Методы социального управления (экономические, административные, социально-психологические)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Методологические основы теории управления.
Вопрос 2. Методы социального управления (экономические, административные, социально-психологические).

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

Основным свойством экономических методов управления является большое число  ограничительных условий и множество решений.

 

Социально-психологические методы:

Значительная роль в управлении персоналом отдается социально-психологическим методам воздействия. Необходимость существования этих методов обусловлена тем, что менеджмент – это, в общем, координация деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. Для этого и необходимы социально-психологические методы воздействия.

Социально-психологические методы управления персоналом – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом.

Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства – это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее – на результаты производственной деятельности. В основе этих методов лежат законы социологии и психологии.

Таким образом эти виды методов делятся на социологические и психологические.

Социологические методы управления служат для оценки места и назначения сотрудников в коллективе, для выявления неформальных лидеров и обеспечения им поддержки, использования мотивации персонала для достижения конечного результата труда, предупреждения межличностных конфликтов в коллективе и также для обеспечения эффективных коммуникаций. К числу социологических методов управления персоналом относят моральное стимулирование (а точнее использование мотиваций сотрудников), социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Стоит начать с морального стимулирования. Оно направлено на удовлетворение как духовных и нравственных, так и физических потребностей. Для стимулирования и мотивации работников на современных предприятиях используются различные методы, побуждающие людей ответственно относиться к своей работе, быть верными предприятию, поддерживать его имидж и другое. При выборе методов стимулирования учитывается не только материальная заинтересованность, но и психологические факторы.

Разнообразные теории мотивации помогают создать обоснованную базу для реализации этого этапа управления человеческими ресурсами. Однако учет культурных, личностных, организационных и других аспектов деятельности работников остается зоной ответственности руководства предприятия. Социально - психологические отношения руководителя, в рамках которых руководитель позиционируется в коллективе в процессе исполнения своих функций, выражаются в социально-психологических методах управления. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе.

Руководитель должен позиционироваться в системе психологических отношений и связей, возникающих в трудовых коллективах, а также в социальных процессах, протекающих в них соответственно целям коллектива и своим и коллективным задачам (личный пример, авторитет, моральные стимулы, убеждение). Чтобы выполнение функций управления было эффективным, необходимо знать и учитывать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов.

Руководитель заинтересован в формировании в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. 

Умение учитывать социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов позволяет руководителю создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с общими ресурсами, общими потребностями и низкими трансакционными издержками. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие постоять за себя и защитить других люди. В качестве основных форм социально -психологических отношений можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, различного рода ритуалы и обряды.

В целом методы управления можно классифицировать следующим образом: экономические методы - обмен и распределение, административные методы - делегирование полномочий,  психологические - управление впечатлениями, символический интеракционизм, обращение к подсознанию.

Вывод:

1. Методы социального  управления являются важнейшим  средством реализации законов  и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

2. Одной из главных  задач современной системы управления  является создание благоприятных  условий для реализации возможностей  управляемой системы, которые появляются  только с расширением инициативы  и ответственности каждого субъекта  самоуправления, более широкого  использования методов саморазвития  и самоуправления.

3. Для достижения этих  целей необходимо более широкое  применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и  т. п.).

 

 

 


Информация о работе Методы социального управления (экономические, административные, социально-психологические)