Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:43, контрольная работа
«Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым, предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.
Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 4 стр.
1. Методы исследования и функции социологии ------------------------------------------- 5 стр.
2. Особенности социализации в детстве. Социальная изоляция и феральные люди 9 стр.
3. Элементы социального контроля ----------------------------------------------------------- 13 стр.
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------ 15 стр.
Список используемых источников ------------------------------------------------------- 16 стр.
Вариант № 2
3. Элементы социального контроля.
Содержание
Введение
------------------------------
3. Элементы социального
контроля ------------------------------
Заключение
------------------------------
Список используемых
источников ------------------------------
Введение
«Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым, предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.
Социология как самостоятельная наука начала развиваться во второй трети 19 века. Её появление в системе гуманитарных знаний обусловливалось двумя основными причинами: объективными потребностями развития общества, достигшего к тому времени определенного уровня зрелости, и внутреннего логического развития процесса познания закономерностей развития общества.
Становление в 40-50г. 19 века капиталистического общества, пришедшего на смену феодальному, казалось связанным с предоставлением Большой свободы, как отдельному индивиду, так и социальным группам в политической, экономической и социальной сферах, расширяло возможность объективного познания закономерностей социальной жизни.
Создание новых структур
управления обществом (взамен разрушенных
феодальных) обусловило необходимость
учета интересов и настроений социальных
групп и индивидов, специфики взаимодействия
людей в демократическом обществе и взаимоотношения
между ними.
Это положило, по существу,
начало социологии как относительно самостоятельной
науки.
Социология знаменует
собой новый тип знаний о социальной действительности,
характеризующейся своеобразием принципов
исследования общества и общественных
явлений. Её суть может быть сформулирована
следующим образом.
Социология – это наука,
основное содержание которой составляет
выявление закономерностей существования
и развития индивидов, конкретных социальных
групп, социальных институтов и социальных
процессов в их связи с обществом, как
целостной системой.
В изучении общества социологи
исходят из принципов, основными из которых
являются: принцип целостности, принцип
всеобщности, принцип конкретности.
Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов, как системного элемента в основе общества.
Всеобщность для социолога означает требования выявления в единичных, и нередко случайных, фактах социальной действительности объективных закономерностей.
Суть принципа конкретности социологических исследований заключается в том, что социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении, т.е. в их конкретном воплощении (национальном, возрастном, региональном, временном).
Специфический облик придает социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социологии заимствовала у этнографов, психологов у специалистов по статистике, часть – разработана самостоятельно. Но всем методам социология придала свой специфический характер, обеспечивающий активный познавательный поиск.
Методы исследования социологии.
Основными методами
сбора необходимой социальной информации
являются: анализ документов, наблюдение,
опрос. При этом в качестве документов
могут выступать письменные источники,
звука - и видеозаписи, зафиксированные
на дискетах ЭВМ и т.п.
Наблюдение осуществляется
в соответствии с определенной процедурой,
включающей в себя формирование гипотезы,
определение задач социологического наблюдения,
разработку его программы и собственно
наблюдение за интересующим исследователя
объектом (например, за процессом формирования
микро-коллективов в студенческой группе,
становлением неформального лидера и
т. п.).
В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реализуя его, исследователь социолог непосредственно (и как правило инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.
Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетного опроса. Метод анкетного опроса - это эффективный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, массовость, что позволяет добиться фиксации типичных неслучайных социальных явлений, с другой стороны - математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки. Анкетный опрос позволяет сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограничить возможность прямого влияния исследователя.
Вместе с тем, результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны влиять на него, будучи опубликованными, в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению. Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения определенных и достаточно строгих правил проведения массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования.
Перечисленные принципы
и методы социологического познания обусловливают
наличие в его структуре двух взаимосвязанных,
но относительно самостоятельных уровней:
теоретического и эмпирического. Для более
глубокого уяснения сущности каждого
из них, необходимо обратить внимание
на следующее обстоятельство.
Ранее было отмечено, что особенностью
социологии является, ее восхождение от
конкретных социальных фактов к глубоким
теоретическим обобщениям.
Однако общая направленность социологического
познания от единичных фактов к всеобщим
закономерностям вовсе не исключает его
от предварительно сформулированных теорий
и гипотез к фактам социальной действительности.
В итоге любое социологическое исследование и любые социологические знания представляют собой единство фактографии (собранных и описанных фактов социальной действительности) и ее теоретического осмысления. Сбор и описание фактов социальной действительности составляет основное содержание эмпирического уровня социологии, а их осмысление и обобщение – основное содержание ее теоретического уровня.
Эмпирический уровень социологии, в соответствии с ее сутью, является определяющим по отношению к ее теоретическому уровню. Однако, говоря о главенствующей роли эмпирического уровня социологии, было бы ошибкой рассматривать ее теоретический уровень как несущественный.
