Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:47, курсовая работа
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и правовой основой.
Введение………………………………………………………………………...…2
1. Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования
1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования……………………………………………………………..….4
1.2. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования…………………………………………………………..……6
2. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования
2.1. Система показателей социального прогнозирования……………….…10
2.2. Классификация и характеристика методов социального
прогнозирования…………………………………………………………….….12
3. Основные направления совершенствования методологии
социального прогнозирования
3.1. Проблемы развития и направления совершенствования
методологии социального прогнозирования……………………………..……22
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития……………………………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы социального прогнозирования»
Тема 2. Методология социального прогнозирования
специальности ГМУ
Проверил: Ляшко В.Г.
Тула 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования
1.1. Понятие и сущность
методологии социального прогнозирования………………………………………
1.2. Основные принципы
и критерии методологии
2. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования
2.1. Система показателей социального прогнозирования……………….…10
2.2. Классификация и
прогнозирования………………………………………
3. Основные направления совершенствования методологии
социального прогнозирования
3.1. Проблемы развития и направления совершенствования
методологии социального прогнозирования……………………………..……
3.2. Прогнозные расчеты
показателей социального
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Прогнозирование - это разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.
Необходимость прогноза обусловлена желанием знать события будущего, что невозможно на 100 % в принципе, исходя из статистических, вероятностных, эмпирических, философских принципов.
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера. Правильное сочетание плана и прогноза – путь планомерного регулирования экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
В промышленности методы прогнозирования также играют первостепенную роль. Используя экстраполяцию и тенденцию, можно делать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений, реакций, операций.
Существует много методов прогнозирования. Продифференцировав их общее число, необходимо выбрать оптимальный из них для использования в каждой конкретной ситуации.
Цель курсовой работы - изучение методологии социального прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования являются все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Предмет исследования – изучение методов социального прогнозирования, разработка социальных прогнозов.
1.Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования
1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования
Прогностика - научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов. Как наука прогностика сформировалась в 70 - 80 годы ХХ столетия. Кроме понятия «прогностика», в литературе используют термин футурология. Как любая наука прогностика имеет набор своих терминов, употребляемых для обозначения определенных понятий.
Прогноз - обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.
Прогнозирование – процесс разработки прогноза; наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.
Социальное прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем.
Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.
Логический аспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.
Методология (понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания.
Социальное прогнозирование состоит из нескольких этапов, поэтому на каждом этапе решаются специфические задачи познания. Особенно важна методологии прогнозирования стадия предпрогнозной ориентации, на которой разрабатывается концепция исследования, понятийный аппарат, определяются основные методологические принципы анализа и прогноза, методы и методики, формируются гипотезы, которые и предстоит проверить в ходе исследования.
1.2. Основные принципы
и критерии методологии
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.
Основой формирования прогнозов служат статическая информация и информационный массив – система определенных на научной основе параметров и факторов, комплексно характеризующих объект прогнозирования.
Существуют следующие типы прогнозов:
3) По объекту и горизонту:
4) По способу предоставления прогнозной информации:
5) По функциональному признаку:
В настоящее время выделяется несколько методологических принципов социального прогнозирования, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.
Принцип – основание, из которого надо исходить и которым надо руководствоваться в действии.
1) Принцип системности в прогнозировании. Главным понятием при этом выступает «система» – целое, составленное из частей; соединение, или множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих определенную целостность. Следует иметь ввиду, что сущность понятия системы тесно связана с такими категориями, как: целостность, структура, связь элемент, отношение подсистема и др.
Характерным признаком системы является особенность множества элементов, образующих систему, противостоять среде. И, кроме того, функционирование системы опирается на определенную упорядоченность её элементов, отношений и связей.
Социальная система понимается как сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.
2) Принцип историзма в
общественном предвидении
В этом смысле прогноз уточняет наше представление общей тенденции развития, раскрывает конкретные черты и особенности будущего развития явлений, локализует их в пространственно-временных границах, т.е. представляет прогностическую модель развития данного явления, или процесса. При этом учитываются возможные изменения прогнозного фонда, т.е. условий в будущем.
3) С помощью принципа
социальной детерминации и