Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:47, курсовая работа
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и правовой основой.
Введение………………………………………………………………………...…2
1. Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования
1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования……………………………………………………………..….4
1.2. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования…………………………………………………………..……6
2. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования
2.1. Система показателей социального прогнозирования……………….…10
2.2. Классификация и характеристика методов социального
прогнозирования…………………………………………………………….….12
3. Основные направления совершенствования методологии
социального прогнозирования
3.1. Проблемы развития и направления совершенствования
методологии социального прогнозирования……………………………..……22
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития……………………………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...
Методы прогнозирования можно разделить еще на дополнительные две группы (Рис. 1):
Интуитивные методы прогнозирования использ
Основным центральным этапом интуитивного прогнозирования является проведение опросов экспертов по методам:
Метод интуитивного прогнозирования имеет следующую структуру:
Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят:
Осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ»
Осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки. Включает системный анализ (целостность и единство своих элементов), индексный анализ (отношение результативных показателей к факторным и отношение однородных продуктов друг к другу в разные периоды времени) и синтез.
Основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя:
Группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Метод «Комиссий» предусматривает проведение экспертизы в форме свободного обмена мнениями для получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов значительно сокращает время экспертизы, облегчает получение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» – способом назначения. Обычно это 10–12 человек.
Сущность метода мозговой атаки состоит в актуализации потенциала специалистов при анализе проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение этих идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной записки и «штурм» идет 20–60 мин.
Построен на принципе обобщения мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение и предполагает полный отказ от коллективных обсуждений.
Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц и оперированием с ними. Матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов.
Рис. 1. Классификация методов прогнозирования по формализации
Формализованное прогнозирование включает:
Исходит из обработки количественных характеристик объекта, полученных в прошлом и настоящем при относительной стабильности системы. Данный метод может применяться при прогнозировании на перспективу 5–7 лет, так как со временем накапливается погрешность.
К данным методам относятся:
Состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда. Важным моментом получения прогноза с помощью этого метода является оценка достоверности полученного результата.
Является весьма эффективным и надежным методом прогнозирования. Основные достоинства метода состоят в возможности учета весов исходной информации, в простоте вычислительных операций, в гибкости описания различных динамик процессов. Этот метод дает возможность получить оценку параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту наблюдения. Метод нашел наибольшее применение как метод для реализации среднесрочных прогнозов.
Экстраполяция по скользящей средней предполагает расчет средней по группам данных за определенный интервал времени. Причем каждая последующая группа данных образуется сдвигом на 1 год либо месяц. В результате чего первоначальное колебание динамического ряда сглаживания. Суть метода заключается в том, что прогнозный по времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.
Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.
Моделирование бывает:
Методы моделирования – наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экспертными методами.
3. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования
3.1 Проблемы развития
и направления
Основная задача прогнозирования – развитие методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогнозирования входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретизации научного предвидения и как специфической разновидности научного исследования, принципов оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов кибернетики, теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории принятия решений и др.
Для того, чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев невозможна реализация одной из основных функций управления–контроля.
Важную роль в прогнозировании занимает методология прогнозирования. Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; нормативный метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; экспоненциального сглаживания и др.
Особенно важна методология прогнозирования социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.
Методологическими предпосылками такого прогнозирования является то, что регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации.
Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.
Основным содержанием исследований и прогнозирования является выработка концепции регионального социального развития с учетом стоящих перед регионом социальных целей.
При разработке концепции регионального социального развития можно выделить 2 основных этапа:
1.формирование целей и их
конкретизация в виде
Основной задачей в рамках прогнозного
блока является определение количественных
параметров и показателей регионального развития социальной системы в перспективе.
При этом используются три типа прогнозов:
общеэкономические прогнозы развития
системы в целом; прогнозы развития отдельных
отраслей; прогнозы развития отдельных
административно-
Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценария перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной социальной системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели регионального развития на основе различных факторов и условий.
Сценарный метод предполагает установление показателей будущего развития критически важных показателей внешней среды. Например, для развития социальной сферы необходимо включить несколько вариантов альтернативных показателей будущего. Региональные власти устраивают так, чтобы численность населения региона увеличилась за год минимум на 1,5% или на 3%. Если в процессе построения сценария, выявляется что в регионе ухудшится экологическая обстановка, ухудшится конъюнктура, то для более точного и достоверного прогноза необходимо корректировать число (3%) в сторону уменьшения, например, снизить до 2%.
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития
Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.
По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой практике в последние годы для оценки уровня и качества жизни используются индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения. Приведем пример расчета ИРЧП.
Пример.
Необходимо рассчитать ИРЧП, если известно, что: