Методика и техника социальных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

Файлы: 1 файл

методика и техника социологических исследований.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

 В исследованиях применяется  также целенаправленная выборка,  как правило, использующая методы  стихийной выборки, основного  массива и квотной выборки.  Метод стихийной выборки —  это обычный почтовый опрос  телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить  структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят  по почте анкеты. Выводы такого  исследования можно распространять  лишь на опрошенную совокупность.

 При проведении пилотажного,  или разведывательного, исследования  обычно применяют метод основного  массива. Он практикуется при  зондаже какого-либо контрольного  вопроса. В подобных случаях  опрашивается до 60—70% респондентов, попавших в отобранную совокупность.

 Метод квотной выборки  часто применяется при опросах  общественного мнения. Им пользуются  в тех случаях, когда до начала  исследования имеются статистические  данные о контрольных признаках  элементов генеральной совокупности. Например, в качестве такого признака (параметра) берется уровень квалификации, образования и т.п. В переводе  с латинского слово «квота» означает часть, приходящаяся на каждого. Отсюда и подход к выборке: необходимо определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квалификации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения — показателей квоты. Респонденты при таком методе отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число признаков, данные о которых отбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным.

 

3. Рабочая гипотеза  в социологическом исследовании.

Определив проблему, социолог, прежде всего, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и  опытом то, что еще не полностью, но познано. Но для полного решения  проблемы этого недостаточно. Тогда  на основе имеющихся знаний — некоторые  допущения, которые, по его мнению, полностью  охватывают и объясняют явление, т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в  социологическом исследовании —  научное предположение о структуре  социальных объектов, о характере  и сущности связей между социальными  явлениями.

Основная функция гипотезы состоит в получении новых  научных высказываниях, которые  совершенствуют или обогащают имеющиеся  знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно  назвать научными гипотезами в том  случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или  практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи часто  повторяют выражение Дмитрия  Менделеева, который говорил, что  лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Роль гипотезы состоит, во-первых, в том, что опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию) служит своего рода «спусковым механизмом»: для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте. Известный  социолог Макс Р. Коэн, как-то шутя, заметил: гипотезы возникают у людей, которые  думают.

В современных условиях процесс  постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение  такой задачи. Опираясь на опыт анализа  большого количества проведенных социологических  и других научных исследований, можно  назвать некоторые источники  гипотез. Во-вторых, обыденное сознание; которое, как известно, возникает  в процессе повседневной жизни людей  и включает знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские  нравственные нормы и т. п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить  исследование, если утверждаемое в  гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ  на многие вопросы. Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Метод давно известен в науке. Сущность его состоит в том, что  знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее  изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер.

 

Гипотезы теснейшим образом  связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения. В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки: во-первых, соответствие исходным методологическим принципам философии и социологии; соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей (уточняющей) установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу; гипотеза должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами.

Формулирование гипотезы должно предполагать способ ее проверки; внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность гипотезы. Ее построение должно соответствовать логическим правилам, в-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез; на этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблеме исследования для выдвижения гипотез; выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений; в-четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение; уточнение логической формы предположений, соотнесение объема и содержания понятий, составляющих предположение.

 

На этапе обоснования  гипотез исследователь осуществляет:

— классификацию выдвинутых предположений, установление логической связи между отдельными предположениями, выделение наиболее общих предположений, характеризующих существование  и значимые аспекты проблемы, способы  решения основных задач исследования;

— выделение основной гипотезы. Уточнение теоретического содержания основной гипотезы средствами теоретической  интерпретации; уточнение связей основной гипотезы с другими выдвинутыми  предположениями; выведения следствия  из основной гипотезы, выражающих аспекты  основной гипотезы и поддающиеся  эмпирической интерпретации. Теоретическое  обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению  к гипотезам-следствиям;

— установление критериев  и показателей эмпирической и  теоретической гипотез. Этап проверки гипотез включает получение фактических  данных, расчет показателей, характеризующих  выраженные в гипотезе-связи, их толкование, экспериментальную проверку гипотез; принятие или отклонение эмпирических гипотез в соответствии с установленными критериями; анализ побочных (не предполагаемых) данных. Выдвижение предположений о  характере их связи с гипотезами-следствиями  и гипотезами-основаниями; интерпретацию  принятых эмпирических гипотез и  логическое доказательство гипотез-оснований; построение выводов из доказанных гипотез по отношению к проблеме, предмету, задачам исследования.

