Методическая работа органов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:24, реферат

Описание работы

Социальная защита сегодня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитие системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных национальных стандартов

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.92 Кб (Скачать файл)

В этой связи деятельность методической службы учреждения социального обслуживания ориентирована на:

- методическое  обеспечение работы коллектива в целом;

- активное  взаимодействие с окружными и  городскими учреждениями социального  обслуживания, учреждениями других  ведомств;

- обмен  опытом деятельности с образовательными  учреждениями и другими учреждениями  по направлениям своей деятельности.

В общем виде задачи методической работы можно сформулировать следующим образом:

• формирование инновационной направленности в деятельности коллектива учреждения социального обслуживания, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении передового опыта, в работе по внедрению достижений современной науки;

• повышение уровня теоретической подготовки специалистов;

• организация работы по изучению новых технологий, форм, методов и приемов социальной работы,

• организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

• оказание методической помощи специалистам на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (молодым специалистам; специалистам, испытывающим определенные затруднения в практической работе; специалистам, имеющим разный стаж, специалистам, не имеющим профильного образования, и др.;

• оказание консультативной помощи специалистам в организации самообразования;

• повышение общего уровня профессиональной культуры.

социальный помощь дети

 

ГЛАВА 2. Организация методической работы и её роль в развитии учреждения социального обслуживания на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке»

 

2.1 Модель методической работы

 

Каждое учреждение, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической работы.

Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей специалистов и управленцев.

Сконцентрированность методической деятельности на собственном учреждении позволит поднимать его на более качественный уровень и деятельности, и системы, и результатов [31].

Методическую работу в учреждении социального обслуживания осуществляют руководители и специалисты разных уровней должностей: директора, заместители директора, методисты (специалисты по социальной работе), организационно-методические отделения, заведующие структурными подразделениями, педагогические работники и другие.

В учреждениях социального обслуживания распространены следующие модели методической работы:

• в каждом структурном подразделении вводится должность специалиста, которому определены координирующие функции методической деятельности;

• создается организационно-методическое отделение с четко выраженной структурой и штатным расписанием.

Любая модель методической работы должна помогать специалистам в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала работников.

В Бюджетном учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке» (далее по тексту - Учреждение) модель методической работы представлена в таблице 1:

 

Таблица 1 Функциональная модель методической работы

№ п/п

                    Методическая

                    Рук-ль, деятельность

Специалист

(коллегиальный орган)

Направления методической деятельности

Формы работы

1.

Директор Учреждения

- определение стратегических целей  и задач развития Учреждения, в соответствии с уставной  деятельностью;

- представление Учреждения  в государственных и иных органа;

- формирование кадровой  политики Учреждения

- заседания;

- тематические совещания;

- собрания;

2.

Методический Совет Учреждения

- установочно-координирующая деятельность  структурных подразделений Учреждения

- круглые столы;

- презентации;

- конференции;

- теоретические семинары (доклады, сообщения);

3.

Заместитель директора

- организация, координация текущего  и перспективного планирования;

- координация и контроль  работы структурных подразделений  по повышения качества социальных  услуг;

- руководство профессиональным  обучением сотрудников

- разработка прогноза; потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые проводятся в деятельности Учреждения.

- заседания;

- совещания;

- техническая учеба;

- собрания;

- консультации;

- деловые игры;

- семинары-практикумы (доклады, сообщения);

- теоретические семинары (доклады, сообщения);

- социальные (педагогические) чтения, научно-практические конференции  и др.

4.

Организационно-методическое отделение

- методическое обеспечение деятельности  Учреждения;

- организация профессионального  обучения и мастерства сотрудников;

- аналитико-прогностическая  деятельность.

- заседания;

- совещания;

- техническая учеба;

- собрания;

- консультации;

- деловые игры;

- семинары-практикумы (доклады, сообщения);

- семинары-практикумы;

- социальные (педагогические) чтения, научно-практические конференции  и др.

- конкурсы профессионального  мастерства;

- мастер-классы

5.

Руководители

структурных подразделений

- планирование, руководство, контроль, координация деятельности структурного  подразделения;

- аналитико-прогностическая  деятельность;

- методическая помощь  специалистам

- заседания;

- совещания;

- техническая учеба;

- собрания;

- консультации;

- деловые игры;

- семинары-практикумы;

- конкурсы профессионального  мастерства;

- обсуждение результативного  профессионального опыта и рекомендации  к его распространению и внедрению;

- социальные (педагогические) чтения, научно-практические конференции  и др.

6.

Старший воспитатель

- координация работы специалистов  структурного подразделения;

- аналитико-прогностическая  деятельность;

- методическая помощь  специалистам

- техническая учеба;

- собрания;

- консультация;

- деловые игры;

- семинар-практикум;

- лекторий;

- обсуждение и оценка  программ, проектов пособий;

- обсуждение результативного  профессионального опыта и рекомендации  к его распространению и внедрению;

- социальные (педагогические) чтения, научно-практические конференции  и др.

7.

Методическое объединение структурного подразделения

- информационно-методическая деятельность;

- обобщение и распространение  опыта

- презентация;

- открытое занятие (мероприятие);

- мастер-классы;

- деловые игры;

- семинары-практикумы (доклады, сообщения);

- лектории;

- обсуждение и оценка  программ; проектов;

- обсуждение современных  новейших методик, технологий, достижений  в различных направлениях науки (медицина, педагогика, психология);

- тематические выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление  дидактических и наглядных пособий;

- выставки творческих  работ воспитанников Центра;

- обсуждение результативного  профессионального опыта и рекомендации  к его распространению и внедрению;

8.

Специалист

- информационно-методическая деятельность;

- аналитико-прогностическая  деятельность;

- аналитико-прогностическая  деятельность;

- повышение профессионального  мастерства

- самообразование;

- презентации;

- открытые занятия (мероприятие);

- мастер-классы;

- обсуждение отдельных  открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий;

- тематические выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление  дидактических и наглядных пособий; выставки творческих работ воспитанников  Центра;

- участие в социальных (педагогических) чтениях, научно-практических  конференциях и др.

- участие в конкурсах  профессионального мастерства.


 

Существующая модель методической службы создает условия для включения каждого специалиста Учреждения в творческий процесс и развития его профессиональной компетенции.

Эффективность данной модели заключается в том, что в ней прослеживается каждое направление методической работы (нормативное, программное, методическое, информационно-методическое обеспечение), и создана единая система методической деятельности как на уровне отдельного специалиста, так и на уровне Учреждения в целом.

Если представить модель методической работы по уровням управления, то для данного Учреждения характерно следующее:

1 уровень: индивидуальная методическая работа (самообразование каждого специалиста  на рабочем месте)

2 уровень: методические объединения структурных  подразделений (МО «Карапуз», МО  «Детство», МО «Подросток», МО «Выпускник»);

3 уровень: межструктурные творческие объединения  специалистов по направлениям (психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники, педагогические  работники);

4 уровень: Методический совет Учреждения (Руководитель  Учреждения, руководители структурных  подразделений, креативные специалисты).

Таким образом, ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит методическому совету. Он призван координировать работу различных служб Учреждения и творческих специалистов. Методический совет является главным консультативным органом Учреждения по всем вопросам методического обеспечения реабилитационного процесса.

Следует отметить, что на территории муниципального образования город Сургут, в сфере социального обслуживания существует территориальный уровень управления методической работой. Он включает деятельность Методического совета, созданного при Управлении социальной защиты населения по г. Сургуту и Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведенного исследования по организационному построению методической работы в Учреждении, можно сделать следующий вывод: функциональная модель методической работы обеспечивает ее организационное единство и управляемость и, в то же время, гибкость, позволяющую быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся действительность.

Для дальнейшего стабильного функционирования, качественного продвижения и развития Учреждения методическая работа должна постоянно совершенствоваться.

С этой целью можно выделить стратегические направления:

- внедрение  системы менеджмента качества  в практику управления социальным  учреждением и поддержание её  функционирования (в соответствии  с международным стандартом ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»);

- квалитативная  подготовка руководителей и специалистов  Учреждения (изучение теории качества, теории управления качеством, методов  измерения качества, и умение  применять эти знания на практике)

- поддержка  и развитие инноваций.

В ходе проведенного исследования выявлены сильные и слабые стороны в деятельности методической работы Учреждения:

Сильные стороны:

1. Ведение методической деятельности на разных уровнях:

— введение в должностные обязанности старших воспитателей функции координации и контроля за методической деятельностью структурного подразделения;

— деятельность Методических объединений в структурных подразделениях учреждения;

— деятельность Методического Совета в учреждении;

— создание организационно-методического отделения в учреждении;

— участие специалистов учреждения в работе методических секций по направлениям (психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники, логопеды-дефектологи и др.);

— участие в семинарах, организуемых и проводимых на базе бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

— участие в деятельности Методического совета, созданного при Управлении социальной защиты населения по г.Сургуту.

2. Соответствие содержания методических разработок современным требованиям методического обеспечения.

3. Введение в учреждении новых форм методической работы (техническая учеба) и видов методической продукции (тематические сборники, паспорт технологии, стендовые доклады), качественный подход к проведению методических объединений структурных подразделений.

4. Разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста специалистов, а именно: обучение через внутренние семинары, лекции и другие виды, практическая работа со специалистами через методические объединения, проведение мастер-классов, недели педагогического мастерства, презентации педагогического опыта.

5. Привлечение специалистов к участию в конкурсах разного уровня с целью активизации их методической деятельности.

В методической работе Учреждения можно отметить и слабые стороны.

1. Недостаточный уровень информации по обмену опытом работы учреждений социального обслуживания.

2. Недостаточный уровень подготовки специалистов, осуществляющих методическую работу, отсутствие специальной базовой подготовки специалистов в вузах.

3. Недостаточный уровень финансирования учреждений по вопросам повышения квалификации специалистов; не учитывается запрос учреждения и потребность специалистов в обучении.

4. Отсутствие мотивации специалистов в обобщении опыта своей работы;

5. Недостаточный уровень использования специалистами программного и проектного подхода в своей деятельности.

Подводя итог, отметим, что сложившаяся ситуация в социальном обслуживании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, внедрение проектно-целевого принципа бюджетного финансирования и переход от управления, ориентированного «на процесс», на управление «по результату»; внедрение государственных стандартов, а также ряд других причин придают особую актуальность организации деятельности методической работы, которая сегодня должна:

• обеспечить развитие учреждения социального обслуживания;

• развить творческий потенциал специалистов, выявить и обобщить опыт лучших;

• решить задачи по разработке и внедрению новых социальных технологий по работе с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в стационарных учреждениях;

• обеспечить внедрение государственных стандартов социального обслуживания; постоянно повышать качество предоставления социальных услуг.

В завершении своей работы, воспользуюсь словами президента Российской Федерации «Я надеюсь, что благополучие России... в недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей…» [41].

Д.А Медведев, из послания президента Федеральному собранию, г. Москва, декабрь, 2009г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

законы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
  3. Закон автономного округа-Югры от 26 декабря 2005 № 148 «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на период 2006-2010 годы.
  4. Закон автономного округа-Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы

Информация о работе Методическая работа органов социального обеспечения