Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:12, контрольная работа
Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Если цели социологического исследования не вполне ясны учёными и представителями тех организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается чёткая система основных и неосновных задач.
Введение…………………………………………………………3
1. Сущность и структура социологического исследования
1.1. Цели, задачи, объекты и предметы
социологического исследования…………………………..5
1.2. Организацтонно-методический
план исследования………………………………………..8
1.3. Основные методы социологии………………………….12
Заключение……………………………………………………...15
Часть программы, посвящённая характеристике методик сбора информации, не может быть простым перечислением приёмов исследования. Именно в этой части программы следует обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами её дальнейшей обработки
В каждом отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько специфических процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способы и порядок их применения.
Методологически грамотное
исследование всегда предусматривает
в программе перспективу
1.3.Основные методы социологии
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основных разновидности:
* опрос (анкетирование и интервьюирование);
* анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
* наблюдение (невключённое и включённое);
* эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Опросом называется метод
сбора первичной вербальной (т.е.
словесной) информации, применяемый
в социологии, психологии, экономике,
демографии, этнографии и других науках.
Само слово «опрос» уже
Сущность социологического опроса заключается в том, чтобы на основании мнений нескольких сотен людей судить о мнении тысяч и миллионов. Для того чтобы знать, как поведут себя избиратели на будущих выборах, вовсе не обязательно опрашивать 280 тысяч жителей. Специальной процедурой – конструированием выборки – учёный отбирает 2 тысячи наиболее типичных граждан данной страны, задаёт им 5-10 вопросов и получает достоверную информацию, характеризующую мысли всего населения. Две тысячи специально отобранных респондентов называются выборочной совокупностью, а всё население – генеральной. Достоверность информации по принципу «судить о целом по части» называется ещё репрезентативностью. Часть репрезентирует или представляет целое.
В социологии применяются четыре разновидности опроса:
1) анкетирование – письменный заочный опрос;
2) интервью – устная беседа, очный опрос;
3) социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;
4) экспертный опрос – оценка ситуаций знающими людьми.
Главными среди них
являются анкетирование и
Более полная классификация выглядит так:
Интервью: свободное – стандартизированное, клиническое – фокусированное групповое – индивидуальное, телефонное.
Анкетные опросы: экспресс-опрос, групповой – индивидуализированный, раздаточная анкета, почтовая анкета, прессовая анкета.
Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях. В 60-х годах для обозначения методов освоения результатов завершённых или ранее произведённых исследований в американской социологии был изобретён термин «вторичный анализ». Под ним понимают более углубленное изучение полученных данных с учётом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными.
Вторичный анализ используется всё более широко потому, что он сравнительно недорог, позволяет проводить сравнения между группами, народами и временами, облегчает воспроизведение данных и позволяет рассматривать вопросы, которые первоначально не были затронуты.
Социолог, ориентирующийся на вторичный анализ, отказывается от проведения новых исследований, а использует уже накопленный материал. Сочетание собственных исследований и чужих материалов даёт социологам большие возможности. В зависимости от исходной базы можно выделить следующие принципы классификации вторичного анализа:
Главная проблема для исследователей, пользующихся методом вторичного анализа, - совокупность ранее полученных результатов. Наиболее доступным источником информации для вторичного анализа являются социологические публикации в журналах и газетных статьях, сборниках, монографиях и публикациях различных центров.
Заключение
Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет.
Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах:
первое — он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию.
Второе — социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.
Литература
Приложение
Категориальный анализ:
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Разведывательное исследование небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
Описательное исследование более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
Аналитическое исследование самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др. Специализированные процедуры социологического исследования, а также методы количественного анализа.
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...
Метод - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка - это рутинные, механические преобразования, а анализ - это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией. Методы анализа данных можно разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы описательной статистики и статистики вывода, а также методы моделирования и прогнозирования социальных процессов. Кроме того, методы анализа социологической информации могут быть разделены на универсальные (пригодные для анализа большинства видов информации) и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования — после завершения приема в вузы или поступления на работу.
Панельное - особый вид повторного исследования. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определённой целостности. В отличие от панельного исследования при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо обеспечить лишь их принадлежность к определённой социальной группе.
Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проведённых по единой программе и инструментарию последовательно через определённые промежутки времени и признанных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа.
Лонгитюдные исследования – длительное изучение одной совокупности лиц.