Федеральное Агентство по
образованию
Уральский государственный
экономический университет
Центр дистанционного образования
Кафедра экономики труда
и управления персоналом
Контрольная
работа
Тема: Методика и техника социальных исследований.
Выполнил: студент гр.ЭТРп-09
Глянцева Я.Н.
Руководитель: Тихомирова А.М.
Екатеринбург 2013
Введение
В наше время человечество
превратилось в довольно таки высокоразвитое
сообщество с развитой структурой власти,
различных социальных институтов. Но перед
ним, как и раньше, встают различные трудные
и важные проблемы. Это может быть, например,
оценка общественного мнения по какой-либо
проблеме и т.д. Встаёт вопрос: как и
каким путём их разрешить? Но для рационального
решения поставленных задач нужно иметь
представление о проблеме, её причине.
Именно здесь на передний план и выступает
социологическое исследование. Социологическое
исследование, как и любое другое исследование
в любой дисциплине или науке, играет очень
большое значение. Оно позволяет исследователю
двигаться вперёд в его исследованиях,
подтверждая или опровергая свои домыслы
и догадки, собирать и оценивать информацию
о изучаемом явлении. Социологическое
исследование служит как бы связующим
звеном между теоретическими знаниями
и реальной действительностью. Оно помогает
устанавливать новые закономерности развития
общества в целом или каких-либо его структурных
элементов в частности.
С помощью его можно
решать очень большой круг вопросов
и задач, анализируя полученные данные
и давая конкретные рекомендации
для разрешения проблемы. Социологическое
исследование- один из способов развития
и накопления социологического знания,
заключающийся в сознательной концентрации
усилий отдельного исследователя на ограниченных,
заранее более или менее определённых
задачах.
В данный момент в качестве
примера использования социологического
исследования можно привести опрос общественного
мнения по распределению предпочтений
граждан к кандидатам в городскую думу.
В принципе и сам процесс голосования
является большим государственным социологическим
исследованием.
Таким образом, роль социологического
исследования в процессе изучения общества
трудно переоценить, поэтому именно оно
и будет рассмотрено в даном реферате
.
- Понятие социологического исследования, и его виды.
Социологическое исследование
— это процесс познания, в котором
проявляются два уровня социологического
знания: теоретико-методологический
и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный
и индуктивный методы анализа. Социологическое
исследование начинается с его подготовки:
обдумывания целей, программы, плана, определения
средств, сроков проведения, способов
обработки информации и т.д. Это первый
его этап.
Второй этап — сбор
первичной социологической информации.
Это собранные в различной
форме необобщенные сведения
— записи исследователя, выписки
из документов, отдельные ответы
опрашиваемых и т.д.
Третий этап — подготовка
собранной в ходе социологического
исследования (анкетного опроса, интервью,
контент-анализа и т.д.) информации к обработке
на ЭВМ, составление программы обработки,
обработка на ЭВМ.
И наконец, заключительный,
четвертый этап — анализ обработанной
информации, подготовка научного
отчета по итогам исследования,
формулирование выводов и рекомендаций
для заказчика, субъекта управления.
Виды социологического
исследования
Вид социологического
исследования предопределяется
характером поставленных целей
и задач, глубиной анализа социального
процесса и т.д. Различают три
основных вида социологического
исследования: разведывательное, описательное
и аналитическое.
1. Разведывательное (или
пилотажное, зондажное) исследование —
самый простой вид социологического анализа,
позволяющий решать ограниченные задачи.
По сути идет «обкатка» инструментария
(методических документов): анкеты, бланка-интервью,
опросного листа, карточек наблюдений,
карточек изучения документов и др. Обследуемые
совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило,
предваряет глубокое изучение проблемы.
В ходе него уточняются цели, гипотезы,
задачи, вопросы, их формулировка. Проводить
такое исследование особенно важно в тех
случаях, когда проблема изучена недостаточно
или вообще ставится впервые. Разведывательное
исследование позволяет получить оперативную
социологическую информацию.
2. Описательное исследование
— более сложный вид социологического
анализа. С его помощью получают эмпирическую
информацию, дающую относительно целостное
представление об изучаемом социальном
явлении. Оно обычно проводится в том случае,
когда объект анализа — относительно
большая совокупность, отличающаяся разнообразными
характеристиками, например, трудовой
коллектив крупного предприятия, где работают
люди разных профессий, пола, возраста,
стажа работы и т.д. Выделение в структуре
объекта изучения относительно однородных
групп (например, по уровню образования,
возрасту, профессии) дает возможность
оценить, сравнить интересующие характеристики,
выявить наличие или отсутствие связей
между ними. В описательном исследовании
может быть применен один или несколько
методов сбора эмпирических данных. Сочетание
методов повышает достоверность и полноту
информации, позволяет сделать более глубокие
выводы и обоснованные рекомендации.
