Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:08, контрольная работа
С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.
В исследованиях применяется
также целенаправленная
При проведении пилотажного,
или разведывательного,
Метод квотной выборки
часто применяется при опросах
общественного мнения. Им пользуются
в тех случаях, когда до
3. Рабочая гипотеза
в социологическом
Определив проблему, социолог,
прежде всего, пытается объяснить ее
на основе имеющихся знаний и прежнего
опыта. Точнее говоря, социолог пытается
объяснить старыми знаниями и
опытом то, что еще не полностью,
но познано. Но для полного решения
проблемы этого недостаточно. Тогда
на основе имеющихся знаний — некоторые
допущения, которые, по его мнению, полностью
охватывают и объясняют явление,
т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в
социологическом исследовании —
научное предположение о
Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываниях, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Роль гипотезы в социологии,
как и в любом научном
В современных условиях процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение такой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других научных исследований, можно назвать некоторые источники гипотез. Во-вторых, обыденное сознание; которое, как известно, возникает в процессе повседневной жизни людей и включает знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т. п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы. Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Метод давно известен в науке. Сущность его состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер.
Гипотезы теснейшим образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения. В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки: во-первых, соответствие исходным методологическим принципам философии и социологии; соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей (уточняющей) установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу; гипотеза должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами.
Формулирование гипотезы должно предполагать способ ее проверки; внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность гипотезы. Ее построение должно соответствовать логическим правилам, в-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез; на этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблеме исследования для выдвижения гипотез; выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений; в-четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение; уточнение логической формы предположений, соотнесение объема и содержания понятий, составляющих предположение.
На этапе обоснования
гипотез исследователь
— классификацию выдвинутых предположений, установление логической связи между отдельными предположениями, выделение наиболее общих предположений, характеризующих существование и значимые аспекты проблемы, способы решения основных задач исследования;
— выделение основной гипотезы. Уточнение теоретического содержания основной гипотезы средствами теоретической интерпретации; уточнение связей основной гипотезы с другими выдвинутыми предположениями; выведения следствия из основной гипотезы, выражающих аспекты основной гипотезы и поддающиеся эмпирической интерпретации. Теоретическое обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению к гипотезам-следствиям;
— установление критериев
и показателей эмпирической и
теоретической гипотез. Этап проверки
гипотез включает получение фактических
данных, расчет показателей, характеризующих
выраженные в гипотезе-связи, их толкование,
экспериментальную проверку гипотез;
принятие или отклонение эмпирических
гипотез в соответствии с установленными
критериями; анализ побочных (не предполагаемых)
данных. Выдвижение предположений о
характере их связи с гипотезами-
4.Рабочий план социологического исследования
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы — научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
Первый раздел
Второй раздел включает
все организационные и
Третий раздел посвящен
обычно планированию операций, связанных
с подготовкой собранной в
«поле» информации. План должен
предусматривать, сколько
Четвертый раздел —
это виды работ, связанные с
анализом результатов
5.Практическое задание.
С целью приведения примера социологического исследования была взята
гипотетическая проблема: удовлетворенность трудом работников
т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.
В качестве объекта исследования выступил коллектив, в котором работаю я, состоящий из 20 человек.
Предметом изучения являлся процесс работы (производительность труда) данных людей.
В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения мотивации, повышения производительности труда.
Задача состояла в том,
чтобы найти пути для достижения
конкретной цели, а также выявить
зависимость мотивации и
В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование.
Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:
По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.
1. Хорошие шансы продвижения по службе
2. Хороший заработок
3. Оплата, связанная с результатами труда
4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
6. Сложная и трудная работа
7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
8. Высокая степень
9. Интересная работа
10. Работа, требующая творческого подхода
11. Работа без больших напряжений и стрессов
12. Удобное расположение места работы
13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
14. Значительные дополнительные льготы
15. Справедливое распределение объёмов работ
Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?
После заполнения анкеты собирались с целью обработки результатов, причём факторы расположены по убыванию среднего балла.
Средние баллы
факторов, способствующих повышению
производительности труда:
1. Работа без больших напряжений и стрессов-10,0
2. Хороший заработок-9,6
3. Интересная работа-9,4
4. Хорошие шансы продвижения по службе-8,9
5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы-8,8
6. Удобное расположение места работы-8,1
7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме -8,0
8. Значительные дополнительные льготы -7,9
9. Оплата, связанная с результатами труда-7,6
10. Справедливое распределение объёмов работ-7,5
11. Работа, требующая творческого подхода -7,2
12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности -6,9
13. Высокая степень
14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно -4,8
15. Сложная и трудная работа -2,4
В результате анкетирования видно, что наиболее сильным мотиватором к
высокопроизводительному труду является работа без больших напряжений и
стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически не хотят
начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилующей стрессами и
напряжением.
Второе место в нашем хит-параде занял фактор под названием хороший заработок, что и неудивительно- какой человек откажется от лишних денег.
Информация о работе Методика и техника социальных исследований