Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа
Психология больших социальных групп является одним из наиболее важных объектов социально-психологического исследования. Значение этого исследования в связи с тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член определенной социальной группы, которая определенно создана сообществом людей. Все человеческие существа включены в различные сообщества, социальной, и с самого начала работы - и в профессиональных группах. Изучение психологических процессов этих общин является одной из проблем социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти вещи.
Контрольная работа
По теме:
«Методологические проблемы исследования больших организованных социальных групп»
Введение
Психология больших социальных
групп является одним из наиболее
важных объектов социально-психологического
исследования. Значение этого исследования
в связи с тем, что человек
осуществляет свою жизнедеятельность
как член определенной социальной группы,
которая определенно создана сообществом
людей. Все человеческие существа включены
в различные сообщества, социальной, и
с самого начала работы - и в профессиональных
группах. Изучение психологических процессов
этих общин является одной из проблем
социальной психологии. Исследователи
давно обратили внимание на эти вещи. Социальные
группы на Западе и в России стали объектом
социологического исследования. На Западе
акцент сместился к психологии малых групп.
Изучением больших социальных групп, их
психологических особенностей занимались
прежде всего марксистско-ориентированные
исследователи. В нашей психологии привлекали
внимание исследователей некоторые общие
теоретические и методологические вопросы,
а также характеристика психологических
особенностей классов, национальностей,
возрастов и социальных групп.
Понятие больших социальных групп.
Под
социальной группой понимается любое
множество индивидов во взаимодействии
с общими интересами и помощи друг другу.
Внешние признаки социальных групп:
1) развитие, 2) определенный набор социальных
норм, которые регулируют взаимодействие,
и 3) структуру.
Большие социальные группы как правило,
всегда имеют отличительные особенности:
• они постоянно развиваются и совершенствуются;
• имеют свои весьма специфические интересы;
• производят для себя и для всех ее членов
набор социальных норм и требований к
их представителей, регулирующие внутренние
и внешние взаимодействия;
• имеют свои текущую и всячески поддерживаемую
в эффективном виде структуру.
Виды больших социальных групп.
Большие социальные группы
многочисленны и разнообразны в происхождении
и формах деятельности. Обычно различают
классы, этнические группы (народы), политических
и общественных организаций, религиозных
конфессий. Они называются организованными.
Кроме того, считается, что могут быть
неорганизованные группы. Они, как правило,
связанные с массовыми движениями, толпой
и т. д.
Среди многообразия больших социальных
групп выявляются классов. В любом обществе,
кроме первобытного, есть классы, но, видимо,
они не всегда четко выражены.
Классы, как известно, большие группы людей,
различающиеся по месту в исторически
определенной системе общественного производства
по отношению к средствам производства,
роли общественной организации труда,
а следовательно, и по тому, как получить
размеры доли общественного богатства,
которой они располагают. Кроме того, классы
отличаются тем, что благодаря разнице
места в системе социальных хозяйства
одна может себе присваивать труд других.
Традиционно, основные характеристики больших социальных групп, которые считаются их потребности и интересы. Классовые интересы, выраженные партиями, которые создаются в структурированном обществе. Причины людей вступить в партию, связанные с психологией стремления к власти. Многопартийная система - основа демократического общества. Монополизм в политике, и в экономике является вредным для развития общества. Переход к рыночной экономике привел к значительному расслоению общества. Есть классы - "новые русские", предприниматели, и т.д. Но этот неизбежный исторический процесс получил деформированный характер. Неравенство получило более ярко выраженный характер. Разница между финансовом положением предпринимателей и остальных слоев населения достигла огромных масштабов. Однако не образовался средний класс, который является социальным буфером между верхними и нижними классами общества. Процесс расслоения привел не только к пропасти между материальными позициями классов, но и к криминальной сущности предпринимательской среды и коррупции власти. Тем не менее, основные классы: интеллигенция, работники бюджетной сферы государство, рабочий класс, крестьяне - были в положении люмпенов. На самом деле, с хорошо продуманной стратегией и тактикой перехода должно было произойти образование самого значительного класса – среднего.
Среди больших социальных групп и массовых движений выделяются человеческие сообщество, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологическими особенностями:
а) отсутствие организации,
б) слабое взаимодействие между членами,
с) анонимности.
