Основным свойством экономических
методов управления является большое
число ограничительных условий и множество
решений.
Социально-психологические
методы:
Значительная роль в управлении
персоналом отдается социально-психологическим
методам воздействия. Необходимость существования
этих методов обусловлена тем, что менеджмент
– это, в общем, координация деятельности
людей в процессе производства. Эффективность
деятельности персонала и управление
им зависит, как и от объективных факторов,
так и от субъективных, в том числе и от
социально-психологических (например,
психологический климат в коллективе).
Для результативного воздействия на коллектив
необходимо знать моральные и психологические
особенности отдельных исполнителей,
социально-психологические характеристики
отдельных групп и коллективов, но ещё
и осуществлять управляющее воздействие.
Для этого и необходимы социально-психологические
методы воздействия.
Социально-психологические
методы управления персоналом – это совокупность
специфических способов воздействия на
личностные отношения и связи, возникающие
в трудовых коллективах. Эти методы специфичны,
а именно их особенность заключается в
том, что используются в значительной
доле неформальные факторы, интересы группы,
коллектива, в процессе управления персоналом.
Создание в производственном
коллективе такой ситуации, которая ориентирует
каждого работника на раскрытие всех своих
потенциальных возможностей и тем самым
способствует повышению эффективности
производства – это и есть цель этих методов
управления. Социально-психологические
методы управления предполагают изучение
социальных и психологических условий
труда в производственных коллективах,
их влияния на состояние личности, а через
нее – на результаты производственной
деятельности. В основе этих методов лежат
законы социологии и психологии.
Таким образом эти виды методов
делятся на социологические и психологические.
Социологические методы управления
служат для оценки места и назначения
сотрудников в коллективе, для выявления
неформальных лидеров и обеспечения им
поддержки, использования мотивации персонала
для достижения конечного результата
труда, предупреждения межличностных
конфликтов в коллективе и также для обеспечения
эффективных коммуникаций. К числу социологических
методов управления персоналом относят
моральное стимулирование (а точнее использование
мотиваций сотрудников), социальное планирование,
социологические исследования, оценку
личностных качеств, партнерство, соревнование,
управление конфликтными ситуациями.
Стоит начать с морального стимулирования.
Оно направлено на удовлетворение как
духовных и нравственных, так и физических
потребностей. Для стимулирования и мотивации
работников на современных предприятиях
используются различные методы, побуждающие
людей ответственно относиться к своей
работе, быть верными предприятию, поддерживать
его имидж и другое. При выборе методов
стимулирования учитывается не только
материальная заинтересованность, но
и психологические факторы.
Разнообразные теории мотивации
помогают создать обоснованную базу для
реализации этого этапа управления человеческими
ресурсами. Однако учет культурных, личностных,
организационных и других аспектов деятельности
работников остается зоной ответственности
руководства предприятия. Социально -
психологические отношения руководителя,
в рамках которых руководитель позиционируется
в коллективе в процессе исполнения своих
функций, выражаются в социально-психологических
методах управления. Недостаточное внимание
к социальным и психологическим аспектам
управления вызывает нездоровые взаимоотношения
в коллективе.
Руководитель
должен позиционироваться в системе психологических
отношений и связей, возникающих в трудовых
коллективах, а также в социальных процессах,
протекающих в них соответственно целям
коллектива и своим и коллективным задачам
(личный пример, авторитет, моральные стимулы,
убеждение). Чтобы выполнение функций
управления было эффективным, необходимо
знать и учитывать моральные и психологические
особенности отдельных исполнителей,
социально-психологические характеристики
отдельных групп и коллективов.
Руководитель
заинтересован в формировании в коллективе
положительного социально-психологического
климата, благодаря чему в значительной
мере будут решаться воспитательные, организационные
и экономические задачи.
Умение
учитывать социально-психологические
характеристики отдельных групп и коллективов
позволяет руководителю создавать благоприятные
условия для труда и, в конечном счете,
формировать коллектив с общими ресурсами,
общими потребностями и низкими трансакционными
издержками. Социально-психологические
методы руководства требуют, чтобы во
главе коллектива были люди достаточно
гибкие, умеющие постоять за себя и защитить
других люди. В качестве основных форм
социально -психологических отношений
можно рекомендовать: планирование социального
развития трудовых коллективов, убеждение
как метод воспитания и формирования личности,
соревнование, критику и самокритику,
постоянно действующие производственные
совещания, различного рода ритуалы и
обряды.
В
целом методы управления можно классифицировать
следующим образом: экономические методы
- обмен и распределение, административные
методы - делегирование полномочий,
психологические - управление впечатлениями,
символический интеракционизм, обращение
к подсознанию.
Вывод:
1. Методы социального
управления являются важнейшим
средством реализации законов
и принципов управления. Все их многообразие
(экономические, социальные, психологические,
организационно-административные и др.)
является эффективным только тогда, когда
субъект управления на основе системного
анализа использует ту их совокупность,
которая необходима в данной конкретной
управленческой ситуации, представляющей
сегодня комплекс сложных явлений (экономических,
социальных, политических и духовно-культурных).
2. Одной из главных
задач современной системы управления
является создание благоприятных
условий для реализации возможностей
управляемой системы, которые появляются
только с расширением инициативы
и ответственности каждого субъекта
самоуправления, более широкого
использования методов саморазвития
и самоуправления.
3. Для достижения этих
целей необходимо более широкое
применение научных методов управления
(моделирования, программирования, эксперимента,
информационных технологий и
т. п.).