3. Самый серьезный вид социологического
анализа — аналитическое исследование.
Оно не только описывает элементы изучаемого
явления или процесса, но и позволяет выяснить
причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных
связей — главное назначение такого исследования.
Если в описательном исследовании устанавливается
связь между характеристиками изучаемого
явления, то в аналитическом выясняется,
носит ли эта связь причинный характер
и что является основной причиной, определяющей
то или иное социальное явление. В аналитическом
исследовании изучается совокупность
многих факторов, обусловливающих то или
иное явление. Обычно их классифицируют
как основные и неосновные, постоянные
и временные, контролируемые и неконтролируемые
и т.д.
Аналитическое исследование
невозможно без детально разработанной
программы и отшлифованного инструментария.
Оно обычно завершает разведывательное
и описательное исследования, в
ходе которых собираются сведения,
дающие предварительное представление
об определенных элементах изучаемого
социального явления или процесса.
Аналитическое исследование чаще
всего носит комплексный характер.
По используемым методам оно
богаче, разнообразнее не только
разведывательного, но и описательного
исследования.
2.Программа социологического
исследования и методика её
составления. Основные разделы
программы.
Подготовка социологического
исследования непосредственно начинается
не с составления анкеты (к чему
зачастую прибегают малокомпетентные
исследователи), а с разработки его
программы, состоящей из двух разделов
(блоков) — методологического и
методического.
В методологический
раздел программы входят: а) формулировка
и обоснование социальной проблемы
(проблемной ситуации); б) определение
объекта и предмета социологического
исследования; в) определение задач
исследователя и формулировка
гипотез. Данный раздел требует
основательной теоретической подготовки
социолога, осуществляющего исследование,
умения логически анализировать обозначенные
явления.
Методический раздел
программы предполагает определение
изучаемой совокупности, характеристику
методов сбора первичной социологической
информации, последовательность применения
инструментария для ее сбора,
логическую схему (или программу)
обработки собранных данных на
ЭВМ. Тщательная подготовка программы
социологического исследования
позволяет избежать ошибок во
время самого исследования и
анализа его результатов.
Существенной (определяющей)
частью программы любого исследования
является прежде всего глубокое и всестороннее
обоснование методологических подходов
и методических приемов изучения социальной
проблемы. Под социальной проблемой следует
понимать «социальное противоречие»,
сознаваемое субъектами (индивидами, группами
и т.д.) как значимое для них несоответствие
между существующим и должным, между целями
и результатами деятельности, возникающее
из-за отсутствия или недостаточности
средств для достижения целей, препятствий
на этом пути, борьбы вокруг целей между
различными субъектами деятельности,
что ведет к неудовлетворению социальных
потребностей.
Очень важно при
этом избежать опасности постановки
мнимой проблемы или объять
необъятное в предполагаемом исследовании.
Программа исследования может быть направлена
на много проблемный социологический
анализ, хотя большинство социологов полагает,
что изучать несколько проблем в границах
одного исследования трудно и нецелесообразно.
Тому несколько причин: усложняется инструментарий
исследования («разбухают» анкета, бланк
опроса, интервью и т.д.), увеличивается
количество документов, с которыми придется
работать, и т.п. Все это может снизить
качество собираемой статистической и
социологической информации. Такое исследование
потребует значительно больше времени,
людей, финансовых и технических средств,
кроме того, теряется оперативность информации:
она стареет еще в период обработки. В
связи с этим многопрофильное исследование
должно проводиться только в исключительных
случаях.
Начинающие социологи
часто путают объект и предмет
исследования, хотя это далеко
не одно и то же. Выбор объекта
и предмета исследования в
определенной мере уже заложен
в самой социальной проблеме.
Объектом исследования может
быть любой социальный процесс, сфера
социальной жизни, трудовой коллектив,
какие-либо общественные отношения, документы.
Главное, чтобы все они содержали
социальное противоречие и порождали
проблемную ситуацию. Как считает
В. А. Ядов, «объект социологического
исследования — это то, на что направлен
процесс познания».
Предмет исследования —
это те или иные идеи, свойства, характеристики,
присущие, например, данному коллективу,
наиболее значимые с практической или
теоретической точки зрения, т.е. то, что
подлежит непосредственному изучению.
Другие свойства, черты объекта остаются
вне поля зрения социолога. Например, любой
трудовой коллектив обладает множеством
различных социальных, профессиональных
характеристик. Но исследователя интересует
только уровень нравственного сознания
рабочих — членов этого коллектива. Тогда
объект исследования — трудовой коллектив,
а предмет — состояние нравственного
сознания.
