Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Говоря о методах социологического исследования, мы должны уяснить, каков пред¬мет социологии как науки.
Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия»

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Изучение документов в социологическом исследовании ......................... 5
1.1 Классификация документов .................................................................... 5
1.2 Критерии отбора документов для изучения ...........................................6
1.3 Виды анализа документов ....................................................................... 6
2. Сбор эмпирических данных методом опроса ............................................. 8
2.1 Анкетирование .......................................................................................... 9
2.2 Интервьюирование ..................................................................................10
3. Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора
информации ..................................................................................................12
3.1 Социологическое наблюдение ...............................................................12
3.2 Эксперимент ........................................................................................... 13
Заключение ......................................................................................................15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Отправить.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

По функции вопросы делятся на основные и неосновные. Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

2.2 Интервьюирование. При нем контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении, наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают  три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

    1. Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора информации

3.1 Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленной и систематизированное восприятия какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат, другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и  как метода сбора первичной информации – способность проанализировать явление в развитии, воспроизвести  жизненный процесс во сем его богатстве. Наблюдение может активно применяться при изучении степени активности населения на собраниях, митингах, интереса слушателей, поведение участников массово-политических мероприятий и т.д. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации.

В зависимости  от позиции наблюдателя социологическое  наблюдение может быть включенным (наблюдатель становится участником наблюдаемых событий) и невключенным (наблюдатель регистрирует наблюдаемое явление "со стороны" и не вмешивается в сам процесс). Включенное наблюдение в свою очередь делится на скрытое (наблюдаемые не подозревают, что за ними ведется наблюдение) и открытое (наблюдаемых известны цели и задачи наблюдения).

Однако  при всех достоинствах наблюдения у  него есть один серьезный недостаток – это его субъективность. Симпатия и антипатия наблюдателя, его  эмоциональное состояние могут  существенно повлиять на выбор единиц наблюдения, на оценку происходящего  и на конечные результаты исследования.

3.2 Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации. Его лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого он проводиться, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

По характеру экспериментальной  ситуации эксперименты делятся на “полевые” и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре  доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

В экспериментах используются метод  попарного отбора, структурной модификации  и случайного отбора.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует множеством методов и техник исследования социальной жизни. Среди имеющихся разнообразных методов сбора и обработки информации  социологические методы занимают одно из центральных мест благодаря своей оперативности, широте применения и высокой эффективности.

Социальное  познание столь многообразно, что  вряд ли методы и техники исследований социального могут быть исчерпывающим образом описаны, исследователи постоянно изобретают что-то новое. К тому же социолог нередко использует психологические методики, способен выстраивать стратегию научного поиска достаточно изобретательно. Но подлинные новации опираются, как правило, на глубокое знание методов, техник, исследовательских процедур.

На что  мы можем опереться при выборе методов исследования? Что влияет на принятие решения? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо ознакомиться с основными принципами, правилами проведения социологических исследований. Невежество в этой сфере, видимость простоты и легкости в организации и проведении их может привести к негативным последствиям: недостоверности полученной информации.

 

 

Список литературы

  1. Рожанский Э.Л. Курс лекций. М. – 2001.
  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М. – 1990.
  3. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н.  Социология. Основы общей теории. М. – 2002.
  4. Качалов И.Л. Социология. Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения БГУИР. Мн. – 2004
  5. Бабосов, Е. М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск. : «ТетраСистемс», 2006.
  6. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко. – М. : ИНФПА-М, 2009.

 

Приложение 1

Глоссарий

Докуме́нт (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный (электронный) объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.

Опрос — это форма социально-психологического общения между социологом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов.

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей.

Метод анкети́рования — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») -  метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию  и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Эксперимент (от лат. experimentum 
— проба, опыт) — исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики.

 

 

 




Информация о работе Методы сбора социологической информации