Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:04, реферат
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы PR (связей с общественностью). Существует три основных класса методов сбора информации:
Прямое наблюдение
Анализ документов
Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью б) анкетный опрос
Методы изучения общественного мнения
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Учитывая
то, что общественное мнение меняется
и на него можно повлиять, отслеживание
его состояния и направленности
постоянно находится в поле зрения
работников сферы PR (связей с общественностью).
Существует три основных класса методов
сбора информации:
Прямое наблюдение
Анализ документов
Опросы, которые делятся на два подкласса:
а)
интервью б) анкетный опрос
Прямое наблюдение: Под наблюдением
подразумевается прямая регистрация событий
очевидцем. Наблюдение может носить различный
характер. Иногда наблюдатель самостоятельно
наблюдает происходящие события. Иногда
он может пользоваться данными наблюдений
других лиц. Наблюдение бывает простым
и научным. Простое - это то, которое не
подчинено плану и ведется без определенно
разработанной системы.
Научное наблюдение отличается тем, что:
Оно подчинено ясной исследовательской
цели и четко сформулированным задачам.
Научное наблюдение планируется по заранее
обдуманной процедуре. Все данные наблюдения
фиксируются в протоколах или дневниках
по определенной системе.
Информация, полученная путем научного
наблюдения, должна поддаваться контролю
на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
По степени формализованности выделяют
не контролируемое (не стандартизованное,
бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,
структурное). В не контролируемом наблюдении
пользуются лишь принципиальным планом,
а при контролируемом - регистрируют события
по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя
различают соучаствующее (или включенное)
и простое (не включенное) наблюдения.
Во время включенного наблюдения исследователь
имитирует вхождение в социальную среду,
адаптируется в ней и анализирует события
как бы “изнутри”. В не включенном (простом)
наблюдении исследователь наблюдает “со
стороны”, не вмешиваясь в события.
В обоих случаях наблюдение может производиться
открыто или инкогнито.
Документальные источники: документальной
называют любую информацию, фиксированную
в печатном или рукописном тексте, на магнитной
ленте, на фото или кинопленке.
По способу фиксирования информации различаются:
рукописные и печатные документы.
По степени персонификации документы
подразделяются на личные и безличные. Личные -
документы индивидуального учета библиотечные
формуляры, анкеты и бланки, заверенные
подписью характеристики, выданные данному
лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные
записи.
Безличные - статистические или событийные
архивы, данные прессы, протоколы собраний.
В зависимости от статуса документы делятся
на официальные и неофициальные.
Официальные - протоколы, правительственные
материалы, постановления, заявления,
коммюнике, стенограммы официальных заседаний,
данные государственной и ведомственной
статистики, архивы.
Неофициальные - личные документы, а также
составленные частными гражданами безличные
документы (например, статистические обобщения,
выполненные другим исследователем на
основе собственных наблюдений).
Документы нередко выступают в роли главного
источника информации дополненной опросом
или прямым наблюдением. Социолог должен
проявить изобретательность в поисках
подходящих документов, подчас весьма
неожиданных. Главные недостатки описанного
метода состоят в проблемах получения
достоверной информации из биографических
материалов и в том, что при изучении человеческой
деятельности в документах почти не отражается
ее процесс, а лишь результаты. Анализ
документов - важный метод сбора информации
при формулятивном плане исследования
(для выдвижения гипотез и общей разведки
темы) и на стадии работы по описательному
плану.
Опросы - незаменимый прием получения
информации о субъективном мире людей,
их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях. Опрос - почти универсальный метод
при соблюдении надлежащих предосторожностей
позволяет получить не менее надежную
информацию, чем при исследовании документов
или наблюдении. Причем эта информация
может быть о чем угодно. Даже о том, что
нельзя увидеть или прочитать.
Искусство использования этого метода
состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать,
как спрашивать, какие задавать вопросы
и, наконец, как убедиться в том, что можно
верить, полученным ответам.
Для исследователя надо в первую очередь
уяснить, что в опросе участвует не “средний
респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и самосознанием.
Респонденты не беспристрастные регистраторы
своих знаний и мнений, а живые люди, которым
не чужды какие-то симпатии, предпочтения,
опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы,
они на одни из них не могут ответить из-за
недостатка знаний, на другие - не хотят
отвечать или отвечают неискренне.
