Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:11, реферат

Описание работы

Каждый человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

Существует несколько методов сбора социологической информации:
выборка;
анализ документов;
наблюдение;
опрос.

Файлы: 1 файл

Методы сбора социологической информации.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

План.

 

 

   Введение.

 

 

После того как определены объект и предмет  социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

 

В ходе полевого этапа исследования для  сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот реферат.

 

 Каждый человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

 

Существует несколько методов сбора социологической информации:

  1. выборка;
  2. анализ документов;
  3. наблюдение;
  4. опрос.

Выборка.

 

Для начала сбора информации социолог должен решить будет ли он исследовать весь изучаемый массив или только какую-то его часть. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик( например 200-500 человек), социолог располагает достоверными силами и возможностями для его изучения, то он может исследовать его целиком. Такое исследование является сплошным. Но если объект исследования достаточно большой (более 500 человек), или сложное исследование невозможно, или в нем нет необходимости, то чаще применяется выборочное исследование. Оно основано на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, вторичной совокупностью или выборкой. В этом случае совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования, называется генеральной совокупностью.

 

Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики переводит или проецирует результаты и выводы её исследования на генеральную совокупность. Правомочность такого переноса становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности и проблемы репрезентативности. Решение первой проблемы предполагает установление соответствия задач исследования выборочной процедуре, которая включает в себя: обоснование типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые надо учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Следовательно разрешение второй проблемы связано с тем, чтобы определить в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности с заданной точностью.

 

В социологии разработана система  методов формирования совокупности:

  1. метод типичных случаев (монографическое исследование);
  2. статический метод (квотный метод);
  3. метод случайностной выборки (вероятностной выборки);
  4. метод гнездовой выборки.

 

Главным результатом процедуры  выборки является определение её объёма. Объём выборки – это общее число единиц исследования, включённое в выборочную совокупность. Объём зависит от степени однородности генеральной совокупности. Чем она однороднее, тем меньше объём выборки. Он зависит от числа признаков выборки, от требуемой степени точности её результатов.

 

Объём выборки рассчитывается по  специальным формулам.

n = 2ÖN;

n = ( 0.25 t2 N)/(A2 N + 0.25 t2);

где n – объём выборочной совокупности, N – объём генеральной совокупности, t – число, определяемое по специальным таблицам с учетом предельной  ошибки выборки и доверительной вероятности; А - предельная ошибка выборки.

 

В программе исследования социолог обязан указать, какие методы обработки применяются в выборке. Если отбор является многоступенчатым, то следует указать, сколько ступеней отбора применяют в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой тип отбора применяется на каждой ступени, какова единица наблюдений на последней ступени выборки.

 

Опишем выборку на примере. Предположим. У нас есть несколько малых предприятий, которые  существуют в системе крупных государственных предприятий. Возьмём исследование эффективности труда на этих предприятиях. В качестве объекта исследования принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Очень большое значение имеет правильность проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Обоснование методов сбора эмпирических данных.

 

Важная часть методического  раздела программы сбора социологической информации — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в поликлинике, какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В примере, указанном выше, где целью исследования являлась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1. эксперты группы А, занимающие более высокую должность;

2. эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3. эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

 

Таким образом, достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного, сотрудника и товарища по работе. Степень выраженности качеств определяется как среднее арифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая характеристика и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

 

При определении методов  сбора информации социолог должен принять во внимание несколько моментов: 1. оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2. ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко определённые познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, соответствующие или несоответствующие поставленной исследователем задаче; 3. надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Анализ документов.

 

Наиболее  экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов, одним из широко применяемых и наиболее эффективных методов сбора и анализа первичной информации, является метод анализа документов. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Виды документов.

 

К понятию документы в прикладной социологии относятся в первую очередь специально созданные человеком материалы, предназначенные для хранения и передачи информации о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.

 

Существует  ряд оснований для классификации  документов. По статусу документы различают на официальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.

 

Принципиальное значение для исследователя имеют официальные документы, которые отражают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.

 

Большое значение имеет  изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.

 

Следует выделить ещё  одно основание для типологии  документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.

 

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

Критерии отбора документов для изучения.

 

Самостоятельные этапы  анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.

 

В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является

«внешнее» и «внутреннее» исследование документов. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Методы анализа документов.

 

 Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.

 

Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов.

 

Стремление в максимальной степени  избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к появлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа).

 

При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.

 

Процедура формализованного анализа  документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.

Информация о работе Методы сбора социологической информации