Методы исследования социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

«Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым, предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 4 стр.
1. Методы исследования и функции социологии ------------------------------------------- 5 стр.
2. Особенности социализации в детстве. Социальная изоляция и феральные люди 9 стр.
3. Элементы социального контроля ----------------------------------------------------------- 13 стр.
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------ 15 стр.
Список используемых источников ------------------------------------------------------- 16 стр.

Файлы: 1 файл

Методы исследования и функции социологии.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

     Основной задачей конкретных социологических исследований является выявление фактов социальной деятельности, сбор информации о ее отдельных сторонах.

     Социальный факт (в рамках социологии) - это зафиксированное и описанное явление социальной действительности: поведение людей индивидов или социальных общностей, результаты их предметно-материальной, интеллектуальной или духовной деятельности, общественное мнение о тех или иных явлениях социальной жизни. 
Обеспечить высокий уровень достоверности получаемой информации о социальных факторах можно только при условии выполнения следующих правил. 
Необходимо акцентировать внимание на наиболее типичных фактах, стремясь исключить случайное. Проводя исследование методом опроса или интервьюирования, следует обратить особое внимание на четкость формулируемых вопросов, не допуская их двойственной трактовки. Концентрируя внимание на социальных фактах, которые подтверждают рабочую гипотезу, исследователь не должен игнорировать те сведения, которые опровергают ее. 
Соблюдение этих правил обеспечивается выполнением системы исследовательских процедур, она включает в себя: выявление и постановку проблемы, подлежащей исследованию; разработку рабочей гипотезы; определение конкретных целей и задач исследования; описание исследуемого факта (явления); анализ полученных результатов; корректировку рабочей гипотезы и формирование концепции решения исследуемой проблемы. Корректировка рабочей гипотезы может завершиться ее радикальным пересмотром. В таком случае необходимо повторить исследовательский цикл, начиная с корректировки соответствующих целей и задач.

 
    Функции социологии.

 

     Из целого ряда возможных функций социологии можно выделить 4 основные:

     · Эмпирическая функция предполагает изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработку конкретной фактической информации (первичных данных) – о численности и составе населения, рождаемости и смертности, количестве безработных, уровне разводов, семейных бюджетах и т.д.

     · Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате:

     1) социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями;

     2) создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и явления;

     3) общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

     · С этими перспективами связана и прогностическая функция социологии. Она имеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем).

     · Наконец, когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач, социология выполняет прикладную функцию.

     Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения населения и т.д. 
Особенно широко в этой функции социология применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социальной инженерией. Подобная «индустриальная социология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшение условий труда, совершенствование организационных структур, создание в них благоприятного социально-психологического климата).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности социализации в детстве. Социальная изоляция и феральные люди.

 

     Особенности социализации в детстве.

 

     Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, погибают в социальном плане, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, даже попадая в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, взрослые духовно и социально не погибают. Социализация есть подготовка детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой? 
Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить. Главным в этом перечне является выполнение социальных ролей. Дети - единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения. Поэтому у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - права и обязанности. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина, они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

     Дети только играют роли, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальных ролей. Для ребенка характерно игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

     В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкиваясь с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными.

     Детство включает  три стадии:

      - первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается до 3 лет. Это период развития функциональной независимости и речи.

     - второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

     - третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т. е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

     Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. 
     Первое детство. Социализация начинается с первых же часов жизни человека. Известно, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого. Между 8-м и 12-м месяцем жизни проявляться привязанность ребенка к родителям, прежде всего к матери. Когда его передают от матери незнакомому лицу, ребенок устраивает страшный крик.

     Психологи выяснили, что в первое время ребенка должны окружать только знакомые лица - у него формируется представление о постоянстве окружающего мира и самого себя. Это представление, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие «социальные объекты». Из них складывается сложное ощущение надежной социальной привязанности, которое значительно облегчается в присутствии матери. По всей видимости, освоение большого мира, окружающего ребенка, происходит только в одном направлении - от знакомого к незнакомому. Имея за собой надежный тыл в виде родителей, ребенок смелее налаживает социальные контакты с другими детьми. Конечно, представление о постоянстве не заканчивается в первый год жизни. По крайней мере до окончания подросткового периода человеку очень важно чувствовать, что рядом - его отчий дом, оба родителя, друзья и знакомые. Постоянные переезды, социализация в неполной семье, смерть или развод родителей, предательство друга и т. п. разрушают чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворенной одна из базовых потребностей - потребность в безопасности. Несомненно, это радикальным образом скажется на успешности всего процесса социализации.

     К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта. В других культурах его отлучают рано, либо передают кормилице, либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе плачем, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.

     Второе и третье детство. В 3-летнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. 
     В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. 
     В 5 лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.

     С 6 лет начинается учебная стадия, которая продолжается до 12-14 лет. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.). 
     Культурные различия в воспитании детей.

 Продолжительность, функции  и способы воспитания различны  у разных народов, разных классов  и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительно, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев предпочитают днем и ночью держать в люльке спеленутыми, а с теплым - носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают. Когда этнографы и социологи сравнивают национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений, то выделяются два противоположных - японский и английский.

     В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Далее при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.

     С европейской точки зрения детей в Японии очень балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

     В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности наносит вред детскому характеру. В английской традиции относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей в Британии - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей - значит портить их. С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Они рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отчуждаясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.

 

     Социальная изоляция и феральные люди.

 

     Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и родители родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

     Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми.

Информация о работе Методы исследования социологии