Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, контрольная работа
Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, еще не позволяют делать конкретных выводов и требуют тщательной обработки, группировки и глубокого анализа с последующим кодированием и обобщением информации. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики и диаграммы.
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлению его заказчику.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………….4
2.1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…….….4
2.2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………..8
2.3. Структура отчета о социологическом исследовании. Основные требования к его составлению…………………………………..……15
3. Заключение…………………………………………………………..………18
4. Список использованной литературы…………………………………….19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра Философии и социологии
Факультет: Учётно-статистический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине «Социология»
Тема: «Методы анализа эмпирических данных»
Вариант №28
Москва – 2013
Введение
Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для последующего практического исследования.
Эмпирические
социологические исследования направлены
на увеличение социологического знания
и предусматривают
Данные,
полученные в результате проведения
эмпирического исследования, еще
не позволяют делать конкретных выводов
и требуют тщательной обработки,
группировки и глубокого
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлению его заказчику.
Говоря иными словами, не зная методов работы с полученной в результате проведенной социологической работы, информацией невозможно сделать правильных и логичных выводов.
2.1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
• статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
• интерпретация — превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.
Анализ
информационного материала
В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на вопрос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился ответить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
Допущенные
к обработке документы
Кодирование
— связующее звено между
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60-70 человек обработку вполне можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.
2.2.
Сущность и виды группировок.
Таблицы и графики: их роль
в анализе социологических
Статистическая группировка - объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.
Метод группировок
является основой применения других
методов статистического
В зависимости от числа признаков, положенных в основание группировки, различают простые и сложные (комбинационные) группировки.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). В зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д.
Сложная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:
а) обнаружить какие-то взаимозависимости,
б) осуществить взаимоконтроль показателей (например, ответов на основной и контрольный вопросы), сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое.
Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. Например, можно выявить типические соотношения возрастов мужей и жен.
В зависимости от решаемых
задач различают
Типологическая группировка - представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы (группировка предприятий по формам собственности).
Структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов, показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. Аналитическая (факторная) группировка - позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли).
Каждой выделенной группе соответствует некоторое число, отражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, называется рядом распределения. Ряды распределений, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называются атрибутивными, а по количественным - вариационными. В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом, например возрастными интервалами: 20-24 года, 25-30 лет и т.д. Это важно учитывать при вычислении среднестатистического показателя. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются их границами.