Методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир. Во-вторых, методология - это техника получения знания.
Методология социологических исследований образует комплекс проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией. При том, что социология не располагает специфическими, только ей присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем. Среди них - исследование относительно локальных тем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Виды социологических исследований…………………………………4
Классификация социологических исследований……………………...8
Структура социологического исследования………………………….11
Заключение……………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Контрольная работа

дисциплина: «Социология»

На тему:


«Методика социологического исследования»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                            Марина И.А.                                                       

Студентка                                                               3 курса,день                              

Специальность                                                       Государственное и            

                                                                                 муниципальное управление

№ студенческого билета                                       09МГБ00909

Преподаватель                                                       Шаров И.Д.

                                                 


Брянск -  2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

  1. Виды социологических исследований…………………………………4
  2. Классификация социологических исследований……………………...8
  3. Структура социологического исследования………………………….11

Заключение……………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир. Во-вторых, методология - это техника получения знания.

   Методология социологических исследований образует комплекс проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией. При том, что социология не располагает специфическими, только ей присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем. Среди них - исследование относительно локальных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды социологических исследований

    Любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.п., изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов (эксперимент, наблюдение и т.п.), на обоснование направлений и разработку методов и средств их решения. Социологическое исследование – один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов. Социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях.

    Для лучшего понимания смысла и особенности социологического исследования вспомним, что собой представляет социология.

    Несмотря на длительность дискуссии о предмете и объекте социологии и множестве высказанных дефиниций, а может быть, именно благодаря их обилию, общепринятого определения социологической науки до сих пор не существует. Каждый, затрагивающий в своих выступлениях или публикациях принципиальные аспекты социологии, вынужден определять свою позицию по этому вопросу. Не претендуя на оригинальность, последуем установившейся традиции.

    Буквальный этимологический смысл понятия «социология», как известно, обозначает науку об обществе. Однако общество как специфический объект является предметом познания множества дисциплин: социальной философии, истории, политологии, культурологии, социальной психологии и многих других. Поэтому ограничиваться только этим – этимологическим – пониманием социологии непродуктивно. Специфика социологии проявляется в том, что из всего комплекса явлений, процессов и структур, образующих общество, она в качестве предмета исследования выделяет мир социальной деятельности людей, их связей и взаимодействий, которые в совокупности и обеспечивают функционирование общества как целостной социальной системы.

    Общество в социологической науке рассматривается не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как упорядоченная структура, как целое, состоящее из определенным образом расположенных частей, взаимодействующих между собой в соответствии с более или менее устойчиво проявляющимися правилами (алгоритмами, закономерностями и т.п.). Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении – определение наиболее важных и устойчивых связей между отдельными частями структуры. Поэтому социология в понятие социальной структуры включает не только взаимное расположение индивидов, групп, социальных институтов в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой коммуникации. Таким образом, социология рассматривает общество как систему, и главной ее задачей, как и всякого системного исследования, является установление характера внутри– и внесистемных связей и взаимодействий.

    Социология – наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования конкретных социальных систем (обществ), социальных институтов и общностей, образующих структуру социальных систем, исследующая механизмы и процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между названными институтами и общностями, а также характер и формы проявления этих закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, институтов на основе соответствующей эмпирической информации.

    Названные связи и взаимодействия можно изучать как на макроуровне для установления общих, инвариантных закономерностей развития социального мира (и тогда мы будем иметь дело с общетеоретическим уровнем социологического знания), так и на уровне конкретных, частных социальных структур и процессов (и тогда мы будем иметь дело с комплексом конкретно-социологических дисциплин, позволяющих выявлять определенные формы проявления исследуемых закономерностей).

    Оба уровня социологии в качестве обязательного элемента предполагают проведение специальных исследований. Их целью является получение документальных материалов, в которых с помощью определенных методов фиксируется множество эмпирических фактов, отражающих состояние соответствующих фрагментов предметной области социального мира.

    Весьма важная особенность социологии состоит в том, что получаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня), как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на его использование при решении актуальных практических проблем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности социологического знания является уровень его востребованности социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма определенная управленческая ориентация – тот специфический признак, который существенно выделяет социологию среди всех наук об обществе.

    Таким образом, можно говорить о двух типах конечных результатов социологического исследования. Первый – достаточно традиционный, неспецифический, являющийся итогом исследования в рамках любого научного направления. Он представляет собой новое знание о какой-либо предметной области социального мира. Второй тип – это информация, полученная средствами социологии в связи с необходимостью решения какой-либо практической проблемы и включенная в структуру информационного обеспечения органа социального управления.

    Отличие первого от второго состоит в том, что результаты первого типа – это чистое знание об определенном социальном феномене (например, молодежная культура, девиантное поведение, маргинализация и т.п.). Главный критерий ценности знания первого типа – принципиальная новизна. Востребованность знания этого типа социальной практикой не играет существенной роли. Для него вполне приемлемо самое общее определение информации как некоторых сведений.

    Критерием ценности результатов второго типа является, прежде всего, их практическая актуальность, информативность, потенциальная возможность снижения неопределенности для структур, принимающих управленческие решения. Принципиальной новизны они могут и не содержать. Как видно, результаты второго типа представляют собой управленческую информацию.

    Объективная необходимость использования возможностей социологии в исследованиях социально-экономических и политических процессов структурами социального управления предопределяется ее спецификой.

 

 

 

 

  1. Классификация социологических исследований

    Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

    Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы

    Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Их результатом являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учеными, в том числе и по преимуществу – социологами.

    Граница, разделяющая теоретико-прикладные и прикладные исследования, определяется основной целью. Она может быть либо связана с углублением научного знания о социальных процессах, либо ориентирована на непосредственное решение конкретных проблем. Часто в теоретико-прикладном исследовании социальный заказ имеет место как актуальная, но все же неконкретная социальная проблема. За прикладным исследованием всегда стоит конкретный заказчик, видящий в социологах соучастников решения проблемы.

    1. В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определены объект и предмет исследования.

    2. Время на проведение теоретико-прикладного исследования определяет социолог, исходя из объема и сложности задачи. В прикладном исследовании время определяет заказчик. Он же устанавливает сроки и форму представления результатов. Здесь главное – качество полученных результатов (небольшой объем полезной достоверной информации гораздо ценнее фолиантов с текстом сомнительного содержания).

    3. В прикладном исследовании социолог может (а часто должен) по максимуму использовать готовые методики и их адаптации. В теоретико-прикладном, напротив, оригинальность замысла и программы предопределяет нестандартность всех методических процедур.

    4. В прикладном исследовании этапность и сроки работы предопределяются логикой практического использования получаемой информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном определяющий фактор – это логика осмысления предметной области.

    5. Итоговый документ теоретико-прикладного исследования – научная публикация, прикладного – социально-технологическая разработка.

    В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности.

    1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может. Итог разведывательного исследования – четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо).

    2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Необходимое условие проведения дескриптивного исследования – наличие достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипотез. Его главное отличие от формулятивного – возможность четкого описания предмета исследования в виде системы признаков – переменных – показателей.

    3. Аналитико-экспериментальное исследование – наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель – выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики.

    По степени годности методико-инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основные.

    Пилотажное исследование направлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих подходов к отбору единиц наблюдения.

Информация о работе Методика социологического исследования