Весьма существенную
часть программы социологического
исследования составляет логический
анализ понятий. В этом разделе
программы разрабатываются методологические
процедуры, без которых невозможно
заложить в инструментарий концепцию
социологического исследования. Суть
процедур сводится к логическому
упорядочению основных категорий
— наиболее общих понятий,
которые будут применяться в
исследовании. Понятия могут быть основными
и неосновными. Основные категории занимают
ведущее место в определении предмета
исследования.
Логический анализ
понятий требует глубокого и
точного объяснения их содержания
и структуры. Затем определяется
соотношение нужных элементов,
свойств исследуемого социального
явления. Анализ этих элементов
и свойств позволит составить
более или менее целостное
представление о состоянии (динамике,
статике) исследуемого социального
явления. Например, необходимо изучить
социальную активность рабочих
какого-либо коллектива. Логический
анализ категории «социальная
активность» требует вьщелить более
дробные понятия, ее составляющие. К ним
относятся активность трудовая, политическая,
культурная, в сфере образования, общественной
работы и т.д. Еще более детализируя, расшифровывая
эти понятия, мы подходим к определению
сущности отдельных элементов предмета
исследования. Данные понятия все более
приближаются к показателям, которые можно
«закладывать» в анкету в виде конкретных
вопросов. Чем сложнее предполагаемое
социологическое исследование, тем более
разветвленной, сложной оказывается структура
логического анализа основных понятий.
Но чем глубже этот анализ, тем логичнее
и полнее инструментарий сбора первичной
социологической информации, которую
можно измерить, применив при ее обработке
количественные методы, т.е. методы точной
науки.
Применение выборочного
метода
Объекты исследования
чаще всего насчитывает сотни,
тысячи, десятки или сотни тысяч
людей. Как правильно организовать
и провести опрос в таких
случаях? Ясно, что если объект
исследования состоит из 200—500 человек,
они все могут быть опрошены.
Такой опрос будет сплошным. Но
если объект исследования насчитывает
более 500 человек, то единственно верным
будет применение выборочного метода.
Выборка должна учитывать
взаимосвязи и взаимообусловленности
качественных характеристик и
признаков социальных объектов;
говоря проще, единицы опроса
выбираются на основании учета
важнейших признаков социального
объекта — образования, квалификации,
пола и т.п. Второе условие:
при подготовке выборки необходимо,
чтобы отобранная часть являлась
микромоделью целого и содержала
важнейшие признаки, характеристики
целого, или, как его называют
в социологии, генеральной совокупности.
В определенной степени генеральная
совокупность есть объект исследования,
на который распространяются
выводы социологического анализа.
Выборочная совокупность
— это определенное число элементов
генеральной совокупности, отобранное
по строго заданному правилу.
Элементы выборочной совокупности
(респонденты, анализируемые документы
и т.п.), подлежащие изучению (опросу,
интервьюированию и т.п.), и есть
единицы анализа. Ими могут
выступать как отдельные люди,
так и целые группы (студенческие),
рабочие коллективы. Формируется
выборка таким образом: на первом
этапе, например, выбираются какие-либо
трудовые коллективы, предприятия,
учреждения, элементы поселения
(малые города или деревни). Среди
них отбираются элементы, имеющие
типичные для всей группы признаки.
Эти отобранные элементы называются
единицами отбора, а среди них
выбираются единицы анализа. Такой
метод чаще всего называют
механической выборкой. При такой
выборке отбор может быть произведен
через 10, 20, 50 и т.д. человек.
Промежуток между отбираемыми называется
шагом отбора (шагом выборки). Довольно
популярен у социологов и статистиков
метод серийной выборки. Здесь генеральная
совокупность делится по заданному признаку
(полу, возрасту, образованию и т.д.) на
однородные части (серии). Затем отбор
респондентов идет отдельно из каждой
серии. Число респондентов, отбираемых
из серии, пропорционально общему числу
элементов в ней. Из генеральной совокупности,
например содержащей 2000 человек, где 300
человек — наладчики станков, 700 — токари
и фрезеровщики, 1000 — сборщики, отбираем
каждого десятого. Следовательно, предстоит
опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков
и 100 сборщиков. Социологи часто пользуются
методом гнездовой выборки. В качестве
единиц исследования отбираются не отдельные
респонденты, а целые группы и коллективы.
Например, из 30 студенческих групп, в которых
занимаются по 20 человек, отбираются 10,
и в этих группах проводится сплошной
опрос. Гнездовая выборка дает научно
обоснованную социологическую информацию,
если группы максимально схожи по важнейшим
признакам, например полу, возрасту, видам
обучения и т.п.