Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:29, контрольная работа
В контрольной работе рассмотрен метод наблюдения в социологии. Данный метод входит в состав методов исследования в социологии, но также имеет свою классификацию (виды) о которых также автор рассказывает в работе. Если бы необходимо быть краткой и двумя словами рассказать, в чём суть всего метода наблюдения, то можно охарактеризовать его как метод сбора социологических данных, либо целостную исследовательскую стратегию, то есть методологию социальных и гуманитарных исследований.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Виды наблюдений………………….……………….…………………...…………………...4
2. Элементы, определяющие тип наблюдения………………………………………………..7
3. Назначение метода наблюдения.............................................................................................10
4. Положительные и отрицательные стороны метода наблюдения………………………....12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………….…...…….15
Министерство образования Российской Федерации
Кафедра социологии
Контрольная работа
На тему: «Метод наблюдения в социологии»
Выполнил студент______________
(фамилия)
______________________________
(имя, отчество)
Форма обучения______________________
Срок обучения_________________
Курс__________________________
Факультет_____________________
Специальность_________________
Группа________________________
Зачётная книжка №___________________________
Санкт-Петербург
2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Виды наблюдений………………….……………….……………
2. Элементы, определяющие тип наблюдения………………………………………………..
3. Назначение метода наблюдения....................
4. Положительные и отрицательные стороны метода наблюдения………………………....12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….…
Введение
В своей контрольной работе я рассмотрю метод наблюдения в социологии. Данный метод входит в состав методов исследования в социологии, но также имеет свою классификацию (виды) о которых я также расскажу в работе. Если бы необходимо быть краткой и двумя словами рассказать, в чём суть всего метода наблюдения, то я бы охарактеризовала его как метод сбора социологических данных, либо целостную исследовательскую стратегию, то есть методологию социальных и гуманитарных исследований. Но в своей контрольной работе я могу более широко раскрыть понятие этого метода, и я постараюсь написать свою работу интересно, доступно, проработав много источников информации и выделяя самые запоминающиеся моменты. В качестве введения я бы ещё хотела дать понятие термину «наблюдение», о котором я поведу речь. Поясню почему. До сих пор термин «наблюдение» еще не стал однозначным. Так, в некоторых социальных науках (экономической статистике, демографии) под наблюдением часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос, сбор письменных данных, визуальное наблюдение), противопоставляя ее косвенному получению данных из литературных источников. В широком смысле слова я считаю метод наблюдения как способ познания мира. Этим я хочу сказать, что все люди с самого рождения используют этот метод, ведь, например, у детей есть врождённые инстинкты, такие как поесть, попить и т.д., а вот поведение в обществе, следование традициям уже формируются с помощью метода наблюдения.
Наблюдение — это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».
1. Виды наблюдения
Свою работу я начну с классификации методов наблюдения, ведь наблюдения бывают разными и используют их в различных ситуациях.
Я узнала о том, что наблюдение классифицируется по самым различным основаниям:
- в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое),
- в зависимости от положения
наблюдателя относительно
- по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктуриро-ванное),
- по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное).1
Я остановлюсь на рассмотрении основных видов метода наблюдения, которые, на мой взгляд, являются основополагающими.
При неконтролируемом наблюдении, как я узнала, исследуются реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее описание того или иного процесса или явления и, что самое главное, описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Успех неконтролируемого наблюдения во многом зависит от квалификации наблюдателя. Здесь наблюдение, как правило, не имеет строгого плана, и лишь главный объект наблюдения определен заранее. Недостатком неконтролируемого наблюдения я считаю опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Для иллюзорного представления я ещё хочу привести примеры неконтролируемого наблюдения: оно часто встречается в монографических исследованиях, также применяется в исследованиях разведывательного плана или на начальном этапе более обширного социологического исследования.
Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль, как известно, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдения — проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом. Сравнение результатов делается здесь возможным лишь при условии стандартизированных планов наблюдения с применением таблиц, карточек наблюдения и вспомогательных технических средств (я приведу в пример кино-, фото-, звукозаписывающую аппаратуру).
Под систематическое наблюдение я поняла регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени, что позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Также добавлю, что подобное наблюдение проводят хоть каждый день, либо раз в неделю, либо раз в месяц и т. д., но отмечу главное – систематически!
Под случайным наблюдением я понимаю заранее то, которое незапланированного. Приведу пример для более полного представления. Представьте себе ситуацию, что, проводя по плану наблюдение за изменением содержания труда, социолог может столкнуться с общим изменением отношения к труду, проведения досуга, социальной активности и т. д. и зафиксировать все это как представляющее значительный интерес.
Есть ещё полевое наблюдение, которое применяется в исследованиях разведывательного и аналитического планов или на соответствующих этапах комплексного исследования.
