Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.

Содержание работы

1. Опрос и его разновидности……………………………………………………….2
2. Качественные методы: case study, фокус-групп…………………………………8
3. Практическое задание….………………………………………………………...13
4. Список использованной литературы……………………………………………14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, документы  делятся на:

Письменные – 

Статистические – 

Иконографические – 

Фонетические – 

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный и формализованный.

 Традиционный (классический) анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически  это интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. 

Контент-анализ (научный анализ содержания документа) - это метод исследования, который применяется в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др.

Развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. они применяются всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской и зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

Особенность контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т. п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью. В социологическом исследовании в качестве объекта анализа выступают газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. На основании их изменений можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

Условия применения контент-анализа:

  • При требовании высокой степени точности и объективности анализа;
  • При наличии обширного по объему несистематизированного материала;
  • При работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;
  • Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

 

Качественные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т.е. детальным изучением явления. Качественные исследования позволяют получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования. В отличие от количественных, качественные исследования фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Анализ случая (case study) – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте (отдельный индивид или малая группа). При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью.

Для сбора данных используются:

    • наблюдение;
    • интервью;
    • протоколы;
    • тесты;
    • архивные документы;
    • артефакты;
    • аудио- и видеозаписи;
    • записи испытаний.

Основное требование к  наблюдателю – дать наиболее детальное  описание, которое позволит восстановить живую атмосферу события. Сущность исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Фокус-группы – один из методов сбора данных, представляющий собой групповую дискуссию, сфокусированную на определенной, интересующей заказчика теме. Как правило, в дискуссии участвуют 8-12 участников-респондентов и модератор-исследователь, который следит за тем, чтобы дискуссия шла по нужному направлению и ни один из вопросов не был упущен. Фокус-группы можно использовать для генерирования идей, изучения терминологии и выяснения моделей поведения потребителей.

Обычно метод фокус-группы применяется в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).

Наблюдение в социологическом  исследовании представляет собой метод  сбора первичной информации об изучаемом  объекте путем непосредственного  восприятия и прямой регистрации  всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Особенность наблюдения как  вида исследования и как метода сбора  первичной информации – способность  анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его  богатстве, поставлять разносторонние впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп).

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации, обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени  участия наблюдателя в исследуемой  социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение - исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов - они просто регистрируют ход происходящих событий. 

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в  той или иной степени непосредственно  включен в изучаемый процесс,  находится в контакте с наблюдаемыми  людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение может быть как открытым так и скрытым. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т. е. исследователь показывает возмущающие воздействия на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации.

 

Преимуществом данного метода в сравнении, например, с интервью, является то, что присутствие наблюдателя  не вызывает искусственных изменений  в исследуемой ситуации. Наблюдение как метод используется в тактике  этнографического исследования и case study как фиксирование форм жизнедеятельности определенной группы.

При всей привлекательности  наблюдения как метода сбора социальной информации у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т. п.

Наблюдение считается  достоверным, если при повторении его  в тех же условиях и с тем  же объектом дает те же результаты.

 

3. Практическое задание.

Представьте, что вы выбираете  для работы кандидатуру социолога из числа специалистов, имеющих:

    • философское образование и курсы социолога
    • социологическое образование
    • инженерное образование и курсы социолога
    • историческое образование ( или  педагогическое, юридическое) и курсы социолога

Какой вариант вы бы выбрали? Объясните. 

Ответ:

Если бы мне пришлось подыскивать  на работу социолога и, передо мной стоял выбор из специалистов, имеющих философское образование и законченные курсы социолога, социологическое образование, инженерное образование и курсы социолога, а так же историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социолога. В этой ситуации я бы выбрала специалиста, у которого есть социологическое образование, потому что он обладает более глубокими знаниями в этой области, нежели человек, закончивший лишь социологические курсы, ведь они дают более поверхностные знания.

При этом, я считаю, что каждый из предложенных кандидатов, может работать социологом и иметь большие успехи в той специальности, в которой он получил высшее образование, ведь кто, как не он знает все тонкости своей профессии.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

    1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. - М., 2003.

 

    1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд., - М., 2003.

 

    1. Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3-е изд., - М., 2004.  

 

    1. http://www.soclexicon.ru/opros

 

    1. http://all-politologija.ru

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 

 


Информация о работе Методы сбора эмпирической информации