Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:24, реферат
Социальная защита сегодня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитие системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных национальных стандартов
В этой связи деятельность методической службы учреждения социального обслуживания ориентирована на:
- методическое обеспечение работы коллектива в целом;
- активное
взаимодействие с окружными и
городскими учреждениями
- обмен
опытом деятельности с
В общем виде задачи методической работы можно сформулировать следующим образом:
• формирование инновационной направленности в деятельности коллектива учреждения социального обслуживания, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении передового опыта, в работе по внедрению достижений современной науки;
• повышение уровня теоретической подготовки специалистов;
• организация работы по изучению новых технологий, форм, методов и приемов социальной работы,
• организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
• оказание методической помощи специалистам на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (молодым специалистам; специалистам, испытывающим определенные затруднения в практической работе; специалистам, имеющим разный стаж, специалистам, не имеющим профильного образования, и др.;
• оказание консультативной помощи специалистам в организации самообразования;
• повышение общего уровня профессиональной культуры.
социальный помощь дети
ГЛАВА 2. Организация методической работы и её роль в развитии учреждения социального обслуживания на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке»
2.1 Модель методической работы
Каждое учреждение, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической работы.
Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей специалистов и управленцев.
Сконцентрированность методической деятельности на собственном учреждении позволит поднимать его на более качественный уровень и деятельности, и системы, и результатов [31].
Методическую работу в учреждении социального обслуживания осуществляют руководители и специалисты разных уровней должностей: директора, заместители директора, методисты (специалисты по социальной работе), организационно-методические отделения, заведующие структурными подразделениями, педагогические работники и другие.
В учреждениях социального обслуживания распространены следующие модели методической работы:
• в каждом структурном подразделении вводится должность специалиста, которому определены координирующие функции методической деятельности;
• создается организационно-методическое отделение с четко выраженной структурой и штатным расписанием.
Любая модель методической работы должна помогать специалистам в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала работников.
В Бюджетном учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке» (далее по тексту - Учреждение) модель методической работы представлена в таблице 1:
Таблица 1 Функциональная модель методической работы
№ п/п |
Методическая Рук-ль, деятельность Специалист (коллегиальный орган) |
Направления методической деятельности |
Формы работы |
1. |
Директор Учреждения |
- определение стратегических - представление Учреждения
в государственных и иных - формирование кадровой политики Учреждения |
- заседания; - тематические совещания; - собрания; |
2. |
Методический Совет Учреждения |
- установочно-координирующая |
- круглые столы; - презентации; - конференции; - теоретические семинары (доклады, сообщения); |
3. |
Заместитель директора |
- организация, координация текущего и перспективного планирования; - координация и контроль
работы структурных - руководство профессиональным обучением сотрудников - разработка прогноза; потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые проводятся в деятельности Учреждения. |
- заседания; - совещания; - техническая учеба; - собрания; - консультации; - деловые игры; - семинары-практикумы (доклады, сообщения); - теоретические семинары (доклады, сообщения); - социальные (педагогические)
чтения, научно-практические |
4. |
Организационно-методическое отделение |
- методическое обеспечение - организация профессионального обучения и мастерства сотрудников; - аналитико-прогностическая деятельность. |
- заседания; - совещания; - техническая учеба; - собрания; - консультации; - деловые игры; - семинары-практикумы (доклады, сообщения); - семинары-практикумы; - социальные (педагогические)
чтения, научно-практические - конкурсы профессионального мастерства; - мастер-классы |
5. |
Руководители структурных подразделений |
- планирование, руководство, контроль,
координация деятельности - аналитико-прогностическая деятельность; - методическая помощь специалистам |
- заседания; - совещания; - техническая учеба; - собрания; - консультации; - деловые игры; - семинары-практикумы; - конкурсы профессионального мастерства; - обсуждение результативного
профессионального опыта и - социальные (педагогические)
чтения, научно-практические |
6. |
Старший воспитатель |
- координация работы - аналитико-прогностическая деятельность; - методическая помощь специалистам |
- техническая учеба; - собрания; - консультация; - деловые игры; - семинар-практикум; - лекторий; - обсуждение и оценка программ, проектов пособий; - обсуждение результативного
профессионального опыта и - социальные (педагогические)
чтения, научно-практические |
7. |
Методическое объединение структурного подразделения |
- информационно-методическая - обобщение и распространение опыта |
- презентация; - открытое занятие (мероприятие); - мастер-классы; - деловые игры; - семинары-практикумы (доклады, сообщения); - лектории; - обсуждение и оценка программ; проектов; - обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в различных направлениях науки (медицина, педагогика, психология); - тематические выставки,
отчеты по самообразованию (доклады,
рефераты, разработки занятий, изготовление
дидактических и наглядных - выставки творческих работ воспитанников Центра; - обсуждение результативного
профессионального опыта и |
8. |
Специалист |
- информационно-методическая - аналитико-прогностическая деятельность; - аналитико-прогностическая деятельность; - повышение профессионального мастерства |
- самообразование; - презентации; - открытые занятия (мероприятие); - мастер-классы; - обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий; - тематические выставки,
отчеты по самообразованию (доклады,
рефераты, разработки занятий, изготовление
дидактических и наглядных - участие в социальных (педагогических) чтениях, научно-практических конференциях и др. - участие в конкурсах профессионального мастерства. |
Существующая модель методической службы создает условия для включения каждого специалиста Учреждения в творческий процесс и развития его профессиональной компетенции.
Эффективность данной модели заключается в том, что в ней прослеживается каждое направление методической работы (нормативное, программное, методическое, информационно-методическое обеспечение), и создана единая система методической деятельности как на уровне отдельного специалиста, так и на уровне Учреждения в целом.
Если представить модель методической работы по уровням управления, то для данного Учреждения характерно следующее:
1 уровень:
индивидуальная методическая
2 уровень:
методические объединения
3 уровень:
межструктурные творческие
4 уровень: Методический совет Учреждения (Руководитель Учреждения, руководители структурных подразделений, креативные специалисты).
Таким образом, ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит методическому совету. Он призван координировать работу различных служб Учреждения и творческих специалистов. Методический совет является главным консультативным органом Учреждения по всем вопросам методического обеспечения реабилитационного процесса.
Следует отметить, что на территории муниципального образования город Сургут, в сфере социального обслуживания существует территориальный уровень управления методической работой. Он включает деятельность Методического совета, созданного при Управлении социальной защиты населения по г. Сургуту и Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенного исследования по организационному построению методической работы в Учреждении, можно сделать следующий вывод: функциональная модель методической работы обеспечивает ее организационное единство и управляемость и, в то же время, гибкость, позволяющую быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся действительность.
Для дальнейшего стабильного функционирования, качественного продвижения и развития Учреждения методическая работа должна постоянно совершенствоваться.
С этой целью можно выделить стратегические направления:
- внедрение
системы менеджмента качества
в практику управления
- квалитативная
подготовка руководителей и
- поддержка и развитие инноваций.
В ходе проведенного исследования выявлены сильные и слабые стороны в деятельности методической работы Учреждения:
Сильные стороны:
1. Ведение методической деятельности на разных уровнях:
— введение в должностные обязанности старших воспитателей функции координации и контроля за методической деятельностью структурного подразделения;
— деятельность Методических объединений в структурных подразделениях учреждения;
— деятельность Методического Совета в учреждении;
— создание организационно-методического отделения в учреждении;
— участие специалистов учреждения в работе методических секций по направлениям (психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники, логопеды-дефектологи и др.);
— участие в семинарах, организуемых и проводимых на базе бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;
— участие в деятельности Методического совета, созданного при Управлении социальной защиты населения по г.Сургуту.
2. Соответствие содержания методических разработок современным требованиям методического обеспечения.
3. Введение в учреждении новых форм методической работы (техническая учеба) и видов методической продукции (тематические сборники, паспорт технологии, стендовые доклады), качественный подход к проведению методических объединений структурных подразделений.
4. Разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста специалистов, а именно: обучение через внутренние семинары, лекции и другие виды, практическая работа со специалистами через методические объединения, проведение мастер-классов, недели педагогического мастерства, презентации педагогического опыта.
5. Привлечение специалистов к участию в конкурсах разного уровня с целью активизации их методической деятельности.
В методической работе Учреждения можно отметить и слабые стороны.
1. Недостаточный уровень информации по обмену опытом работы учреждений социального обслуживания.
2. Недостаточный уровень подготовки специалистов, осуществляющих методическую работу, отсутствие специальной базовой подготовки специалистов в вузах.
3. Недостаточный уровень финансирования учреждений по вопросам повышения квалификации специалистов; не учитывается запрос учреждения и потребность специалистов в обучении.
4. Отсутствие мотивации специалистов в обобщении опыта своей работы;
5. Недостаточный уровень использования специалистами программного и проектного подхода в своей деятельности.
Подводя итог, отметим, что сложившаяся ситуация в социальном обслуживании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, внедрение проектно-целевого принципа бюджетного финансирования и переход от управления, ориентированного «на процесс», на управление «по результату»; внедрение государственных стандартов, а также ряд других причин придают особую актуальность организации деятельности методической работы, которая сегодня должна:
• обеспечить развитие учреждения социального обслуживания;
• развить творческий потенциал специалистов, выявить и обобщить опыт лучших;
• решить задачи по разработке и внедрению новых социальных технологий по работе с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в стационарных учреждениях;
• обеспечить внедрение государственных стандартов социального обслуживания; постоянно повышать качество предоставления социальных услуг.
В завершении своей работы, воспользуюсь словами президента Российской Федерации «Я надеюсь, что благополучие России... в недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей…» [41].
Д.А Медведев, из послания президента Федеральному собранию, г. Москва, декабрь, 2009г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
законы
Информация о работе Методическая работа органов социального обеспечения