Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:11, реферат

Описание работы

Каждый человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

Существует несколько методов сбора социологической информации:
выборка;
анализ документов;
наблюдение;
опрос.

Файлы: 1 файл

Методы сбора социологической информации.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

Успех эксперимента в  огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:

 

  1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;

2. изменение контрольных  характеристик должно зависеть  от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;

3. на протекание эксперимента  не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но  потенциально способны изменить её состояние.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп.

 

 Эксперименты различаются  как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

 

По характеру экспериментальной  ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре  доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:

 

1. Линейный эксперимент  отличается тем, что анализу  подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

2. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

 

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается  в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

 

В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.

 

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным  методам вероятностной выборки  с заранее заданным объёмом. Как  правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

 

Планирование и логика осуществления эксперимента.

 

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

 

  1. Определение цели эксперимента;
  2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
  3. Выделение предмета эксперимента;
  4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  6. Формулировка гипотез и определение задач;
  7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  8. Определение метода фиксации результатов;
  9. Проверка эффективности эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Каким бы методом социологические  данные добыты ни были, сами по себе они  ещё не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций.- 3-е изд., перераб. И дополн. – М.:Центр, 2000.
  2. Как провести социологическое исследование/ Под ред.   Горшков М.К., Шереги Ф.Э. - М.: Политиздат, 1990.
  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, разъяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   




Информация о работе Методы сбора социологической информации