содержание проблемы,
причины ее возникновения, проблемообразующий
субъект, степень напряженности проблемы,
пути ее решения и др.) рассматриваются
как определенным образом организованная
структура.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.
После того, как категории
сформулированы, необходимо выбрать
соответствующую единицу
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых
контент-анализу. Проблема выборки содержит
в себе выбор источника, количества сообщений,
даты сообщения и исследуемого содержания.
Все эти параметры выборки определяются
задачами и масштабами исследования. Чаше
всего контент-анализ проводится на годичной
выборке: если это изучение протоколов
собраний, то достаточно 12 протоколов
(по числу месяцев), если изучение сообщений
средств массовой информации — 12—16 номеров
газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка
сообщений средств массовой информации
составляет 200—600 текстов.
Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.
Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,
где f — число положительных оценок; n — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.
На первом этапе кроме определения темы
текста (с помощью модуля "автоматическая
категоризация") следует определить
её действующих лиц и их отношение к теме.
Возможны следующие варианты определения
действующих лиц: по критерию "Центр
внимания" с категориями "Я"-"Ты-Вы"-"Он-Она-Оно"
и оценочная категория "Свой-Чужой".
Т.е. действующим лицом текста может является
"Я" (автора или того, от лица которого
ведется текст), "Ты-Вы" (чаще тексты,
имеющие целью мотивировать адресата
сообщения на какие-либо действия или
дающие оценку таким действия) и "Он-Она-Оно"
(чаще описательные тексты о деятельности
третьих лиц по отношению к автору и адресату).
Таким образом, на первом этапе будут выделены
действующие лица и оценка их деятельности
в рамках темы.
На втором этапе определяется выраженность
"потребности" в тексте и связь категории
с темой текста и действующими лицами.
Следует различать "внутреннюю" и
"внешнюю" потребность, т.е. формулирование
побуждений как принадлежность непосредственно
действующим лицам (собственно "хотеть")
или побуждения как результат чужих желаний
или обязательств перед другими лицами
("долг", "обязательство").
На третьем этапе определяется структура
"валентности" и её связь с темой.
При выраженной связи с "положительной"
валентностью тема текста считается реализуемой
(достижимой), при выраженной "отрицательной"
валентности можно говорить о фрустрирующем
значении темы для действующих лиц.
На четвертом этапе определяется структура
мотивов и инструментальной деятельности,
связанной с темой. В структуре мотивов
выделяются физиологические мотивы, мотивы
достижения, власти и аффиляции, а инструментальная
деятельность подразделяется на группу
'физических действий', включающая "манипуляцию",
"движение" и "перемещение".
Физические действия происходят в определенном
образе организованном "пространстве"
(манипуляция) и имеют определенное "направление"
(движение и перемещение) и временную привязку
и протяженность.
Группа категорий 'информационных действий' тесно связана с категориями репрезентативных систем (каналов восприятия): "чувственный канал", "зрительный канал" и "слуховой канал" и "рациональный канал". Современные языки имеют, как правило, слова, описывающие восприятие, обработку, трансляцию и ретрансляцию в различных репрезентативных системах (каналах восприятия), что дает дополнительные возможности для решения практических задач, описанных в разделе "Интерпретация".
Пятый этап контент-анализа включает поиск и оценку связей темы и действующих лиц с различными категориями ментальных операций, в том числе:
Использование тех или иных ментальных
операций является операциями мышления
и/или риторическими приемами. Использование
этой информации обсуждается в разделе
"Интерпретация".
На шестом этапе определяются эмоциональные
оценки темы и действующих лиц.
Оканчивается процедура контент-анализа
определением выраженности всех категорий
во всем тексте.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов контент-анализа выполняет следующую основную задачу:
Описание "ментальной карты" текста в целом, "карт" тем и действующих лиц, т.е. выявление наиболее значимых "семантических примитивов" (категорий), которые были использованы для описания.
ВААЛ полностью автоматизирует выполнение
этой задачи, т.е. описывает "ментальную
карту" как текста в целом, так и "карты"
отдельных тем и действующих лиц. Относиться
к результатам такого анализа необходимо
"as is". Их самостоятельное описание
представляет интерес при анализе художественной
литературы, позволяет сравнивать субъективной
картину мира различных авторов, "портреты"
героев и т.д. на основе одних и тех же критериев
с учетом лексических эквивалентов.
Психологическое содержание категорий
см. соответствующие разделы.
Оценка использования тех или иных категорий
в тексте обычно связано с четырьмя задачами:
Эти задачи обычно имеются
при интерпретации текстов
Определение искренности автора, т.е. соответствие теккста заявляемым или приписываемым задачам
Оценка искренности автора (семантический примитив "ИСТИНА") начинается со сравнения связей темы и действующих лиц с категориями и выраженностью категорий во всем тексте (кроме категорий мотивов). Расхождения между "фигурой" (т.е. темой, действующими лицами) и "фоном" являются первым признаков не-искренности автора текста. Также маркерами неискренности является высокая выраженность следующих категорий:
Соответствие текста заявляемым задачам коммуникации
Соответствие текста заявляемым задачам
коммуникации определяется соответствия
связей темы текста с категориями
мотивов (физиологических, достижения,
власти или аффилиации) и выраженностью
и структурой мотивационных слов
во всем тексте. В общем виде, мотивационная
структура текста в целом должна соответствовать
мотивационной структуре темы. В противном
случае возникающий мотивационный конфликт
не позволит выделить адресату сообщения
из текста способы достижения цели и задача
коммуникации не будет выполнена.
Коммуникативная эффективность текста
Коммуникативная эффективность текста,
т.е. влияние текста на последующее
поведение человека в соответствии
с целями текста, определяется значениями
следующих категорий:
Высокие значения категорий:
Низкие значения категорий:
Взаимоотношения категорий: