Методика проведения интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сбор первичной социологической информации является важнейшим этапом в проведении любого исследования. Именно поэтому рассмотрение и изучение интервью как метод сбора информации, важная и актуальная для изучения тема.
В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы о решении этих проблем. Но для рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление о проблемах и их причинах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ «ИНТЕРВЬЮ»……………………………………….…4

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ………………………………………………….6

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ…………………………………….…11

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ИНТЕРВЬЮ………………….....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

контрольная интервью.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Интервьюирование, как и  другие методы опроса, представляет собой  своего рода технологию, включающую в  себя следующие этапы: 
– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Подготовку интервью принято  разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью с конкретными  респондентами по заранее определенной теме.

Начало  интервью.

Под начальной стадией  интервью понимается достижение предварительной  договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения  с ним, включая вводную или  вступительную часть беседы и  первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические  функции. Эти функции связаны  не с получением информации, а с  установлением психологического контакта с респондентом.

Основная  часть интервью

Основная часть интервью начинается с того момента, когда  респондент дал свое согласие на интервью, иначе говоря – с момента установления контакта. В основной части все  функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет одной –  информативной. В итоге интервью он должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.

Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух людей, увлеченных разговором. Такое  сравнение отчасти верно, поскольку  неподдельный интерес к разговору  и “индуцирование” у респондента  ответного интереса – профессиональный долг интервьюера. Вместе с тем интервью – это не просто беседа. По крайней мере для одной из сторон – для интервьюера – это исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.

Завершение интервью.

Как и начало интервью, завершение выделяется в особый методический этап в связи с его специфическими функциями. Поскольку к моменту  завершения интервью сбор информации по теме исследования окончен, эти функции  в основном не являются информационными.

Оптимальный вариант заключается  в том, что завершение интервью должно совпасть с его естественным концом. Решение об окончании в этом случае оказывается как бы обоюдным, совместным. Никому из участников интервью не должно показаться, что финал слишком  поспешный, но также не должно возникнуть ощущения, что интервью растянуто. Интервью должно завершиться, когда все вопросы  рассмотрены, – не раньше и не позже. 
Завершенное интервью следует отличать от интервью прерванного. Прерывание незавершенного интервью обычно происходит, если кто-то из участников исчерпал свой лимит времени. Бывает (хотя этого следует избегать), что лимит времени исчерпывается у самого интервьюера. Если это все же случилось, надо честно сообщить об этом респонденту, сказав, что вы хотели бы продолжить разговор. Тут же следует обсудить с интервьюируемым время и место новой встречи. В некоторых случаях прерывание интервью может вызвать ряд проблем. Если продолжения не последует в скором времени, благоприятный климат общения может нарушиться. По этой причине эффективное интервью прерывать нежелательно. 
При приближении к финалу задача интервьюера заключается в том, чтобы сохранить хороший “климат” общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего “климата” из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его “отжали” и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.

Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое, в частности, нередко позволяет  получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может  быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим  интервьюером с просьбой к респонденту  его прокомментировать, ответив  на вопросы, правильно ли оно, верно  ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т.п.

Обработка материалов интервью.

Проблема редактирования.

Независимо от способа  записи интервью, первым этапом его  обработки является составление  письменного текста (стенограммы) высказываний респондента. Опыт проведения обследований показывает, что магнитные записи и записи от руки, сделанные по ходу интервью, не могут быть использованы в качестве первичного материала  для их осмысления и обработки. Работа с фонограммами или с неразборчивыми записями затруднена до такой степени, что становится практически невозможной. В связи с этим, дешевле, проще  и результативнее затратить часть  финансовых средств исследователя  на изготовление отпечатанных на компьютере стенограмм. 
Спорным является вопрос о целесообразности редактирования стенограмм интервью. Противники редактирования выдвигают общеизвестные аргументы, связанные с тем, что в процессе редактирования и «олитературивания» текста в него могут вноситься значительные искажения. В учебных пособиях по интервьюированию данная точка зрения преобладает. Практика, однако, порой показывает иное. Все известные нам научные работы, выполненные на основе метода глубокого интервьюирования, и содержащие в тексте фрагменты из интервью, показывают, что эти фрагменты были подвергнуты значительной литературной редакции.

Осмысление результатов.

