Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
1. Опрос и его разновидности……………………………………………………….2
2. Качественные методы: case study, фокус-групп…………………………………8
3. Практическое задание….………………………………………………………...13
4. Список использованной литературы……………………………………………14
Содержание.
1. Опрос и его разновидности.
Социологическая информация – совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников как объективного, так и субъективного характера.
Основные требования, предъявляемые к социологической информации:
По способу получения информация может быть первичной и вторичной.
Первичная информация – это данные, полученные в результате специально проведенного исследования. Вторичная информация – результат обработки различных документов.
В зависимости от поставленной
цели социологические исследования
могут быть теоретическими и эмпирическими
(конкретными). Если первые ориентированы
на разработку теорий, выявление социальных
тенденций развития системы, анализ
общих противоречий, возникающих
в ней и требующих своего обнаружения
и разрешения, то вторые касаются изучения
конкретных социальных проблем, часто
связанных с решением практических
задач, регулированием межгрупповых и
внутригрупповых отношений и
социальных процессов. Зачастую исследования
могут иметь смешанный характер
и выступать как теоретико-
Основные методы сбора первичной информации:
Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.
Опрос - это форма социально-
Основные виды опросов:
Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкете работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом "один на один" с вопросником.
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей:
Виды анкетирования:
1. По числу респондентов:
2.По полноте охвата:
3. По типу контактов с респондентом:
Интервью - это метод получения
первичной социологической
Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают". Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает "эффект избирательного слушания", что снижает качество получаемой информации.
По технике проведения интервью подразделяется на:
формализованное (стандартизированное) - предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов;
свободное (не стандартизированное) - отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме;
фокусированное - предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.
Существует еще одна классификация интервью - групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.
Вопросы классифицируются по ряду оснований:
Также вопросы делятся на открытые, полузакрытые и закрытые. Открытые - не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов - в сложности формализации и обработки ответов. Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: "В какой мере Вы удовлетворены своей работой?", то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: "Хотели бы Вы сменить свою работу?"
Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.
По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?", "Удовлетворены ли Вы Вашей работой?") и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, "Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?"). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.
В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, "Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?").
Выбор того или иного метода
зависит от ряда обстоятельств: степени
разработанности изучаемой
В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.
2. Качественные методы: case study, фокус-групп.
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация.
Документ – средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.
Анализ документов – метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д.
В основном документы принято классифицировать по способу документации содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.