Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, контрольная работа
Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, еще не позволяют делать конкретных выводов и требуют тщательной обработки, группировки и глубокого анализа с последующим кодированием и обобщением информации. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики и диаграммы.
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлению его заказчику.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………….4
2.1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…….….4
2.2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………..8
2.3. Структура отчета о социологическом исследовании. Основные требования к его составлению…………………………………..……15
3. Заключение…………………………………………………………..………18
4. Список использованной литературы…………………………………….19
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования.
Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Социологические таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статистических. Таблица содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над ее макетом по центру и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого), а боковые (заголовки подлежащего) срок. Они являются внутренними заголовками.
Основные элементы статистической таблицы, представленные на рис.1, составляют как бы ее основу.
Название таблицы (общий заголовок)
Содержание строк |
Наименование граф (верхние заголовки) | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
….. |
Наименование строк (боковые заголовки) |
|||||
Итоговая строка |
Итоговая графа |
Рис.1. Основа статистической таблицы
Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся в основу статистических таблиц, которые обобщают первичную социологическую информацию. Таблица – это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам – строкам и столбцам.
Графическое представление данных – это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследований. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используются такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а так же различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные)
Гистограмма – это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале. Гистограмма представляет собой ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна частоте нахождения данной величины в интервале, по которому построен данный прямоугольник. При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат. Примером гистограммы, отражающей распределения опрошенных респондентов по возрасту, приведен на рисунке 2.
Рис.2. Распределение опрошенных по возрасту
Полигон распределения используется преимущественно для графического отображении распределений дискретных рядов (табл.1). Эти графики строятся так же в прямоугольной системе координат, в которой на горизонтальной оси х указываются значения переменной, а на вертикальной оси у отмечается общая численность, обладающая тем или иным значением. Полигоны могут использоваться и для изображения интервальных рядов. В этом случае ординаты, пропорциональные частоте каждого интервала, восстанавливаются перпендикулярно оси абсцисс из точек, соответствующих середине каждого интервала. Концы каждой из таких ординат соединяются прямыми линиями с концами соседних ординат (рис. 3).
Таблица 1. Социально-профессиональный статус
Категория |
Частота |
Процент |
Руководитель |
25 |
4,71 |
Предприниматель |
38 |
7,16 |
Государственный служащий |
50 |
9,42 |
Дипломированный специалист |
20 |
3,77 |
Рабочий предприятия |
95 |
17,89 |
Колхозник |
8 |
1,51 |
Военнослужащий |
22 |
4,14 |
Пенсионер |
95 |
17,89 |
Учащийся |
145 |
27,31 |
Неработающие |
33 |
6,21 |
Всего |
531 |
100 |
Рис.3. Полигон распределения
Кумулята - это еще один из способов графического изображения вариационных рядов. При построении кумуляты на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков, а на оси ординат – накопленные частоты, соответствующим верхним границам частотных интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам, последовательно накладываются одна на другую, так что высота последней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гистограммы. Ординаты соединяются прямыми линиями. Весьма наглядной выглядит кумулята, изображенная на рис. 4.
Рис. 4. Кумулята распределений среднедушевого дохода
Диаграмма – это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диаграммы по одним и тем же распределениям и вариационным рядам могут принимать множество различных видов и форм.
После стадии наблюдения и анализа документов, собранные сведения анализируются и представляются в итоговом аналитическом отчете чаще всего в виде графиков и таблиц, так как во всех странах мира таблица считается наглядной и компактной формой представления статистического материала. Таблицы и графики помогают быстрее и лучше воспринять полученную информацию.
2.3. Структура
отчета о социологическом
Отчет о социологическом исследовании – форма подведения итогов социологического исследования. Содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в ней теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации. Это самостоятельный вид научной работы, исходный документ для подготовки директивных решений, а также научных трудов - монографий, диссертаций и т. п. Отчет содержит информацию о решении доставленных в исследовании задач. Наряду с этим к нему даются приложения.
В отчёте излагаются:
- последовательность выполнения программы исследования,
-
анализ полученных
-
обоснование выводов и
В приложении приводятся цифровые, графические и иные показатели и документы, а также методические материалы: анкеты, бланки, тесты и др.
Начинается отчет с введения, в котором обосновывается место исследования в ряду других исследований темы (при наличии таковых) или более широко исследовательского проекта.
В первом разделе отчета даётся общая характеристика исследования – раскрываются основные методологические и методические положения исследовательской программы, специально выделяют параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации, реализация выработки, обработка информации, состав опрошенной выборочной совокупности, границы выводом).
В разделе втором дается анализ результатов исследования, который заключают выводы и рекомендации.
Характер отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка степени разработанности проблемы, существующие подходы к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод проблемной соц. ситуации на язык исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.
Наряду с полным отчетом обычно готовится и сокращенный вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.
Различают два основных вида отчета: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет, как правило, отражает либо незавершенность исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов.
Итоговый отчет о результатах исследования должен:
- полно, всесторонне и глубоко раскрывать поиски, находки и пробелы на всех его этапах, вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными;
- строго следовать разработанному программой методологических и методических аппарату исследования;
- отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.
Рекомендации, как и перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в контексте отчета, подтверждаться статистическими и другими данными (если таковые имеются) и доводиться до сведения заказчика.
Заключение
Эмпирическое исследование на сегодняшний день является одним из достоверных методов научного знания. Исследования проводятся повсеместно: и в научной сфере и в сфере торговли. Они прочно вошли в нашу жизнь притом, что очень часто мы не задумываемся, когда слышим «социологическое исследование показало…», или «маркетинговое исследование выявило…», или «психологи говорят…». А ведь все эти исследования, будь то исследование в маркетинге, социологии, психологии или в любой другой сфере имеют в своей основе чёткую научную базу и строгую процедуру организации.
Эмпирическое подтверждение
Список использованной литературы