Методы ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

Содержание работы

Введение стр. 3


Особенности восприятия окружающего мира детьми стр. 4
Характеристика социальной личности ребенка стр. 5
Методы работы с детьми по ознакомлению с

окружающим миром стр.9



Заключение стр. 11



Список используемой литературы стр. 13

Файлы: 1 файл

реферат анохиной.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНОБРНАУКИ   РОССИИ

ОГУ

ОРСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Федерального  государственного

бюджетного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

Факультет дошкольного и начального образования

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему: «Методы ознакомления детей  дошкольного возраста с социальной действительностью»

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

                                                                                          студентка 4 курса

                                                                                          факультета: ДНО

                                                                                          Емельянова Ольга

 

 

Орск, 2012

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение                                                                                           стр. 3

 

  1. Особенности восприятия окружающего мира детьми          стр. 4
  2. Характеристика социальной личности ребенка                    стр. 5
  3. Методы работы с детьми по ознакомлению с

окружающим миром                                                               стр.9

    

     Заключение                                                                                   стр. 11

 

     Список используемой  литературы                                              стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

 

Ознакомление ребенка  с социальным миром – проблема острая  и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у маленького ребёнка?  Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями  детей и требованиями, которые  предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого  периода в развитии человека, которые  получил название «детство». Детство  не просто время спонтанной и свободной  активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок  приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет  ему освоить мир взрослых», –  Д.Б. Эльконин.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и  понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся  представлений и понятий, высокой  эмоциональности малыш принимает  и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать  – необходимо.

Богатство и широта представлений  ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как  умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет  впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

 

  1. Особенности восприятия окружающего мира детьми

 

При организации педагогического  процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс  этот сложен, противоречив и носит  комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ  личности решаются во взаимосвязи, и  отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением  воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте  окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся  у истоков познания окружающего  мира. Именно в эти годы у них  формируются первичные представления  об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного  возраста:

  • Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.
  • Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»
  • Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.
  • На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.
  • Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Современный дошкольный образовательный  контекст нуждается в новой целевой  установке, более широкой, связанной  с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

 

 

  1. Характеристика социализации личности ребенка

 

Процесс модернизации дошкольного  образования во многом связан с поиском  и выбором стратегии социального  развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

Добавим, что образование  в дошкольном возрасте имеет чётко  направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование  должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит  необходимый социокультурный  и личностный опыт.

Личностью не рождаются –  её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут  жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление  личности: деятельность, общение, самопознание.

Их общей характеристикой  является процесс расширения, умножения  социальных связей индивида с внешним  миром. Качественной характеристикой  социализации личности рассматривается  социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества».

Если личность изолирована  от среды, то не срабатывает даже  самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии  с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

Личностная  концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и  духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется строить ознакомление  с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких  личностных качеств, включает в себя  множества компонентов.

Прежде всего,  это осознание ребенком  своей индивидуальности,  которая  становится очевидной  только в сравнении с другими детьми.  Индивидуальность проявляется во внешности.

Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме  способствует  становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Знания ребёнка о сложном  строении  и взаимосвязи  всех органов и систем человеческого организма составляют основу  формирования  для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня,  понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной  частью подготовки  детей к школе.

Чрезвычайно важным компонентом здоровья  детей  является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает  в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность  социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают  негативное влияние  на психику детей. Способность осознать свои  эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя  из  собственного  жизненного опыта, ребёнок не может   определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз  человек выражает свои чувства, является условием для развития способности  сочувствовать и переживать другим людям.

Изобразительное искусство  в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя  почувствовать страдания  и радость  персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять  внимание  основам языка изобразительного искусства  и принципам понимания  художественных произведений.

Наряду  с задачами  эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых  требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность,  направленная на формирование вольных процессов,  содействует  развитию способности  сдерживать свои эмоции.

Новые задачи, обновление  содержания  методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании  мо многом  связано с тем, что дети дошкольного  возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление  о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал  в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить  в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте  усвоить нормы  и правила общения, знать и обмениваться  приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том , что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам.  Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками  поведения в сложных  ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

Становлению индивидуальности способствует  осознание ребёнком  своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь  детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать  собственное  мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним  из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе,  является воспитание  привязанности  к своей семье,   любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем  лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй  достаточно сложная, требующая от воспитателя  большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно  без тесного взаимодействия  педагогов с семьёй, как и полное приобщение  детей  к социальному миру в целом.

Одним из условий организации  работы с родителями  является доверие  и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя.  Во-вторых,  родителям нужно иметь представление о том,  чем и как  занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо.

История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного  города  является её частью.

Нужно помочь дошкольникам помощь  увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами  ближайшего окружения.

 

  1. Методы работы с детьми по ознакомлению с социальным миром

 

      В методике  выделяются наглядные, практические  и словесные методы работы  ознакомления с социальным миром.

      К наглядным  методам относят прежде всего наблюдение за объектами и явлениями социального мира. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

      Метод непосредственного  наблюдения применяется в ряде  занятий, проводимых в детском  саду, на прогулках, экскурсиях  по родному краю, в свободной деятельности, при наблюдении взаимоотношений людей в различных ситуациях.

Информация о работе Методы ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью