Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования.
«Ижевский государственный
технический университет
имени М.Т. Калашникова»
Факультет «Экономика, право
и гуманитарные науки»
Контрольная работа
На тему: Методологические основы
теории управления.
Методы социального управления
(экономические, административные, социально-психологические).
Студент
гр.Б03-461-2з
Воротов С.И.
Преподаватель
Кручинская М.В.
Ижевск 2014
Вопрос
1. Методологические
основы теории управления.
Понятие и основные
элементы методологии государственного
управления.
Методология – это система
наиболее общих принципов, положений,
логической организации, методов и средств,
составляющих основу той или иной науки.
Она является определяющим началом процесса
познания, а также системой общетеоретических
требований, которые реализуются в комплексе
конкретных методов и приемов научного
познания относительно объектов социальной
действительности.
Применительно к государственному
управлению методология представляет
собой совокупность субъектов и объектов,
целей и задач, принципов, подходов и функций,
критериев и показателей, форм и методов
управления.
Важнейшим составным элементом
государственного управления являются
методологические установки и подходы,
которые оказывают определяющее воздействие
на все составляющие методологии управления.
Методологические установки
и подходы к государственному управлению
могут существенно отличаться друг от
друга, что ведет к формированию различных
школ, объединяющих ученых-единомышленников.
Например, можно выделить тоталитарный,
демократический и государственно-религиозный
методологические подходы.
При тоталитарном подходе к
управлению акцент делается на необходимость
сильной государственной власти (речь
может идти о диктатуре вождя, правящей
элиты), о слиянии органов государства
и правящей партии, о подчинении им общественных
объединений. Это административно-командная
система управления.
Демократические концепции
государственного управления представлены
множеством самых различных школ, отстаивающих
идеи «государства – добра», «государства
– ночного сторожа» и др.
При всех различиях демократических
концепций государственного управления
все они опираются на принципы демократии,
общечеловеческие ценности, общие, а не
классовые интересы, политический и идеологический
плюрализм, господство права и т.д.
Концепция государственного
управления многих мусульманских стран
основана на государственно-религиозных
подходах. Например, концепция мусульманского
фундаментализма основана на идеях халифата
как лучшей формы управления, отрицании
выборов в органы государственного управления.
Методология государственного
управления основывается на законах общественного
развития. И хотя законы не зависят от
воли и сознания людей и являются объективными,
люди не бессильны перед ними. Познавая
объективные законы, они предопределяют
и объективную необходимость своих действий,
сознательно организуют свою деятельность.
Это позволяет утверждать, что
деятельность людей определяется не только
закономерностями, но и субъективным фактором
– их сознанием, что обусловливает возможность
воздействия на поведение людей через
систему государственного управления.
Правильное отражение и использование
в системе государственного управления
законов общественного развития обеспечивает
продвижение общества вперед. В случае
обратного действия – возникают диспропорции,
противоречия, конфликты.
Суть управленческих решений
отражается в целях управления. Отсюда
вытекает, что формирование целей государственного
управления и их обоснованность – крайне
сложная и ответственная задача. Поставленная
цель отражает необходимость достижения
заданного состояния объекта в соответствии
с намеченными перспективами в установленные
сроки.
Свое наиболее обобщенное выражение
государственное управление находит в
функциях государства, которые определяют
его деятельность по решению задач и поставленных
целей. Функции государства отражают природу
государства, его волю и власть. При этом
следует различать функции государства
и функции государственных органов. Последние
имеют более конкретный характер, зависят
от органа управления, его назначения.
Принципы государственного
управления – это основополагающие правила
и рекомендации, которые должны учитываться
и выполняться в практической деятельности
на всех уровнях управления.
Использование основополагающих
принципов государственного управления
существенно повышает эффект управленческой
деятельности. Принципы связывают теорию
управления с управленческой практикой,
и каждый управленец на уровне своего
познания, общей и профессиональной культуры
использует их в своей практической деятельности.
Методы государственного управления
– это способы воздействия на управляемый
объект, обеспечивающие достижение желаемого
результата.
Постановка задач в отношении
управляемого объекта и оценка результатов
государственного управления, как правило,
осуществляется через систему критериев
и показателей.
Все элементы методологии государственного
управления образуют органическое единство.
Вопрос
2. Методы социального
управления (экономические, административные,
социально-психологические).
Метод управления — это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый
объект для достижения поставленных целей.
Слово “метод” греческого
происхождения (methodos — в переводе означает
способ достижения какой-либо цели). Через
методы управления реализуется основное
содержание управленческой деятельности.
В практике управления, как
правило, одновременно применяют различные
методы и их сочетания (комбинации), которые
органически дополняют друг друга, находятся
в состоянии динамического равновесия.
Можно выделить следующие
методы управления:
- социальные и социально-психологические,
применяемые с целью повышения социальной
активности людей;
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- самоуправление как разновидность
саморегулирования социальной системы.
В более общем виде все методы
управляющего воздействия можно разделить
на две группы: основные и комплексные.
К основным относятся такие, в которых
четко выделяется содержательный аспект
по признаку соответствия методов управления
требованиям тех или иных объективных
законов (например, социальных, экономических,
организационно-технических и др.).
По содержанию методы социального
управления отражают требования различных
объективных законов социального развития:
экономических, организационно-технических,
демографических, социологических, психологических
и т. д.
Административные
методы:
Административные методы управления
включают две группы отношений:
- организационные методы (распределение
прав и ответственности в процессе выполнения общей работы)
- отношения распределения ресурсов
организации (распорядительные методы).
В системе административных
методов руководитель представляется
как администратор, субъект отношений,
опирающийся на предоставленное ему в
этом право.
В рамках организации возможны
три формы проявления административных
методов: обязательное предписание (приказ,
запрет и т.п.); согласительные (консультация,
разрешение компромисса); рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение, предложение,
общение и т.п.). Организационные методы
управления реализуются в большинстве
случаев путем регламентирования, нормирования,
организационно-методического инструктирования
и проектирования. В управлении организацией
экономическим методам управления отводится
центральное место. Это обусловлено тем,
что отношения управления определяются
в первую очередь экономическими отношениями,
выражающими формирование издержек и
выгод в организации.
Административные методы управления
основываются на принципе единоначалия,
дисциплины и ответственности. Таким образом,
они предполагают, что вся деятельность
организации основывается на жестком
подчинении работников и на их беспрекословном
выполнении указаний, зачастую основанном
на принуждении. Данная группа методов
применяется, если велик вес традиций,
в соответствии с которыми может быть
принято только однозначное решение, если
слишком узок выбор возможных альтернатив
или если подавляется инициатива подчиненных.
Административные методы управления
оказывают прямое непосредственное воздействие
на управляемый объект (любой регламентирующий
и административный акт подлежит обязательному
исполнению) через приказы, распоряжения,
оперативные указания, отдаваемые письменно
или устно, контроль их выполнения, систему
административных средств поддержания
трудовой дисциплины. Они необходимы для
поддержания дисциплины труда и обеспечения
организационной четкости, которая необходима
для эффективной работы персонала. Внутри
организации взаимоотношения менеджеров
их подчиненных регулируются Трудовым
кодексом Российской Федерации.
Организационно-административные
методы управления базируются на:
- системе законодательных актов
страны;
- системе нормативных документов
вышестоящих структур управления;
- системе разрабатываемых в
организации, фирме и т.п. планов, программ,
заданий;
- системе оперативного управления.
В систему законодательных
актов страны входят государственные
законы, указы, постановления, распоряжения,
государственные стандарты, положения,
инструкции, методы и другие документы,
утвержденные высшими управленческими
структурами (Президентом, парламентом,
правительством) для обязательного применения
на территории всей страны.
Система нормативных документов
вышестоящих управленческих структур
включает в себя стандарты, положения,
инструкции, методики, постановления коллегий
министерств и ведомств, а также приказы,
распоряжения, утвержденные руководством
этих государственных органов, и действующие
во всех организациях, учреждениях и т.п.,
объединенных данным министерством или
ведомством.
Система разрабатываемых в
данной организации, фирме и т.п., планов,
программ, заданий имеет нормативно-распорядительный
характер для всех звеньев и работников
данной организации, регламентирует их
деятельность, направленную на достижение
стоящих перед нею целей и задач и направлена
на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования
включает в себя распоряжения, поощрения,
санкции, участие в управлении и передачу
полномочий и ответственности сверху
вниз по служебной лестнице. Например,
распоряжение, даваемое руководителем
подчиненному, обычно содержит в себе
указание, что должен совершать или, напротив,
не совершать подчиненный в тех или иных
обстоятельствах или при изменении обстоятельств.
Экономические методы:
Экономические методы управления
занимают, можно сказать, центральное
положении в управлении, т.к. сейчас в мире
главенствует рыночная экономика и в основу
отношений управления легли экономические
отношения, отвечающие интересам и потребностям
людей (персонала).
Экономические методы управления
персоналом — это элементы экономического
механизма, с помощью которого обеспечивается
прогрессивное развитие организации.
Таким образом, экономические методы направлены
на экономическую заинтересованность
работников, повышение эффективности
работы, активизацию деятельности, путём
экономического стимулирования, создание
благоприятных экономических условий
для функционирования и успешного развития
организации.
На данном этапе развития менеджмента
прямое экономическое воздействие на
персонал выступает в таких формах, как
технико-экономическое планирование,
хозрасчет, экономическое стимулирование,
участие в прибылях путём приобретения
ценных бумаг.
Важнейшим экономическим методом
управления персоналом является технико-экономическое
планирование, которое объединяет и синтезирует
в себе все экономические методы управления.
К экономическим
методам относятся обмен и распределение.
Экономические методы руководства предполагают
разработку общих планово-экономических
показателей и средств их достижения.
Это своего рода экономический механизм
организации.
Экономические методы управления
проявляются в системах мотивации труда
(совокупности причин, побуждающих работника
работать эффективно) и стимулирования
труда (совокупности выгод, которые предоставляются
работнику в обмен на его труд). В результате
повышения действенности экономических
рычагов и стимулов формируются такие
условия, при которых трудовой коллектив
и его члены побуждаются к эффективной
работе не столько административным влиянием
(приказы, директивы, указания и т.п.), сколько
экономическим стимулированием.