 

4.Рабочий план  социологического исследования

 Как ни важны сами  по себе программа и выборка,  тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы — научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).

 Первый раздел предусматривает  порядок подготовки, обсуждения, утверждения  программы и инструментария социологического  исследования. Сюда входит вопрос  формирования и подготовки группы  сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе  нужно предусмотреть проведение  пилотажного (разведывательного)  исследования, которое покажет, как  «работает» инструментарий. И если  в каких-либо документах допущены  ошибки при их подготовке, надо  оперативно внести коррективы  и в инструментарий, и в программу  исследования. Когда документы для  работы полностью готовы, они  тиражируются и раздаются анкетерам,  интервьюерам.

 Второй раздел включает  все организационные и методические  виды работ, т.е. отвечает на  вопросы: что надо сделать,  где и когда, в какие сроки.  Важно предусмотреть предварительное  оповещение опрашиваемых о целях,  задачах и практическом значении  социологического исследования, т.е.  заранее ответить на вопросы,  которые обычно задают все  респонденты (опрашиваемые). Если  анкеты, бланки интервью раздаются  и заполняются в группах под  руководством анкетера, то необходимо  предусмотреть такую процедуру  в плане.

 Третий раздел посвящен  обычно планированию операций, связанных  с подготовкой собранной в  «поле» информации. План должен  предусматривать, сколько специалистов  вычислительного центра необходимо  задействовать для выполнения  этой кропотливой процедуры. При  ее выполнении исследователи  работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив «переваривается» электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов — табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

 Четвертый раздел —  это виды работ, связанные с  анализом результатов обработки.  Получив табуляграммы, исследователи  подготавливают предварительный,  промежуточный или итоговый отчет  о проведенном социологическом  исследовании, делают выводы, формулируют  практические рекомендации.

5.Практическое  задание.

С целью приведения примера  социологического исследования была взята

гипотетическая проблема: удовлетворенность трудом работников

т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.

В качестве объекта исследования выступил коллектив, в котором работаю я, состоящий из 20 человек.

Предметом изучения являлся процесс работы (производительность труда) данных людей.

В качестве цели данного  исследования выступало нахождение путей повышения  мотивации, повышения производительности труда.

Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а также выявить  зависимость мотивации и производительности труда от различных  факторов.

В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование.

Респондентам раздавались  анкеты, имеющие следующий вид:

                                  АНКЕТА                                 

По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют  повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.

1. Хорошие шансы продвижения  по службе

2. Хороший заработок

3. Оплата, связанная с  результатами труда

4. Признание и одобрение  хорошо выполненной работы

5. Работа, которая позволяет  реализовать свои способности

6. Сложная и трудная  работа

7. Работа, позволяющая думать  и действовать самостоятельно

8. Высокая степень ответственности

9. Интересная работа

10. Работа, требующая творческого  подхода

11. Работа без больших  напряжений и стрессов

12. Удобное расположение  места работы

13. Достаточная информация  о том, что вообще происходит  на фирме

14. Значительные дополнительные  льготы

15. Справедливое распределение  объёмов работ

Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?

После заполнения анкеты собирались с целью обработки результатов, причём факторы расположены по убыванию среднего балла.

 

    Средние баллы  факторов, способствующих повышению  производительности труда:        

1. Работа без больших  напряжений и стрессов-10,0

2. Хороший заработок-9,6

3. Интересная работа-9,4

4. Хорошие шансы продвижения  по службе-8,9

5. Признание и одобрение  хорошо выполненной работы-8,8

6. Удобное расположение  места работы-8,1

7. Достаточная информация  о том, что вообще происходит  на фирме -8,0

8. Значительные дополнительные  льготы -7,9

9. Оплата, связанная с  результатами труда-7,6

10. Справедливое распределение  объёмов работ-7,5

11. Работа, требующая творческого  подхода -7,2

12. Работа, которая позволяет  реализовать свои способности -6,9

13. Высокая степень ответственности -6,6

14. Работа, позволяющая думать  и действовать самостоятельно -4,8

15. Сложная и трудная  работа -2,4 

В результате анкетирования  видно, что наиболее сильным мотиватором к

высокопроизводительному труду  является работа без больших напряжений и

стрессов, что объясняется  тем, что все респонденты фактически не хотят 

начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилующей стрессами и

напряжением.

Второе место в нашем  хит-параде занял фактор под названием  хороший заработок,  что и неудивительно- какой человек откажется от лишних  денег.

Информация о работе Методика и техника социальных исследований