Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Сущность понятий «метод», «прием», «средства»
    Классификация методов, применяемых в социально-педагогической деятельности, их характеристика
    А. С. Макаренко о методах поощерения и наказания
  
Тема № 1 «Методы социально-педагогической деятельности»
 
Введение
Осваивая любую 
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка... опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем...».
Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Вспомним, что согласно философскому 
определению, метод — это способы 
практического или 
Вспомним также, что в 
нашем поле зрения находится ребенок 
и окружающая его социальная среда, 
а социальный педагог помогает решению 
проблем ребенка в процессе его 
социализации. Социальный педагог может 
работать непосредственно с ребенком 
или же опосредованно — через 
семью, друзей, детский коллектив 
— воздействуя на ребенка. Он может 
решать какие-то частные, кратковременные 
задачи, а может работать с ребенком 
в течение длительного времени. 
С помощью методов социальный 
педагог может оказывать 
Методы — это способы 
взаимосвязанной деятельности социального 
педагога и ребенка, которые способствуют 
накоплению позитивного социального 
опыта, содействующего социализации или 
реабилитации ребенка. Следует отметить, 
что поскольку социальная педагогика 
— молодая отрасль 
Кроме метода в социально-педагогической 
деятельности, как и в педагогике, 
широко используются понятия «прием» 
и «средство». Прием понимается как 
частное выражение метода, его 
конкретизация, носит по отношению 
к методу частный, подчиненный характер. 
Соотношение между методом и 
приемом можно рассматривать 
как взаимодействие родового (метод) 
и видового (прием) понятий. Фактически 
каждый метод реализуется через 
совокупность отдельных приемов, которые 
накапливаются практикой, обобщаются 
теорией и рекомендуются к 
их использованию всеми 
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.
Средство является более 
широким понятием, чем прием и 
метод, поскольку последние сами 
в определенных обстоятельствах 
могут выступать средствами. Средства 
— это совокупность материальных, 
эмоциональных, интеллектуальных и 
других условий, которые используются 
социальным педагогом для достижения 
поставленной цели. Средства сами по себе, 
по своей сути не являются способами 
деятельности, а становятся ими только 
тогда, когда используются для достижения 
какой-то цели. Так, игра может быть 
отдыхом, развлечением и пр. Однако 
если она организована таким образом, 
что будет служить достижению 
определенной цели, например формированию 
каких-то социальных умений, то игра выступает 
средством социально-
Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному.
Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными.
В переводе с греческого 
метод означает «путь, способ». Методы 
социальной педагогики можно классифицировать, 
объединив их в три большие группы: 
       - методы исследования; 
       - методы воспитания; 
       - методы социально-психологической 
помощи.
 
      Методы научного 
исследования.
 Методы научного 
исследования – это способы получения 
научной информации. Наиболее распространенным 
является наблюдение как метод познания 
педагогических явлений на основе их непосредственного 
восприятия. Наблюдение должно иметь план, 
в котором определены объекты наблюдения, 
цель, задачи, длительность и предполагаемый 
результат. Виды исследовательского наблюдения: 
       - непосредственное 
наблюдение, которое осуществляется самим 
исследователем. Выделяются три позиции 
исследователя: исследователь-свидетель 
(лицо нейтральное); исследователь-руководитель; 
исследователь- участник (включенный в 
состав испытуемых). 
       - опосредованное 
(косвенное) наблюдение осуществляется 
через полномочных лиц, работающих по 
заданию исследователя; 
       - Открытое наблюдение 
- испытуемый знает, что за ним ведется 
наблюдение ( он может не знать цели); 
       - Скрытое наблюдение 
– клиенты не осознают, что за ними ведется 
наблюдение ( соблюдение педагогической 
этики). 
       - Непрерывное наблюдение 
– когда исследуется конкретный педагогический 
процесс от начала до конца; 
       - Дискретное (прерывистое 
наблюдение) – например, исследование 
поведение клиента только в определенных, 
часто создаваемых самим исследователем, 
ситуациях.  
       - Монографическое наблюдение 
–  охватывает возможно большое количество 
взаимосвязанных явлений;
       - 
Узкоспециальное наблюдение вычленяет 
то педагогическое явление, которое наиболее 
важное в научном поиске. 
Ограниченность этого метода в том, что 
ему доступны только внешние проявления 
процесса, поэтому его необходимо комбинировать 
с другими методами.  
       Педагогический эксперимент 
является комплексным методом исследования 
и позволяет глубже, чем другие методы 
проверить правильность выдвинутой гипотезы. 
Различают естественный и лабораторный 
эксперимент. В первом случае эксперимент 
проводится в обычных, естественных условиях. 
Лабораторный эксперимент проводится 
в специально созданных условиях. Выделяют 
также констатирующий и формирующий эксперименты. 
В первом случае экспериментальным путем 
устанавливает только состояние изучаемой 
проблемы, констатирует ее. Формирующий 
эксперимент направлен на формирование 
у клиентов определенных личностных качеств, 
на активизацию их деятельности.
Существуют так 
же опросные методы – это устный или письменный 
опрос респондентов (опрашиваемых). К таким 
методам относят: беседу, интервью, анкету, 
тесты, оценочные шкалы. Вопросы могут 
быть открытыми, когда характер и вид ответов 
ничем не ограничиваются; закрытыми, когда 
респонденту предлагается выбрать один 
или несколько ответов из ряда предложенных; 
полузакрытые, когда респондент может 
выбрать предложенный ответ или предлагает 
свой. 
        Беседа - может 
быть индивидуальной или коллективной. 
Требует тщательной подготовки. Определяется 
ее цель, программа, объект разговора, 
отдельные вопросы, место и время ее проведения. 
        Интервью – разновидность 
беседы. Но беседа подразумевает взаимный 
обмен информацией, а в интервью социальный 
педагог воздерживается от собственных 
высказываний, чтобы не повлиять на мнение 
собеседника.  
        Анкетирование 
нужно для информации о типичности тех 
или иных явлений. Нужно избегать подсказок 
в формулировках вопросов, двойственное 
понимание смысла вопросов, использовать 
анкеты с ограниченными вариантами ответов.  
        Моделирование 
– это воспроизведение характеристик 
некоторого объекта на другом объекте, 
специально созданном для его изучения. 
Второй из объектов называют моделью первого 
(например, модель предполагаемого поведения)  
      Метод изучения и обобщения 
передового педагогического опыта.  
Для обработки данных используют математические 
методы исследования: ранжирование, шкалирования. 
Методы воспитания.
Все методы воспитания делятся на три группы:
       
