Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.

Содержание работы

1. Опрос и его разновидности……………………………………………………….2
2. Качественные методы: case study, фокус-групп…………………………………8
3. Практическое задание….………………………………………………………...13
4. Список использованной литературы……………………………………………14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

    1. Опрос и его разновидности……………………………………………………….2

 

    1. Качественные методы: case study, фокус-групп…………………………………8

 

    1. Практическое задание….………………………………………………………...13

 

    1. Список использованной литературы……………………………………………14

 

1. Опрос и его  разновидности.

 

Социологическая информация – совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников как объективного, так и субъективного характера.

Основные требования, предъявляемые  к социологической информации:

    • полнота;
    • репрезентативность;
    • надежность;
    • достоверность;
    • обоснованность;
    • актуальность. 

По способу получения  информация может быть первичной  и вторичной.

Первичная информация –  это данные, полученные в результате специально проведенного исследования. Вторичная информация – результат обработки различных документов.

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы  на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих  в ней и требующих своего обнаружения  и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто  связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и  внутригрупповых отношений и  социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.

Основные методы сбора  первичной информации:

    • опрос;
    • наблюдение;
    • фокус-группы;
    • метод case study;
    • эксперимент.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.

Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки  можно получит значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя  вопросов. Таково существенное достоинство  метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых  слоев населения. Чтобы использование  опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем  спрашивать, как спрашивать, и при  этом быть уверенным в том, что  полученным ответам можно доверять. Именно поэтому опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Основные виды опросов:

    • письменный (анкетирование)
    • устный (интервьюирование).

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкете работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом "один на один" с вопросником.

Социологическая анкета - это  объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру  и состоит из нескольких частей:

  1. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. Вводная часть - это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
  2. Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить "конкретные" вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
  3. В третьей части анкеты - так называемой "паспортичке" (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Виды анкетирования:

1. По числу респондентов:

    • индивидуальное анкетирование (один респондент);
    • групповое анкетирование (несколько респондентов);
    • массовое анкетирование (от сотни до тысячи респондентов).

2.По полноте охвата:

    • сплошное (опрос всех представителей выборки);
    • выборочное (опрос части выборки).

3. По типу контактов  с респондентом:

    • очное (в присутствии исследователя-анкетера);
    • заочное (анкетер отсутствует);
    • рассылка анкет по почте;
    • публикация анкет в прессе;
    • публикация анкет в интернете;
    • вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.

 

Интервью - это метод получения  первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Интервью - специфический  метод исследования, характерный  для социального познания. Макс Вебер  назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают". Преимущества метода интервью перед  письменным опросом заключается  в следующем:

  • при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
  • этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
  • опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако и у этого  метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий  от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает "эффект избирательного слушания", что снижает качество получаемой информации.

По технике проведения интервью подразделяется на:

 формализованное (стандартизированное) - предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов;

свободное (не стандартизированное) - отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме;

фокусированное - предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.

Существует еще одна классификация  интервью - групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает  респондентом.

 

 

 

 

Вопросы классифицируются по ряду оснований:

    • структуре,
    • функциям,
    • содержанию,
    • форме.

Также вопросы делятся на открытые, полузакрытые и закрытые. Открытые - не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов - в сложности формализации и обработки ответов. Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.

По своим функциям вопросы  делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: "В какой мере Вы удовлетворены своей работой?", то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: "Хотели бы Вы сменить свою работу?"

Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто  этого не может.

Вопросы-ловушки предназначены  для выявления искренности и  добросовестности опрашиваемых. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.

По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно  к личности респондента (например, "Чем  Вы предпочитаете заниматься в свободное  время?", "Удовлетворены ли Вы Вашей  работой?") и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение  людей к предмету вопроса косвенным  образом (например, "Здесь приведены  три суждения о событиях X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?"). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.

В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, "Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?").

Выбор того или иного метода зависит от ряда обстоятельств: степени  разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической  группы, целей и задач проводимого  исследования.

В большинстве социологических  исследований применяется не один, а несколько методов сбора  информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

 

2. Качественные  методы: case study, фокус-групп.

Большой объем информации, необходимой исследователю в  его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет  получить информацию, достаточную для  решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная  статистическая и ведомственная  документация.

Документ – средство закрепления  различными способами на специальном  материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться  с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.

Анализ документов – метод  сбора информации, при котором  основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство  этого метода можно отметить возможность  изучения информации не только о текущем  событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов.

Анализ документов открывает  социологу возможность увидеть  в отраженном виде многие стороны  социальной действительности. Документы  обычно содержат богатую и емкую  информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые  исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие  исследования по данной теме (если они  имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д.

В основном документы принято  классифицировать по способу документации содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации