Методологические проблемы исследования больших организованных социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Психология больших социальных групп является одним из наиболее важных объектов социально-психологического исследования. Значение этого исследования в связи с тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член определенной социальной группы, которая определенно создана сообществом людей. Все человеческие существа включены в различные сообщества, социальной, и с самого начала работы - и в профессиональных группах. Изучение психологических процессов этих общин является одной из проблем социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти вещи.

Файлы: 1 файл

Контрольная_работа_большие_соц_группы.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

— через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Каким образом  психологические характеристики большой  группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое» для всех, но именно общее.

 Социальный тип личности обычно мыслится как тип личности представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определенной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.

Богатство методик  изучения различных социально-психологических процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как бы подтверждает справедливость такого предположения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что  без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.

Каковы методы, используемые в социальной психологии, изучение психологии больших социальных групп? Изучение национальной психологии находится  на пересечении нескольких различных  дисциплин. Таким образом, методы ее разнообразны и связаны с традициями различных школ мысли. Наиболее традиционным является по своей природе этнографический  подход. Этнографический подробные  описания записи практика, взаимоотношения  друг с другом, их поведение в  семье, разрешение конфликтов, отношение  к власти и т.д. Использование  современных технологий (фото и видеосъемка  скрытой камерой, записывающие устройства и т.д.) приводит к этим описаниям  очень подробные и точные. Ценная информация, изучая детские игры, которые  первоначально воспроизводят семейные отношения, поведения и ценностей, принятых в окружающем обществе. Потому что дети являются более прямыми, сравнительное изучение их игры предоставляет  богатый материал по обществ.

В последние годы, подвергались специальному исследованию также позы и жесты типичные для различных  этнических групп. Известно, например, что итальянцы и евреи отличаются оживленные жесты. Тем не менее, изучение языка тела показало, что еврейские  и итальянские жесты совершенно разные, и, следовательно, ученые пытаются сделать некоторые выводы о разнице  между соответствующими национальными  символами. Непосредственное наблюдение является ценным источником информации о национальном характере, и, хотя она  включает в себя некоторые трудности:

Во-первых, наличие внешнего наблюдателя влияет на поведение  людей, которые не могут чувствовать  себя комфортно и естественно. Чтобы  избежать этого, наблюдатель имеет  длительное время жить в этой этнической группе, придерживайтесь его.

Вторая трудность непосредственного  наблюдения является то, что запись все поведение невозможно и бессмысленно. Если трек только определенный курс действий, например, определенные жесты, или система  отношений, это может исказить картину  в целом.

Наконец, третий, наиболее сложным  является интерпретация наблюдаемых жестов, действия и т.д. В конце концов, они имеют смысл только в контексте конкретной, определенной культуры. Тот же жест может иметь различные символические значения в различных культурных средах. Чтобы интерпретировать любые жесты, поступки и поведение людей необходимо быть хорошо осведомленным  о их символическом значении. Игнорирование  этого факта вызывает много недоразумений в этнографической литературе, когда на основе определенного поведения делается вывод о наличии или отсутствии определенных качеств, и затем оказывается, что это поведение или эти жесты имеют довольно глубокий смысл, предписанный им этнографами, основанный на стандартах своей собственной культуры.

Другой источник информации - анализ личного, биографического материала (изучение автобиографий различных  этнических групп, их личная переписка, дневники и т.д.). В личных документах выявить мотивы и внутренние переживания, которые не всегда ловят, наблюдая только внешнее поведение. Тем не менее, этот метод является очень сложным:

во-первых, вопрос в том, насколько искренним был автор автобиографии, дневника и т. д.,

во-вторых, насколько типичный опыт этнической группы в целом, поскольку в каждой группе, безусловно, есть разные люди, различные способы мышления, чувства и настроения, и т.д.,

в-третьих, проблема интерпретации, сложность декодирования социальных и культурных символов, которые были упомянуты выше.

Относительно новым методом, который получил особенно широкое распространение под влиянием психоанализа является толкование снов, видений, фантазий и т.д. Сны отражают восприятие человеком внешних условий, но в то же время выражают  бессознательное. Тем не менее, толкование снов и фантазий очень субъективно, поэтому этот метод создает недоверие и критику со стороны многих видных ученых.

Гораздо более важным и  более надежный, научно называется проективные тесты. Проективные методы, используемые в психологии, чтобы определить, где возможно измерить такие стремления и взгляды, которые не могут быть выведены из фактов явного поведения.

Вторичное значение имеет  анализ изображения людей, особенно детей, которые принадлежат к  разным этническим общинам. Обычно предлагается нарисовать фигуру человека, мужчина, женщина, ребенок и т.д. Анализ того, кто изображал, какие части тела изображены в мельчайших подробностях, какие аспекты выделены, и которые смягчают и так далее - дает указание на особенности восприятия и отношения, которые красками. Но, опять же, есть трудности толкования: во-первых, различия разных культур (один и тот же знак может символизировать качественно различные явления), а во-вторых, остается вопрос, ясно, особенно обращая индивидуальные черты личности художника или стандартные восприятие этнической группы.

До сих пор шла речь об таких методах, которые являются фиксированными в отношении к чувствам людей. Проблема в том, как от данных, характеризующих лиц, принадлежащих к этническим группам, прийти к пониманию культуры в целом. Но есть и противоположный подход: культуры (общества) к человеку. Одним из наиболее важных методов исследования является анализ фольклора, устного народного творчества. Древние легенды и позволяют нам понять историю народа, характер его стремлений, идеалов, систему нравственных и социальных ценностей. Символы, которые появляются в истории, много говорят об общем духе народа,  отражает системе воспитания детей,  отношение к власти и к работе, отношениях между мужчиной и женщиной, то есть широкий спектр общественных отношений. Однако интерпретация этих данных также может быть различной. В зарубежной этнологии, существуют три различных подхода к изучению фольклора. Первый подход заключается в том, чтобы содержание любого фольклора интерпретировать в духе психоаналитического символизма, по методу Фрейда или Юнга. Исследователи этого типа не проявляют большого интереса к конкретному социально- историческому содержанию исследуемых образов и сюжетов. Они рассматривают их как символическое обозначение, некоторые фундаментальные психологические комплексы или типы характера. Само собой разумеется, что стоимость таких исследований зависит от правильности начальной позиции автора. И это именно то, что не так много зарекомендовал себя как постулируется. Второй подход, являющийся гораздо более объективным, предполагает параллельное изучение нескольких культур, а затем количественный синтез, как некая система весов и статистических корреляций. Например, фольклор из нескольких этнических групп изучается с точки зрения того факта, что основным способом воспитания детей выступают ценностные ориентации (например, стремление к личным достижениям). Тогда, сравнивая формальные результаты, можно прийти к выводу, что работа одного из людей, личные достижения более важны, чем работа других, и, следовательно, получить точку зрения на характер той или иной этнической группе. Наконец, третий подход, вероятно, самый традиционный, но отнюдь не теряющий своего значения - это более или менее интенсивный анализ исторических легенд и фольклора любого конкретного общества, с тем чтобы получить синтетический образ культурной и психологической структуры интересующих людей.

Не менее важно, чем  изучение национального эпоса, является интерпретацией различных национальных искусств (изобразительного искусства,  музыки,  живописи и т.д.). Тот факт, что в любом виде искусства, как профессиональном, так и, в частности, и национальном, люди проявляют специфические особенности народа, его психологического склада. "Посмотрите,-- писал Гоголь,-- народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский; немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий -- у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный -- у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый -- у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность". Какие темы рассматриваются в искусстве, так можно интерпретировать различные грани общественной и частной жизни. Все это определяет целостность, расшифровка которой многое говорит о характере людей, которые создали соответствующее искусство. Особенно ценными в этом всестороннем исследовании, когда берутся одновременно картины, музыка, скульптура, архитектура, литература, проследить сходство, выраженное в различных видах искусства. Однако интерпретация национальных особенностей искусства не менее трудна, чем другие интерпретации индивидуальных психологических данных. Во-первых, как справедливо замечает М. С. Каган, "известный национальный ореол" может быть свойствен многим элементам формы во всех видах искусства, но интенсивность и определенность этого "ореола" далеко не одинаковы. Мы прекрасно представляем себе, например, отличие интонационного строя русской песни и итальянской, отличие мотивов украинского орнамента и узбекского, отличие пластических структур в армянском и китайском зодчестве, но мы не знаем что такое "русский рисунок", "немецкий колорит", "испанская перспектива", "английские пропорции", "итальянская архитектоника", "грузинская композиция", "украинская гармония", лишь в редких случаях печать национального своеобразия задевает эти грани художественной формы. Во-вторых, трудно сказать, какие психологические характеристики скрываются за отдельными  элементами художественной формы. Это можно было бы сделать только в том случае, если бы эстетический анализ особенностей художественного творчества того или иного народа был поставлен в четкую связь с особенностями его психологии, изученными точными психологическими методами. Однако, эти методы до сих пор не разработаны. Таким образом, интерпретация национальных особенностей искусства, как типичный психологический портрет людей, которые по большей части ограничиваются отдельными более или менее общими наблюдений, впечатлениями, фотографиями, а не отлиты из строгих научных понятий.

Ценный инструмент для  этнопсихологии является сравнительное языкознание. Структура языка тесно связана с глубокими психическими процессами. Напомним, что, по некоторым данным, иероглифическое письмо задействует  ряд различных областей коры головного мозга, и в несколько ином взаимодействии, чем фонетическое письма. Может многое предложить и изучение грамматических форм.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что наиболее распространенными методами изучения психологии больших социальных групп являются такие методы, как этнографический (наиболее традиционный по характеру), закладывающий основу для наблюдения и описания быта и нравов разных народов; психологический, направленный на проникновение "внутрь" человека с помощью различных тестов, толковании  снов, символов и т.д.; историко-культурный подход, который основан на анализе культурных символов, народного искусства и исторических данных. На практике все эти методы связаны между собой.

 

 

 


Информация о работе Методологические проблемы исследования больших организованных социальных групп