Методика исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Если цели социологического исследования не вполне ясны учёными и представителями тех организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается чёткая система основных и неосновных задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3

1. Сущность и структура социологического исследования
1.1. Цели, задачи, объекты и предметы
социологического исследования…………………………..5
1.2. Организацтонно-методический
план исследования………………………………………..8
1.3. Основные методы социологии………………………….12


Заключение……………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

методика исследований.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                              Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………3

 

 

  1. Сущность и структура социологического исследования

 

    1. Цели, задачи, объекты и предметы

      социологического исследования…………………………..5

    1. Организацтонно-методический

план исследования………………………………………..8

    1. Основные методы социологии………………………….12

 

 

 

 

Заключение……………………………………………………...15

 

 

 

 

 

Литература………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Сейчас уже практически  невозможно проведение социологических  исследований без знания математической статистики, статистических методов анализа данных.

Интенсивное привлечение  методов математики и статистики в социологию не является академическим  ригоризмом. Оно отражает тот факт, что исследование общественной жизни  становится точной наукой не только в гносеологическом понимании этого термина, но и в естественнонаучном. С возрастанием чисто количественных показателей общественного развития – объёма производства, населения, объёма средств коммуникации и т.д. – происходит дальнейшее качественное усложнение социально-экономической структуры. Прогноз конкретных социальных процессов, без которого невозможно осуществление эффективного социального планирования, становится затруднительным при отсутствии точного знания.

Таким образом, потребности социальной практики требуют разработки методов количественного описания социальных процессов, позволяющих точно регистрировать не только количественные, но и качественные факторы. Нельзя говорить о долгосрочном или краткосрочном социальном планировании, пока не разработаны методы строгого количественного описания социальных явлений.

Количественные методы в экономике, психологии, а затем и в социологии стали применяться как опосредованное отражение потребности в точных критериях эффективности человеческой деятельности.

Тенденция к использованию  математических методов в социологических  исследованиях вызвала к жизни  ряд специфических проблем, в  частности проблему социологического измерения, или квантификации, - нахождения меры или единства качественной и количественной определённости социальных явлений и процессов.

Появление проблемы измерения качественных признаков не следует рассматривать  как предвестник принципиально  нового этапа развития марксистско-ленинской  социологии. Ещё К.Маркс писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука». Позднее он говорил о том, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой».

Г.В. Плеханов, полемизируя  с «субъективными» социологами, писал: «Наука о человеческом обществе может и должна стать столь  же строгой наукой, как и естествознание».

Противники марксизма, пытаясь извратить великое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, умалить его роль в развитии общественной науки, утверждали, что марксизму чужд количественный анализ социальных явлений и процессов, что марксизм не признаёт само понятие «фундаментальность».

Критикуя подобного  рода вульгаризаторов марксизма, В.И.Ленин писал: «Должно быть, с точки зрения наших доверчивых к профессорским открытиям махистов, Фейербах (не говоря уже об Энгельсе) не знал того, что понятия порядок, закономерность и т.п. могут быть выражены при известных условиях математически определённым функциональным соотношением!».

Полемизируя с В.Шулятиковым, он делает вывод, что все его аргументы  не убедительны и вряд ли могут  служить основанием для заключения о том, что «функциональность  не может быть видом причинности».

Интенсивное развитие социологических исследований, которые в настоящее охватили все области общественной практики, является непосредственной реализацией ленинских указаний.

 

 

 

1.1.Цели, задачи, объекты и предметы социологического исследования

Решение социальной проблемы направлено на достижение тех или иных целей, среди которых можно назвать повышение эффективности и производительности труда, улучшение условий труда и быта коллектива предприятия (организации, учреждения), населения региона, области, города, села.

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Если цели социологического исследования не вполне ясны учёными и представителями тех организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается чёткая система основных и неосновных задач.

Логика социологического исследования обусловлена содержанием  проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном  исследовании, прежде всего, решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании практические задачи являются основными, а научные – неосновными.

Основные задачи соответствуют  цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверке побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д. При научной или практической ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же самые данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения. Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Социологические исследования начинаются вовсе не с составления  анкеты, как принято думать, а  с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической  модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Все стадии работы социолога  отражены в его главном документе  – программе социологического исследования.

Программа социологического исследования включает подробное, чёткое и завершённое изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её обработки на ЭВМ).

Выделяют следующие  основные этапы составления программы  исследования:

  • формулировка проблемы;
  • определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
  • логический анализ основных понятий;
  • выдвижение гипотез;
  • определение выборочной совокупности;
  • составление инструментария;
  • полевое обследование;
  • обработка и интерпретация полученных данных;
  • подготовка научного ответа.

        Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежит изучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Организационно-методический план исследования

Стратегический  план исследования

В зависимости от целей  и задач исследования, состояния  знания об изучаемом объекте, а также  ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана – формулировка проблемы. В той области, где ещё мало соответствующей научной литературы или её вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских средств – методик исследования, порядок их применения, очерёдность задач, подлежащих решению, с точки зрения их важности.

Поисковый план определяет три основных этапа работы: изучение документов, опросы экспертов  и осуществление наблюдений.

Работа по поисковому плану завершается ясной и  чёткой формулировкой проблемы и  выдвижением гипотезы.

Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Цель поискового плана, как уже отмечали, формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Цель пилотажного (пробного) исследования – проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.

Описательный  план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы провернуть эту гипотезу и в случае её подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, опрос, статистический анализ полученных данных и др.

Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную ценность. Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.

Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие. После того как завершена работа по описательному плану, возникают более чёткие и ясные объяснительные гипотезы, открывается возможность осуществить эксперимент, т.е. не только зафиксировать наличие связей, но и определить их направленность.

В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из трёх описанных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается с поиска, потом идёт выдвижение описательных гипотез, а затем следует уяснение причинно-следственных связей путём реализации экспериментального плана исследования.

Помимо вышеназванных  стратегических планов, социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.

Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление явлений и процессов – один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. В ряде случаев сравнение выступает как специальная задача, и тогда выделяют два основных вида сравнительных исследований – территориальные и временные.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определённого времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

Методический  план исследования организует методический инструментарий исследования – методы сбора, обработки и анализа социальной информации.

Каждое социологическое  исследование – это уникальное сочетание  объекта и предмета изучения, целей  и задач стратегического плана  и соответственно методов исследования.

Информация о работе Методика исследований