Методы анализа эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, еще не позволяют делать конкретных выводов и требуют тщательной обработки, группировки и глубокого анализа с последующим кодированием и обобщением информации. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики и диаграммы.
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлению его заказчику.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………….4
2.1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…….….4
2.2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………..8
2.3. Структура отчета о социологическом исследовании. Основные требования к его составлению…………………………………..……15
3. Заключение…………………………………………………………..………18
4. Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Философии и социологии

 

Факультет: Учётно-статистический                   Специальность: БУАиА

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по  дисциплине «Социология»

 

Тема: «Методы анализа эмпирических данных»

Вариант №28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Основная часть……………………………………………………………….4
    1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…….….4
    2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………..8
    3. Структура отчета о социологическом исследовании. Основные требования к его составлению…………………………………..……15
  3. Заключение…………………………………………………………..………18
  4. Список использованной литературы…………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эмпирическое социологическое  исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для последующего практического исследования.

Эмпирические  социологические исследования направлены на увеличение социологического знания и предусматривают характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и другие характеристики, составляющие в совокупности программу (нормативную  модель).

Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, еще  не позволяют делать конкретных выводов  и требуют тщательной обработки, группировки и глубокого анализа  с последующим кодированием и  обобщением информации. Для этого  все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики  и диаграммы.

Исследование  считается завершенным тогда, когда  представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит  в подготовке итогового отчета и  последующем предоставлению его  заказчику.

Говоря  иными словами, не зная методов работы с полученной в результате проведенной  социологической работы, информацией  невозможно сделать правильных и  логичных выводов.

 

 

2.1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

 

Заключительный  этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки  подразделяется на несколько стадий:

• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;

• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

• статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

• интерпретация — превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.

Анализ  информационного материала различается  в зависимости от того, какое исследование проводится — качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора  данных, поскольку ученый делает комментарии  в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции).

В количественном анализе оперируют понятиями  переменных, влияющих друг на друга. При  сборе, обработке, анализе, моделировании  и сопоставлении результатов  разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.

Анализ  получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.

Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ  исправляется. Например, на вопрос: «Знаете  ли вы основные условия, заложенные в  трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?»  чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился ответить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь  получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.

Более жесткие  требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических  характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов  на эти вопросы, то инструментарий изымается  из общего массива. Исключаются из обработки  на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются  однозначному толкованию.

Допущенные  к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Но перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если знаете, назовите, пожалуйста». Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнообразными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов-схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодирование таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.

Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность  обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60-70 человек обработку вполне можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.

 

 

2.2. Сущность и виды группировок.  Таблицы и графики: их роль  в анализе социологических данных

 

      Статистическая группировка - объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.

Метод группировок  является основой применения других методов статистического анализа  основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок  выполняет некоторые функции, аналогичные  функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки  по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет  возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок  появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

В зависимости  от числа признаков, положенных в  основание группировки, различают простые и сложные (комбинационные) группировки.

Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). В зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д.

Сложная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости,

б) осуществить  взаимоконтроль показателей (например, ответов на основной и контрольный  вопросы), сформировать новый составной  показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния  одного явления (характеристики, свойства) на другое.

Одна из задач  перекрестной классификации -  поиск  устойчивых связей, выявляющих структурные  свойства изучаемого явления. Например, можно выявить типические соотношения  возрастов мужей и жен.

      В зависимости от решаемых  задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:

Типологическая  группировка - представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы (группировка предприятий по формам собственности).

Структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов, показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. Аналитическая (факторная) группировка - позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли).

Каждой выделенной группе соответствует некоторое  число, отражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получаемый в  результате группировки, называется рядом  распределения. Ряды распределений, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называются атрибутивными, а по количественным - вариационными. В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом, например возрастными интервалами: 20-24 года, 25-30 лет и т.д. Это важно учитывать при вычислении среднестатистического показателя. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются их границами.       

Информация о работе Методы анализа эмпирических данных