Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:24, реферат
Социальная защита сегодня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитие системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных национальных стандартов
ХАКАССКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ПРАВА
(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ
______________________________
РЕФЕРАТ
Тема: «Методическая работа органов социального обеспечения».
Выполнил
Студент группы ДЛС-122
Ф.И.О Третьяков Р.А
Проверил_____________
Оценка:
Абакан 2014
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита сегодня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитие системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных национальных стандартов [40].
Социальное обслуживание населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, педагогических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.
Успешное развитие социального обслуживания населения немыслимо без разработки её теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.
Чтобы обеспечить развитие учреждения социального обслуживания, удовлетворять потребности клиентов, социума, округа, города во всех видах услуг на более высоком качественном уровне, руководители учреждений должны постоянное внимание уделять методическому сопровождению, научному осмыслению сущности методической работы и её содержательных элементов.
Рассматривать содержание методической деятельности на уровне конкретного учреждения, проводить анализ позитивных и негативных аспектов проведенных изменений заставляет сама жизнь. Поиск ответов на стоящие вопросы, путей совершенствования методической деятельности обусловил необходимость раскрытия её содержания, обращения к сущности понятий: методика, методическая деятельность, методическое обеспечение.
Объект исследования - развитие учреждения социального обслуживания путем формирования системы методического сопровождения.
Предмет исследования – организация методической работы и её влияние на развитие учреждения социального обслуживания.
Цель работы: совершенствование методической работы в учреждении; выявление её сильных и слабых сторон, определение путей решения, выявленных проблем.
Конкретное воплощение цели получает в решении следующих задач:
Для решения поставленных задач использованы методы: теоретические (анализ научной литературы по обозначенной теме, изучение нормативно-правовых документов, моделирование); констатирующие (анализ, изучение и обобщение опыта работы учреждения, анализ результатов деятельности); эмпирические: (включенное наблюдение, статистическая и графическая обработка результатов опытно-поисковой работы).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты сущности и особенности методической работы.
Во второй главе представлена деятельность Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке» по организации деятельности методической работы.
В заключении подведены итоги исследования и обоснованы достижения по данному направлению.
ГЛАВА 1. Методическая деятельность и её специфика в учреждении социального обслуживания
1.1 Сущность и особенности методической деятельности в учреждении социального обслуживания
Методическая деятельность обязана своим существованием методике. Понятие «методика» начинает фигурировать в педагогической науке еще в конце XIX века в трудах дидактов-математиков, далее распространяется в сфере обучения и воспитания, а затем переходит и в другие отрасли (28 с.11).
Под методикой понимаются специфические знания об организации практической, управленческой деятельности (или какой-либо ее части: реабилитационного, воспитательного процесса и т.д.). Специфика этих знаний выражается в нескольких аспектах [20].
Во-первых, в методике должны интегрироваться знания различных наук, дисциплин, отраслей, необходимые, к примеру, для эффективной организации социально-педагогической деятельности. Так, специалисту по социальной работе необходимы знания теории социальной работы, педагогики, психологии и т.д. Руководителю учреждения – знания теории и практики социальной работы, педагогики, теории управления, психологии, права, экономики и т.д. Именно на уровне методики конкретного работника они имеют свою практическую ценность, т.е. выступают в неразрывном единстве и реализуются в практике в виде способов, методов, форм, принципов, стиля и позиции специалиста или руководителя [20].
Во-вторых, методику нельзя однозначно отнести либо к чисто теоретическим, либо к сугубо практическим знаниям. Методика должна ответить на вопросы: «Что делать специалисту, руководителю, каким образом действовать, чтобы добиться положительных результатов?» - и при этом объяснить и обозначить, почему надо действовать так, а не иначе. Поэтому для практика методика является своеобразным инструментом в организации (управленческого, любого трудового процесса), алгоритмом, по которому можно, как по образцу, строить свою работу. Таким образом, методика должна указать руководителю или специалисту учреждения путь следования к лучшим результатам, обозначить условия эффективности его деятельности, предостеречь от ошибок и трудностей, дать средства достижения нужных результатов. Она имеет смысл только тогда, когда продвигает человека вперед [20].
В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний (27 с.21). Основными субъектами методической деятельности являются методисты (специалисты по социальной работе), профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, организационно-массовой, информационной и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики социального обслуживания, разработку методики осуществления и анализа деятельности.
Методическая деятельность учреждения социального обслуживания – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики смежных наук (педагогика, социология, психология, медицина, и др.), направленная на всестороннее развитие творческого потенциала специалистов, на улучшение социального самочувствия клиента и, в конечном итоге, на повышение качества предоставления социальных услуг.
В социальном обслуживании работают специалисты различных профессий: педагоги, медицинские работники, специалисты по социальной работе. Деятельность каждого из них немыслима без методического обеспечения.
С точки
зрения содержания, методическое обеспечение
– это необходимая информация, разнообразные
методические средства, оснащающие и способствующие
более эффективной реализации программно-методической,
инновационно-
Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного опыта [20].
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности - значит вовремя прийти на помощь специалисту, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением социального обслуживания [20].
Таким образом, понятие «Методическая деятельность в учреждении социального обслуживания» можно сформулировать следующим образом - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового практического и управленческого опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого из руководителей и специалистов. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала трудового коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности социальных услуг. А для этого должна быть сформирована действенная и эффективная модель методической работы в самом учреждении. Это связано с тем, что повышение квалификации кадров, а сейчас уже и управленческих, осуществляется через каждые пять лет, а мастерство специалиста или руководителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах (34 с.19). Следовательно, методическая деятельность — важнейшее звено системы непрерывного образования коллектива учреждения и развития всего учреждения в целом.
1.2 Необходимость обновления деятельности методической работы учреждений социального обслуживания
Внедрение государственных стандартов в социальном обслуживании требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической, по следующим причинам.
Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения персонала, постоянно накапливать опыт по решению проблем клиента. Эффективная деятельность учреждений социального обслуживания находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, следовательно, неуклонно возрастает роль методической работы.
Во-вторых, становится более активным участие специалистов различного уровня в совершенствовании реабилитационного процесса, улучшения качества предоставления социальных услуг.
В связи с этим, необходима переориентация с традиционной методической работы на личностно-ценностные подходы в её организации.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня специалиста посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности [31].
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка специалиста как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и мастерства специалистов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и творческого подхода специалистов к своей деятельности, направленная на улучшение качества социального обслуживания [31].
Современное общество в условиях модернизации нуждается в новых технологиях, в «новом» типе специалиста, творчески думающем, обладающем современными методами и приемами педагогической и психологической диагностики, способами самостоятельного конструирования процесса в условиях конкретной практической деятельности.
Сегодня специалист поставлен в такие условия, когда он должен концептуально осмысливать собственную профессиональную деятельность. Лишь с таким специалистом можно говорить о качественном социальным обслуживании, т.к. качество социального обслуживания – это показатель развития общества, национального самосознания, гуманности.
1.3 Цели и задачи Методической работы в учреждении социального обслуживания
Цели и задачи методической службы тесно связаны с жизнедеятельностью всего организма учреждения, поэтому главное ее назначение - корректировка процесса деятельности, формирование концептуальных подходов для перспективного развития учреждения, направленное на улучшение качества предоставления социальных услуг. Определить правильно цели и задачи методической работы - значит определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств руководителя, специалиста (34 с.46).
Информация о работе Методическая работа органов социального обеспечения