В зависимости от отношения содержащихся в теоретическом и эмпирическом аспектах, социологические знания подразделяются на социологические теории среднего уровня и на социологические теории высшего уровня.
Для конкретных социологических исследований характерен приоритет эмпирического подхода к решению проблем по отношению к теоретическому.
Главная научная цель
социологических исследований – это сбор,
описание, первичная классификация и объяснение
факторов социальной действительности.
Теоретическая социология в этом процессе
присутствует, главным образом, на этапе
систематизации полученных факторов.
Социологическим исследованиям и теориям
среднего уровня присуще оптимальное
(сбалансированное) соотношение теоретического
и эмпирического подхода к анализу социальных
явлений и процессов. В его рамках ставится
и решается задача теоретического осмысления
проблемы, поиска внутренней взаимосвязи
между внешне разрозненными фактами действительности.
Это может быть реализовано только при
условии сочетания конкретного социологического
исследования с теоретическим.
Благодаря этой особенности, социологические
исследования среднего уровня оказываются
необходимыми и возможными только применительно
к конкретному социальному явлению, о
котором может быть собрана и обобщена
конкретная информация. Такими явлениями
могут быть: производство, культура, политика,
религия, наука, образование, семья и т.п.
Результатом подобных исследований являются,
как правило, соответствующие социологические
теории: социология труда, социология
политики, социология религии, социология
образования, социология семьи и т.п.
Социологические исследования
высшего уровня характеризуются очевидным
приоритетом теоретического аспекта по
отношению к эмпирическому. На своем высшем
уровне социология как бы «соприкасается»
с социальной философии.
Результатом социологического исследования
высшего уровня является общесоциологическая
теория, отражающая ту или иную социальную
грань существования и функционирования
общества как целостной единой системы.
Значение общесоциологических теорий
состоит в том, что они предопределяют
общий подход к изучению социальных явлений.
Иными словами общесоциологические теории
«пронизывают» единым теоретическим видением,
как конкретные социологические исследования,
так и социологические теории среднего
уровня.
В современной социологии существуют две основные конкурирующие группы: обще-социальных теорий: макро социологические и микро социологические.
Сторонники макро социологических теорий исходят из того, что познание общества в целом должно предшествовать познанию его структурных элементов (социальных институтов, общностей людей и индивидов). Т.е., в этих теориях макро социологический уровень рассматривается как решающий.
Авторы микро социологических
теорий считают, что основным и единственным
объектом внимания социологии должна
быть личность, межличностные связи, отношения
и взаимоотношения.
Ограниченность сугубо макро
социологических и микро социологических
теорий достаточно очевидна. Абстрактное,
оторванное от реальной жизни и насущных
потребностей индивидов, теоретизирование
по поводу социальных проблем – не более
чем «гимнастика ума». С другой стороны,
«чистый» эмпиризм, при всей его простоте
и привлекательности, отказываясь от фундаментального
теоретического осмысления социальных
факторов, оказывается обреченным на поиск
истины «вслепую». суть отдельных социальных
явлений невозможно уяснить без обращения
к анализу всеобщих закономерностей существования
и развития общества.
Первым в истории социологии это положение сформулировали К. Маркс и Ф. Энгельс. И они же первые предприняли попытку решения проблем личности, межличностных отношений, исходя из концепции общественного развития, которая, с их точки зрения, носила всеобщий характер. С этой оценкой можно соглашаться или не соглашаться, но сама по себе попытка осуществления движения социологического познания от абстрактной теории к конкретным явлениям (при очевидном приоритете теоретических положений) заслуживает самого пристального внимания.
Анализируя, различные уровни социологических исследований, необходимо учитывать следующее обстоятельство. Социальный заказ на создание макро социологических теорий появляется крайне редко, как правило, на этапах перехода того или иного общества от одного своего качественного состояния к другому. И основная тяжесть в разработке таких теорий ложится на плечи избранных гениев человечества. Потребность в уточнение существующих или в формировании новых социологических концепций среднего уровня возникает значительно чаще. Всякая, более или менее существенная «подвижка» в обществе вызывает необходимость переосмысления нашего представления о нем и о происходящих в нем процессах. Решение задач такого уровня возлагается, как правило, на специалистов-социологов, имеющих соответствующее образование и обладающих необходимым интеллектуальным и творческим потенциалом.
На определенном уровне зрелости общества, конкретные социологические исследования становятся предметом «повседневного спроса». Необходимость в организации и проведении таких исследований возникает не только на уровне государства, но и на уровне деятельности специалистов высшего, среднего, низшего звена. Каждый специалист должен иметь хотя бы самое общее представление о практике проведения конкретных социологических исследований. Следует учесть, что их организация и проведение предполагает наличие определенной социологической подготовки и знания основных положений социальной философии, социальной психологии, этнографии, математической статистики, информатики и т.п.