Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:58, практическая работа
Проблемная ситуация «Состояние психологического климата в трудовом коллективе». Какие перемены здесь можно наблюдать? Составить 2–3 карточки наблюдения по данной проблемной ситуации.
Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата
Федеральное агентство по образованию и науке
Уральский государственный экономический университет
Кафедра экономики труда и управления персоналом
Практическая работа
вариант №6
Исполнитель:
студент гр. ЭТРп-09 СВ
Кулябина Гульнара Гарифулловна
Преподаватель: Тихомирова А.М.
Североуральск
2013
Практическое задание:
Проблемная ситуация «Состояние психологического климата в трудовом коллективе». Какие перемены здесь можно наблюдать? Составить 2–3 карточки наблюдения по данной проблемной ситуации.
Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата
На состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывают влияние существующая обстановка в обществе, характер общественных отношений, а также особенности данной сферы трудовой деятельности, реализуемых в ней управленческих процессов, специфика связей с иными трудовыми коллективами.
Другую важную группу факторов, формирующих психологический климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе. К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на социально-психологический климат оказывают его неофициальная организационная структура и психологические особенности лидера и руководителя. Благополучный социально-психологический климат повышает эффективность психологической адаптации сотрудников к условиям данного коллектива.
Социально-психологический
На состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих психологический климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер
официальных организационных
Так
же факторы, которые влияют на формирование
определенного социально-
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая
связана с синхронностью
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6.
Обстановка в семье, вне
В нашем случае нам нужно определить, психологическое состояние в трудовом коллективе. Для выполнения задания, мы понаблюдаем за коллективом детского сада №4 города Североуральска.
Цель нашего наблюдения:
Изучение психологического климата в коллективе.
Задачами являются:
- изучение психологического климата в коллективе;
- межличностного взаимодействия в коллективе.
Объект наблюдения: воспитатели детского сада, 12 человек, все являются женщинами. Возрастной диапазон составил от 20 до 50 лет
Наблюдение можно
Были разработаны карточки наблюдения, которые заполнялись в течении наблюдаемых 10 дней. По результатам наблюдения проведём анализ и сделаем вывод.
Карта наблюдения №1
межличностное взаимодействие в коллективе
Признаки наблюдения |
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
7 день |
8 день |
9 день |
10 день |
Примечание |
доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
т.е. все сотрудники являются доброжелательными |
нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах |
9 |
12 |
12 |
12 |
7 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
иногда люди пенсионного возраста в основном, хотят отдохнуть от коллектива, но иногда им нравится бывать со всеми вместе. 1 день был день рождения у коллеги пришли не все, 5 день это было 7 марта, коллеги собирались за круглым столом, так же пришли не все. |
успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание |
12 |
12 |
12 |
9 |
8 |
5 |
3 |
7 |
2 |
3 |
Был городской конкурс « Эко – колобок» коллега не заняла ни одного места, коллектив ещё долго обсуждал и переживал это вместе с ней. |
Преобладают одобрение и поддержка |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
В течении исследуемых дней я наблюдала как коллеги реагируют на просьбу коллег помочь в чём - нибудь, никто в помощи не отказал. |
охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь |
12 |
12 |
12 |
12 |
9 |
2 |
3 |
12 |
12 |
12 |
люди не отказываются если надо подменить коллегу, но бывают дни когда коллеги не могут помочь и соглашаются не все |
Из данной таблицы видно, что межличностное взаимодействие в коллективе сложилось благоприятное, в основном сотрудники
доброжелательны друг к другу. Среди сотрудников детского сада проявляется взаимопонимание, сочувствие, сопереживание членов коллектива друг другу. При какой либо нагрузке или поручения сотрудники стараются друг другу помочь, в дальнейшем работодатель, а это заведующая детским садом старается одинаково премировать сотрудников, которые выполнили определённую работу совместно. Праздники, которые относятся, именно к нашей деятельности мы стараемся проводить вместе.
Карта наблюдения №2
изучение психологического климата в коллективе
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
7 день |
8 день |
9 день |
10 день |
примечание | |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон |
3 |
4 |
2 |
0 |
0 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
у людей бывает подаленное состояние, пессимистический тон особенно после праздников, после длинных выходных |
Преобладают конфликтность в отношениях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными, а иногда вызывают зависть и злорадство |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
распространение слухов друг о друге |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
1 |
1 |
0 |
2 |
в любом коллективе есть люди котрые распростарняют слухи, и не только отрицательные |
Наблюдение велось в течении 10 дней и результаты этого наблюдения показали, что психологический климат в коллективе имеет устойчивый характер, с преобладанием благоприятной обстановки взаимоотношений ее сотрудников.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет психологической атмосферы - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
Можно дать некоторые рекомендации по оптимизации социально-психологического климата коллектива.
Педсоветы.
Немаловажным фактором, обеспечивающим психологический комфорт внутри подразделения, являются встречи членов коллектива и их контакты между собой. Одной из форм таких контактов являются собрания и планерки, посвященные решению текущих вопросов. Задачей руководства в этом случае является обеспечение как можно более тесного взаимодействия сотрудников подразделений, которое одновременно способствует и сближению сотрудников, и оперативному решению возникающих проблем.
Кроме того, эффективно проведенное деловое совещание создает у работников определенный позитивный настрой, который нацеливает их на достижение высоких результатов. Четко обозначенные задания на текущий день, разъясненные со всеми нюансами способы их выполнения сами по себе, без всяких дополнительных призывов и подстегиваний обеспечивают в коллективе бодрое деловое настроение.
Информация о работе Методика и техника социологических исследований