1.методы формирования сознания; 
       2. методы организации 
деятельности; 
       3. методы стимулирования 
деятельности.  
       К методам формирования 
сознания относятся: пример, беседа, диспут, 
рассказ (на этическую тему), лекция и другие. 
        
К методам организации деятельности относятся: 
педагогические требования, общественное 
мнение, упражнение, метод организации 
общественно полезной деятельности, метод 
использования творческой игры и другие. 
       Педагогическое требование. 
Различают прямые и косвенные требования. 
Прямые требования облекаются в форму 
приказания, указания, предписания. Косвенные 
требования - просьба, совет, намек и т.п. 
       Общественное мнение 
используется только при наличии развитого 
коллектива и становится ценным методом 
воспитательного влияния коллектива на 
личность.  
       Упражнения – 
это систематическое повторение действий.  
       Метод организации 
общественно полезной деятельности формирует 
у детей ценные мотивы и способы общественного 
поведения. 
       Метод использования 
творческой игры - ролевые игры. 
       К методам стимулирования 
деятельности относятся поощрение, наказание 
и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит 
в том, что они содействуют развитию и 
закреплению положительных черт в характере 
и поведении человека. Требованию к поощрению: 
- поощрять надо только за действительные 
успехи; 
- не следует поощрять одного и того же 
человека очень часто; 
- необходимо добиваться одобрения и поддержки 
поощрений коллективом; 
- при выборе приемов поощрения необходимо 
учитывать индивидуальные особенности 
воспитуемых. 
       Видами поощрения 
могут быть: доверие, премирование, благодарность, 
награда, поручение почетных обязанностей 
и других. 
       Воспитательное значение наказаний состоит 
в том, что они помогают человеку осознать 
недостатки, преодолеть, искоренить вредные 
навыки и привычки. Всякое наказание должно 
сопровождаться анализом причин, породивших 
тот или иной поступок. Наказание приносит 
успех, если оно согласуется с общественным 
мнением коллектива. По возможности следует 
избегать коллективных наказаний, поскольку 
оно может привести к объединению ребят, 
нарушающих общественный порядок. 
       Метод «взрыва» (Макаренко), 
когда все другие методы не удаются. Отличительная 
черта – неожиданность для ребенка и высокий 
эмоциональный заряд, который может «взорвать» 
ложную позицию, занятую воспитанником. 
Но требуется не только разрушить, но и 
создать новую позицию.
Методы 
социально-психологической 
   К ним относят: 
психологическое консультирование, соц.- 
псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра 
и др. 
       Психологическое 
консультирование - непосредственная 
работа с людьми, направленная на решение 
различного рода психологических проблем, 
связанных с трудностями в межличностных 
отношениях. Основным средством воздействия 
является определенным образом построенная 
беседа.
Аутотренинг – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.
Социально-психологический 
тренинг – совокупность групповых методов 
формирования умений и навыков самопознания, 
общения и взаимодействия людей. Базовыми 
средствами являются групповая дискуссия, 
ролевая игра и др.  
        Деловая игра - 
моделирование системы отношений, характерных 
для данного вида деятельности. Проведение 
деловой игры представляет собой развертывание 
особой (игровой) деятельности участников 
на имитационной модели.
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.
Информация о работе Методы социально-педагогической деятельности