В лабораторном (клиническом) наблюдении условия окружающей среды определяются исследователем. Я заметила, что чаще всего этот вид наблюдения применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства. В школе, помню, часто использовали этот вид наблюдения на школьных лабораторных работах по физики, химии, делали заключения и выводы по своим лабораторным наблюдениям.
Включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдения различаются в зависимости от степени активности наблюдателя в исследуемой социальной ситуации. При невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Например, я видела невключенное наблюдение в театре, когда постановщик спектакля лишь смотрит и переживает за актеров, но сам не включается в действие.
Во включенном (участвующем) наблюдении уже наоборот исследователь включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Это мог быть тот же самый постановщик спектакля, о котором я сказала выше, но не во время спектакля, а во время репетиции, где постановщик всем дает указания, активно работает с актёрами. Вот я привела здесь пример, как один и тот же исследователь применил два противоположных вида наблюдения в зависимости от своих задач.
Неструктурированным я назову наблюдение, при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Как правило, задачей неструктурированного наблюдения является наблюдение за объектом в целом или за его основными составляющими. Техника неструктурированного наблюдения во многом заимствована из социальной антропологии, где она применяется весьма широко. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов.
В структурированном же исследователь заранее определяет, какие из элементов (аспектов) исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора материала.
Задачей структурированного наблюдения является систематическое описание ситуации или проверка рабочей гипотезы.2
2. Элементы, определяющие тип наблюдения
Прочитав много различных
Вот возьму я, к примеру, «Наблюдаемых». Появляется сразу множество вопросов: сколько человек участвует в ситуации? Кто они? Каковы их взаимоотношения, их роль в данной ситуации? Знакомы ли они? Какова связь между ними (формальная, неформальная)? Какова структура возникающих группировок, (лидеры, изолированные индивиды, сложившиеся группы)? А если я коснусь «Обстановки», то сразу встают вопросы: где имеет место наблюдаемая ситуация? Какого рода социальное поведение данная обстановка поощряет, какому препятствует? Какого рода поведение следует ожидать, какое будет неожиданным?
Задумываясь о «Цели», сразу возникают вопросы: имеются ли какие-либо формальные цели, ради которых собрались участники, или они оказались вместе случайно? Имеются ли неформальные цели? Совместимы или антагонистичны цели различных участников ситуации?
При «Социальном поведении» спрашивается: что и как делают участники ситуации? Каковы стимулы, вызывающие ту или иную форму поведения? Что является объектом данной формы поведения, на кого или на что оно направлено? Как действует наблюдаемый .(говорит, жестикулирует, плачет, смеется и т. п.)? Каковы напряженность, постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения? Каков эффект данной формы поведения?
В случае направления «Частота и продолжительность» - Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна эта ситуация или же она повторяется? Как часто она возникает? Что вызывает ее? Насколько она типична?
Вот я привела здесь достаточно большой перечень, но он не исчерпывает всех возможных направлений наблюдения, однако этот список, приведённый мною, может оказать существенную помощь наблюдателю при планировании его деятельности, особенно в начале исследования.
Добавлю, что я заметила закономерность: вместе с изменением направления наблюдения происходит сужение его поля, то есть внимание наблюдателя, направленное вначале на целый ряд элементов исследуемой ситуации, постепенно сосредоточивается на одном или нескольких элементах. Конкретизация происходит при накоплении впечатлений, среди которых наблюдатель выделяет отдельные элементы, наиболее значимые с точки зрения задач исследования. Таким образом, происходит процесс структурализации наблюдения, переход от неструктурированного к структурированному наблюдению.
Определив, какие именно элементы мы считаем наиболее значительными, наблюдатель должен решить, какие признаки этих элементов будут фиксироваться в процессе наблюдения: наличие, отсутствие или интенсивность их появления.
В этом случае первоначальной задачей
исследователя будет
Я охарактеризовала основные разновидности наблюдения как метода сбора первичных данных, и сделаю некоторые выводы относительно применения этого метода в конкретных социологических исследованиях. В общих чертах, я бы сформулировала так: чем сложнее объект наблюдения, чем более специфичны задачи исследования, тем интенсивнее должно быть наблюдение, тем строже должны соблюдаться правила проведения процедуры, тем тщательнее контроль полученных результатов. Этот принцип изображу графически в виде таблицы, где крестиком отмечу те виды наблюдения, у которых хорошие результаты (табл. 1.).
Таблица 1. Виды наблюдения в различных типах исследования
Наблюдение |
Тин исследования | ||
|
разведывательного плана |
описательного плана |
экспериментального плана |
Контролируемое |
+ |
+ | |
Неконтролируемое |
+ |
||
Включенное |
+ |
+ | |
Невключенное |
+ |
+ |
+ |
Структурированное |
+ |
+ | |
Неструктурированное |
+ |
+ |
|
Лабораторное |
+ |
+ | |
Полевое |
+ |