При анкетных опросах или  формализованных интервью вслед  за этапом сбора эмпирической информации следует этап количественной ее обработки, который включает в себя подсчет  процентных соотношений, вычисление коэффициентов  корреляции и иных цифровых показателей. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЕ К ПРОЦЕДУРЕ ИНТЕРВЬЮ.

Для проведения интервью важно  обеспечить внешние условия, место  проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения  достоверной информации является наличие  качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдения правил его  применения. 
Бланк интервью – это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указывается имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предметам разговора. Он не должен задавать наводящие вопросы, требующие вынужденных ответов, делать подсказки. 

Время, место и  способ записи.

Время проведения интервью. Относительно оптимального времени проведения интервью существует мало обоснованных рекомендаций. Предпринимались попытки экспериментально определить, когда лучше брать интервью: утром или вечером. Эти попытки не дали определенного результата, из чего следует сделать вывод, что само по себе время начала интервьюирования не играет существенной роли. Более существенным фактором является соотношение времени интервью с обычным распорядком дня респондента. Очень важно, чтобы время интервьюирования по возможности вписывалось в распорядок дня и не слишком сильно его нарушало. Назначать время следует таким образом, чтобы респондент никуда не торопился, иначе интервью получится скомканным. Данное правило относится также к интервьюеру, который и подавно не должен никуда торопиться. Далее важно, чтобы респондент не был слишком уставшим. Если, к примеру, интервьюер добивается встречи с работником, только что вернувшимся из ночной смены или из длительной командировки, шансы на получение серьезной информации не слишком велики. Поскольку респондент дает согласие на интервью добровольно, окончательный выбор времени всегда остается за ним.

Интервью не должно совмещаться  с какими-либо иными занятиями  респондента (домашней работой, производственной деятельностью и т.д.), так как  качество ответов и глубина раскрытия  в этом случае резко снижаются. Наиболее отрицательно на качестве интервью сказывается  намерение уйти (спешка), занятие  домашним трудом (уборка помещения  и др.), профессиональная деятельность.

^ Место проведения интервью. Эффективность беседы в значительной степени зависит от обстановки, в которой она проводится. Место проведения интервью прежде всего должно быть уединенным. Если в помещение, где проводится интервью, кто-то постоянно входит и выходит, обращается к респонденту с вопросами, раздаются телефонные звонки и возникают другие отвлекающие дела, беседа либо сокращается, либо прерывается вовсе. В связи с этим, договариваясь о встрече, интервьюер с самого начала должен оговорить, что желательна беседа наедине.

Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано  так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие установлению контакта с интервьюируемым. В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая  постоянно напоминает ему о его  обязанностях и делах. Интервьюируемые  чувствуют себя более раскованно, если сидят в удобных креслах  и между ними и интервьюером нет  преград в виде столов или конторок.  

Способ записи интервью. Существуют три способа записи: магнитная звукозапись, запись от руки в процессе интервью и запись по памяти. 
Для проведения интервью имеет важное значение способность интервьюера добиваться взаимопонимания с респондентом. Кроме того, вопросник как «инициатор» разговора является важнейшим элементом в создании благоприятной атмосферы и стимулировании желания респондента предоставлять необходимую информацию. 

Как при анкетировании  так и при интервьюировании исследователи  должны уделять особое внимание процедурам выборки:

- определить слои и  группы населения, на которые  предполагается распространять  полученные результаты опроса (генеральная  выборка); 
- определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

- определить правила поиска  и отбора респондентов на последней  стадии выбора. 
В основе интервью лежат три этических принципа: право на частную жизнь, информированное согласие и конфиденциальность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достаточно распространенной формой социологических опросов  является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. В начале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. В последствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации б изучаемом объекте.

Характер общения степень  контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого  во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или  иной социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного  опроса (анкетирования).

Недостатки интервью: затрачивание большого количества времени на опрос, требуются дополнительные финансовые и временные затраты на обучение интервьюеров, проблематично обеспечение  анонимности беседы и другие недостатки. Отмечены нюансы, связанные со сложностями  проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют  на оптимизацию и совершенствование  самой процедуры интервью, более  серьезное отношение к его  организации с целью использования  всех его преимуществ в социологической  практике.

Интервью применяется  в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.
  2. Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие – М.: Вузовский учебник, 2008.
  3. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб. пособие для вузов. - М. : Инфра-М, 2009.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности: учеб. пособие / В. А, Ядов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега –Л», 2009
  5. http://professionali.ru
  6. http://socioline.ru

 


Информация о работе Методика проведения интервью