Методы социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?

Содержание работы

Сущность понятий «метод», «прием», «средства»
Классификация методов, применяемых в социально-педагогической деятельности, их характеристика
А. С. Макаренко о методах поощерения и наказания

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 43.30 Кб (Скачать файл)

  

Тема № 1 «Методы  социально-педагогической деятельности»

  1. Сущность понятий «метод», «прием», «средства»
  2. Классификация методов, применяемых в социально-педагогической деятельности, их характеристика
  3. А. С. Макаренко о методах поощерения и наказания

 

Введение

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?

Этот же вопрос встает и  перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями  этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий  социальный педагог оказывается  перед проблемой: как, каким путем  помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся  поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.

Как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка... опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем...».

Поэтому необходимо разобраться  с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а  также видеть их взаимосвязь и  взаимообусловленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность понятий «метод», «прием», «средства».

Вспомним, что согласно философскому определению, метод — это способы  практического или теоретического освоения действительности, исходящие  из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как  мы уже знаем, является отраслью педагогики. Поэтому при определении методов  социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем  учитывать специфику социального  воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Вспомним также, что в  нашем поле зрения находится ребенок  и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению  проблем ребенка в процессе его  социализации. Социальный педагог может  работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через  семью, друзей, детский коллектив  — воздействуя на ребенка. Он может  решать какие-то частные, кратковременные  задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Методы — это способы  взаимосвязанной деятельности социального  педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального  опыта, содействующего социализации или  реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность  профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся  в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием»  и «средство». Прием понимается как  частное выражение метода, его  конкретизация, носит по отношению  к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и  приемом можно рассматривать  как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через  совокупность отдельных приемов, которые  накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к  их использованию всеми специалистами.

Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости  от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.

Применение того или иного  приема социальным педагогом зависит  от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся  ситуации, арсенала приемов, которые  он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.

Средство является более  широким понятием, чем прием и  метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах  могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и  других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами  деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает  средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств  социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими  в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью  которых он это сделает.

Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу  между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна  подвижность, изменчивость. В одних  ситуациях метод выступает как  самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который  используется в различных обстоятельствах  по-разному.

Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация методов, применяемых в социально-педагогической деятельности, их характеристика.

В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы социальной педагогики можно классифицировать, объединив их в три большие группы: 
       - методы исследования; 
       - методы воспитания; 
       - методы социально-психологической помощи.

 
      Методы научного исследования.

 Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является наблюдение как метод познания педагогических явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения: 
       - непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых). 
       - опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя; 
       - Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели); 
       - Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение педагогической этики). 
       - Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный педагогический процесс от начала до конца; 
       - Дискретное (прерывистое наблюдение) – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.  
      - Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;

      - Узкоспециальное наблюдение вычленяет то педагогическое явление, которое наиболее важное в научном поиске. 
Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.  
       Педагогический эксперимент является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.

Существуют так  же опросные методы – это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). К таким методам относят: беседу, интервью, анкету, тесты, оценочные шкалы. Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются; закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой. 
        Беседа - может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения. 
        Интервью – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.  
        Анкетирование нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.  
       Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого (например, модель предполагаемого поведения)  
      Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.  
Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования. 

Методы  воспитания.

Все методы воспитания делятся на три группы:

       1.методы формирования сознания; 
       2. методы организации деятельности; 
       3. методы стимулирования деятельности.  
       К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и другие. 
        К методам организации деятельности относятся: педагогические требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие. 
       Педагогическое требование. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования - просьба, совет, намек и т.п. 
       Общественное мнение используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.  
      Упражнения – это систематическое повторение действий.  
       Метод организации общественно полезной деятельности формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения. 
       Метод использования творческой игры - ролевые игры. 
       К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению: 
- поощрять надо только за действительные успехи; 
- не следует поощрять одного и того же человека очень часто; 
- необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом; 
- при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых. 
       Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и других. 
      Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок. 
       Метод «взрыва» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.

Методы  социально-психологической помощи.

   К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др. 
       Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

        Аутотренинг – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.

Социально-психологический  тренинг – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.  
        Деловая игра - моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. А. С. Макаренко о методах поощерения и наказания

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать  поведение ребенка.

В наше время среди педагогов  бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Поощрение и наказание относятся  к одним из самых древних методов  воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Информация о работе Методы социально-педагогической деятельности