Разновидности опросов. Существуют два
больших класса опросных методов: интервью
и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом (опрашиваемом),
причем запись ответов последнего ведется
либо интервьюером (его ассистентом), либо
механически (запись на носитель).
Имеется множество разновидностей интервью.
По содержанию беседы различают документальные
интервью (изучение событий прошлого,
уточнение фактов) и интервью мнений, цель
которого - выявление оценок, взглядов,
суждений; особо выделяются интервью со
специалистами-экспертами, причем организация
и структура интервью со специалистами
существенно отличается от обычной системы
опроса.
По технике проведения - делятся на свободные,
не стандартизованные и формализованные,
а также полу стандартизованные интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько
часов) без строгой детализации вопросов,
но по общей программе (“путеводитель
интервью”). Такие интервью уместны на
стадии разведки в формулятивном плане
исследования.
Стандартизованные интервью предполагают,
как и формализованное наблюдение, детальную
разработку всей процедуры, включая общий
план беседы, последовательность и конструкцию
вопросов, варианты возможных ответов.
Анкетирование. Анкетные опросы классифицируют,
прежде всего, по содержанию и конструкции
задаваемых вопросов. Различают открытые
опросы, когда респонденты высказываются
в свободной форме. В закрытом опросном
листе все варианты ответов заранее предусмотрены.
Полузакрытые анкеты комбинируют обе
процедуры. Экспресс - опрос применяется
в обследованиях общественного мнения
и содержит всего 3-4 пункта основной информации
плюс несколько пунктов, связанных с демографическими
и социальными характеристиками опрашиваемых.
Такие анкеты напоминают листы всенародных
референдумов. Опрос по почте отличают
от анкетирования на месте: в первом случае
ожидается возвращение опросного листа
по заранее оплаченному почтовому отправлению,
во втором - анкетер сам собирает заполненные
листы. Групповое анкетирование отличается
от индивидуального. В первом случае анкетируют
сразу до 30-40 человек: анкетер собирает
опрашиваемых, инструктирует их и оставляет
для заполнения анкет, во втором - он обращается
индивидуально к каждому респонденту.
Организация “раздаточного” анкетирования,
включая опросы по месту жительства, естественно,
более трудоемка, чем, например, опросы
через прессу, также широко используемые
в нашей и зарубежной практике.
Наконец, при классификации анкет, используют
также многочисленные критерии, связанные
с темой опросов: событийные анкеты, анкеты
на выяснение ценностных ориентаций, статистические
анкеты (в переписях населения), хронометражи
суточных бюджетов времени и т.д.
При проведении опросов не надо забывать,
что с их помощью выявляются субъективные
мнения и оценки, которые подвержены колебаниям,
воздействиям условий опроса и других
обстоятельств. Чтобы минимизировать
искажение данных, связанное с этими факторами,
любую разновидность опросных методов
следует проводить в сжатые сроки. Нельзя
растягивать опрос на долгое время, так
как к концу опроса могут измениться внешние
обстоятельства, а информация о его проведении
будет передаваться опрашиваемыми друг
другу с какими-либо комментариями, и эти
суждения станут влиять на характер ответов
тех, кто позже попадет в состав респондентов.20
Независимо от того, прибегаем ли мы к
интервью или анкетному опросу, большинство
проблем, связанных с надежностью информации,
оказываются для них общими, не любое групповое,
коллективное мнение становится или является
общественным, а лишь то, что соответствует
критериям - социальный интерес, дискуссионность,
компетентность. А его выразители - классы,
социальные слои, содружество классов,
народ. Значит, мнение можно классифицировать
как индивидуальное; групповое, или общее;
мнение общественности, или общественное.21
Общественное мнение не может существовать
вне системы экономических, социально-политических,
идейно-нравственных отношений. Оценочные
суждения, содержащиеся в этом феномене,
имеют социальный характер.
Методы ведения опросов бывают часто некорректны.
Теле- и радио опросы при определенных
обстоятельствах - средства самообмана,
обмана, подтасовки и т. д. Слабым местом
в методике опросов являются вольные и
невольные ошибки в выборке, из которой
исключаются «нежелательные» социальные
группы - пенсионеры, рабочие, жители малых
городов и сельской местности.