Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:29, контрольная работа
В контрольной работе рассмотрен метод наблюдения в социологии. Данный метод входит в состав методов исследования в социологии, но также имеет свою классификацию (виды) о которых также автор рассказывает в работе. Если бы необходимо быть краткой и двумя словами рассказать, в чём суть всего метода наблюдения, то можно охарактеризовать его как метод сбора социологических данных, либо целостную исследовательскую стратегию, то есть методологию социальных и гуманитарных исследований.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Виды наблюдений………………….……………….…………………...…………………...4
2. Элементы, определяющие тип наблюдения………………………………………………..7
3. Назначение метода наблюдения.............................................................................................10
4. Положительные и отрицательные стороны метода наблюдения………………………....12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………….…...…….15
К недостаткам метода наблюдения я считаю необходимым отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события: мы можем непосредственно наблюдать интересующее нас явление или ситуацию только в момент их совершения.
И, наконец, далеко не все социальные
факты поддаются
3. Назначение метода наблюдения
Как я уже говорила в своей работе, метод наблюдения широко используется как в естествознании, так и в повседневной жизни, но его применение в социологии ограничены: не все социальные явления поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Наблюдение в социологии – метод целенаправленного восприятия исследуемого объекта. Социолог воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, он фиксирует не состояние и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
Сделаю вывод, что для превращения визуального или слухового восприятия изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить ряд исследовательских процедур. Расскажу, какие именно:
1. Выделить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
2. Определить в программе исследования:
- объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
- предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств объекта;
- категории наблюдения, которые значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер (могут быть замерены);
- наблюдаемые ситуации, при которых проявляются категории наблюдения;
- условия наблюдения, при которых наблюдение можно или нельзя производить;
- единицы наблюдения, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
3. Подготовить инструментарий наблюдения:
- дневник наблюдения для записи результатов в закодированной или общепонятной форме, а также записи действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
- карточки для регистрации единиц наблюдения в закодированном виде;
- протокол наблюдения, в котором обобщаются данные всех карточек и содержат минимум три оценочных показателя;
- классификатор контент-анализа протоколов;
- аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
- программу обработки данных наблюдения.
4. Апробировать инструментарий, размножить в необходимом количестве экземпляров.
5. Составить план и график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
Исследователь может использовать
различные техники сбора
Я хочу сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного тем, что оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулировано, а также планируется по заранее обдуманной процедуре.
Приведу инструкции, благодаря которым можно повысить достоверность данных:
а) классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими определениями. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по одинаковой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
б) объект наблюдать в разных ситуациях, чтобы увидеть его с разных сторон.
в) описание событий не должно смешиваться с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для истолкования данных.
Основное наблюдение может осуществляться несколькими исследователями, что способствует повышению устойчивости данных наблюдения, так как наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, применяя одинаковую методику ведения записей.
4. Положительные и отрицательные стороны метода наблюдения
В последней части своей работы я расскажу о том, какие положительные и отрицательные стороны имеет метод наблюдения.
Основным достоинством метода наблюдения я считаю непосредственную связь исследователя с объектом его изучения, ну и, конечно же, оперативность получения информации. Мне кажется, что этот метод даёт возможность уловить детали явления, его многогранность. Также этот метод обладает гибкостью, а это, я считаю, важно при изучении социальных явлений, и относительно недорогой.
К недостаткам метода наблюдения я, прежде всего, отнесу тот факт, что наблюдатель вольно или невольно может влиять на изучаемый процесс, вносить в него какие-то изменения, которых не должно быть. Та же самая оперативность в этом методе оборачивается ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе я бы сказала, что этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Ещё я заметила, что один из недостатков заключается в том, что этот метод почти не может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
При анализе включённых наблюдений, я вижу яркие, непосредственные впечатления о среде, которые помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. А это я считаю достоинством. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком заигрывается своей ролью соучастника событий. Смело могу сказать, что итогом включённого наблюдения я назвала бы эссе, а не строго научный трактат.
По-моему, метод включённого наблюдения ещё и не совсем этичен. Я не люблю таких людей, которые под маской участника в группе людей исследует их. Ощущение прямо подопытного кролика, а это никому не нравится.
Чтобы социолог получил более точный результат, я расскажу, каких ситуаций он должен избегать:
- Плохо продуманная программа наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения;
- Отсутствие связи категории наблюдения с гипотезами исследования;
- Обобщённая формулировка условий наблюдения, из-за чего трудно регистрировать единицы наблюдения;
- Начало массовых наблюдений при плохо подготовленном инструментарии;
- Отсутствие должной апробации инструментария;
- Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять;
- Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных;
- Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.
Заключение
В заключение своей контрольной работы, посвящённой методу наблюдения в социологии, мне стало понятно, и, надеюсь, я также понятно описала тот факт, что достоверность выводов, полученных исследователями, зависит от того, какими методом наблюдения они получены, то есть от выбранного ими метода. Люди в своей повседневной жизни также описывают факты, оценивают их правдоподобие, выводят закономерности или опровергаем выводы других людей. Но научное наблюдение отличается от наблюдения в повседневной жизни тем, что оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулировано, а также планируется по заранее обдуманной процедуре.
В последней части своей работы я описала положительные и отрицательные стороны метода наблюдения.
Я придерживаюсь мнению, что современная наука — это коллективное предприятие, требующее больших затрат, но позволяющее получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к обоснованным выводам.
Список использованной литературы:
1 Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. (Глава 1, Глава 2) // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990, стр. 155
2 Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. (Глава 1, Глава 2) // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990, стр. 161.
3 Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. (Глава 1, Глава 2) // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990, стр. 163.
4 Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. (Глава 1, Глава 2) // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990, стр. 165.
5 Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— стр. 136