Методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир. Во-вторых, методология - это техника получения знания.
Методология социологических исследований образует комплекс проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией. При том, что социология не располагает специфическими, только ей присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем. Среди них - исследование относительно локальных тем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Виды социологических исследований…………………………………4
Классификация социологических исследований……………………...8
Структура социологического исследования………………………….11
Заключение……………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

    Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: предварительная проба и генеральный пилотаж.

    На первом проверяются отдельные элементы методики.На втором проверяется вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель которой – проверка всей полевой процедуры.

 

  1. Структура социологического исследования

    Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Программа социологического исследования

   Программа социологического исследования – документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-

    Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива

2. Разработка плана-графика  всех этапов исследования.

3. Координация проведения  всех этапов: взаимоувязка сопредельных  структур, проблем и т.п.

4. Сдача материалов заказчику.

5. Участие в реализации  социальных технологий.

    Прежде, чем раскрывать содержание методологического раздела программы социологического исследования, вспомним, что собой представляет методика.

    Методика – совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность любой методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный (целевой) результат, чем оптимальнее используются в ней элементы контроля и проверки.

    Методика социологического исследования – это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета, к конкретным организационно-экономическим, финансовым, кадровым и другим возможностям исследовательского коллектива.

    Методика социологического исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а также критериев оценки качества получаемой эмпирической информации. Каждая социологическая методика представляет собой, как правило, совокупность оригинальных, иногда уникальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования.

    Методика социологического исследования включает:

• обоснование и способы проектирования и реализации выборочных процедур;

• конкретные разновидности методов сбора эмпирических материалов, представленных в виде опросников, бланков и других форм полевых документов;

• указания относительно методов и средств преобразования эмпирических материалов и выходных форм;

• инструкции анкетерам, интервьюерам, операторам, организаторам исследования, руководителям и т.п.

    Главные положения стратегического плана исследования состоят в следующем:

• обоснование типа проводимого исследования (разведывательное, описательное, аналитическое);

• расчет выборочной совокупности, обоснование методики отбора единиц наблюдения;

• определение методов обработки эмпирических данных, обоснование номенклатуры выходных форм;

• разработка требований к составу исследовательского коллектива; обоснование номенклатуры необходимого технического и технологического обеспечения;

• определение объема необходимого финансирования;

• разработка плана-графика проведения исследования. Независимо от типа социологического исследования все они реализуют следующие функции социологического исследования:

1. Познавательная.

2. Практическая.

3. Пропагандистская, общекультурная.

4. Политическая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Краткий словарь по социологии/ Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат, 1988 – 479 с.
  2. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов,О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

 

 

 


Информация о работе Методика социологического исследования