Таким образом, массовое движение
- продукт дестратификации, которые
нельзя назвать даже группами. Люди объединяются
по различным причинам, например, для защиты
окружающей среды. Есть движения за гражданские
и потребительские права и т.д. существуют
политические, религиозные и расовые движения.
Иногда движение называется «реформистским»
или «революционный». Среди них различаются:
1) национально-культурные общества, которые
направлены на изучение и пропаганду традиций
прошлого и настоящего, обновление и развитие
культуры, ремесел, социальной и этнической
самобытности;
2) профессиональные сообщества (например,
ассоциации "Анти-СПИД") производится,
как правило, чтобы объединить усилия
экспертов в определенной области, в распространении
и развитии конкретной научной области;
3) культурно-образовательное сообщество,
в частности, "Мир через семью" и другие;
4) различные фонды, которые создаются
либо на профессиональных основаниях,
или на основании благотворительной организации;
5) краткосрочные, оперативные общности,
деятельность которых связана с различного
рода комитетами поддержки.
Социальные движения формируются
в связи с появлением социальных
конфликтов. Забастовка может быть массовой
и охватывать не только работников организации,
но и всю страну. В этом случае мы говорим
о гражданском неповиновении. Движения
забастовки обычно отличается единством
цели и требований, материально психологической
поддержкой, групповой идентификацией,
эмпатия и в то же время, наличием конфликта
интересов по отношению к другим социальным
группам. Это проявляется в виде эффекта,
связанного с "Мы" и "они".
Конечно, молодежные движения отличаются
от активных профсоюзов. Они, как правило,
формируются на основе интереса в жанре
популярной музыки, спортивной команды
(речь идет о так называемых "фанатах")
и др.
Нация - это большая социальная группа, исторически сложившийся тип этнической принадлежности, сообщество людей, характеризующееся единством территории, близкими экономическими связями, общим языком, культурой, психическими особенностями. Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторов. Первые нации возникли в период распада феодализма и формирования капиталистического государства. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, желавшая, как правило, объединить отдельные народы в рамках единого государства, создать благоприятных условия для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном закончен, однако, в некоторых частях мира он все еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье имя они обычно сохраняют. Некоторые страны были сформированы на основе нескольких национальностей. Иногда одна нация приводит к образованию двух или более новых социально-этнических образований. Тем не менее, многие народы не могут быть сформированы в стране из-за ее небольшого размера.
Основные особенности
классификации больших
1) период существования больших групп, и их разделение на долгое время существующие группы (классов, наций) и временных (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки);
2) характер организации
- отсутствие организации
союзы, ассоциации), а также стихийные
или диффузный (толпа, зрительный зал,
фанаты, и т.д.).
На практике исследования больших социальных групп рассматриваются и другие классификации. По аналогии с небольшими группами, по признаку контактности, можно говорить об условных и реальных группах, в плане доступа к группе - государственных и частных (членство определяется правилами, установленными внутри группы).
Таким образом, гендерные, возрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. Для реальных больших групп с короткими, но тесными контактами характерны митинги, собрания. В общем, большие социальные группы делятся по наличию совокупности конкретных общих характеристик и механизмов связей с общественностью. В силу этих причин выделяются еще два типа больших социальных групп. Первый тип - это объединение людей с общей целью существования и социально значимым признаком. Например, по демографическим признакам могут выделятся группы мужчин, женщин, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Эти группы однородных по составу.
Второй тип группа характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примерами таких групп являются партиями, профсоюзами, общественными движениями и религиозными группами. В своем социальном составе эти группы являются неоднозначными.
Методы исследования психологии больших социальных групп.
Все содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами. В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.
Можно выделить две части общественной психологии:
Социально-психологический
анализ больших групп может
Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающихся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:
Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах.
- большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
— социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);
- большая группа
— это количественно не ограниченная
условная
общность людей, выделяемая на основе
определенных социальных
признаков, таких
как классовая принадлежность, пол, возраст,
национальность и др.;
— большая группа
— это значительная по количеству, сложно
организованная
общность людей, вовлеченных в некоторую
общественную деятельность (например,
коллектив предприятия или учреждения).
Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического анализа и отличающие их от малых групп.
В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций. Чего стоит, например, наше семейное: «Нас так воспитывали!» в поддержку где культурных, а где и диких традиций и обычаев воспитания.
Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.
В социально-психологическом плане образ жизни больших социальных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.
Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:
- через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;
Информация о работе Методологические проблемы исследования больших организованных социальных групп