Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Сущность понятий «метод», «прием», «средства»
Классификация методов, применяемых в социально-педагогической деятельности, их характеристика
А. С. Макаренко о методах поощерения и наказания
Тема № 1 «Методы социально-педагогической деятельности»
Введение
Осваивая любую
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка... опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем...».
Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Вспомним, что согласно философскому
определению, метод — это способы
практического или
Вспомним также, что в
нашем поле зрения находится ребенок
и окружающая его социальная среда,
а социальный педагог помогает решению
проблем ребенка в процессе его
социализации. Социальный педагог может
работать непосредственно с ребенком
или же опосредованно — через
семью, друзей, детский коллектив
— воздействуя на ребенка. Он может
решать какие-то частные, кратковременные
задачи, а может работать с ребенком
в течение длительного времени.
С помощью методов социальный
педагог может оказывать
Методы — это способы
взаимосвязанной деятельности социального
педагога и ребенка, которые способствуют
накоплению позитивного социального
опыта, содействующего социализации или
реабилитации ребенка. Следует отметить,
что поскольку социальная педагогика
— молодая отрасль
Кроме метода в социально-педагогической
деятельности, как и в педагогике,
широко используются понятия «прием»
и «средство». Прием понимается как
частное выражение метода, его
конкретизация, носит по отношению
к методу частный, подчиненный характер.
Соотношение между методом и
приемом можно рассматривать
как взаимодействие родового (метод)
и видового (прием) понятий. Фактически
каждый метод реализуется через
совокупность отдельных приемов, которые
накапливаются практикой, обобщаются
теорией и рекомендуются к
их использованию всеми
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.
Средство является более
широким понятием, чем прием и
метод, поскольку последние сами
в определенных обстоятельствах
могут выступать средствами. Средства
— это совокупность материальных,
эмоциональных, интеллектуальных и
других условий, которые используются
социальным педагогом для достижения
поставленной цели. Средства сами по себе,
по своей сути не являются способами
деятельности, а становятся ими только
тогда, когда используются для достижения
какой-то цели. Так, игра может быть
отдыхом, развлечением и пр. Однако
если она организована таким образом,
что будет служить достижению
определенной цели, например формированию
каких-то социальных умений, то игра выступает
средством социально-
Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному.
Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными.
В переводе с греческого
метод означает «путь, способ». Методы
социальной педагогики можно классифицировать,
объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической
помощи.
Методы научного
исследования.
Методы научного
исследования – это способы получения
научной информации. Наиболее распространенным
является наблюдение как метод познания
педагогических явлений на основе их непосредственного
восприятия. Наблюдение должно иметь план,
в котором определены объекты наблюдения,
цель, задачи, длительность и предполагаемый
результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное
наблюдение, которое осуществляется самим
исследователем. Выделяются три позиции
исследователя: исследователь-свидетель
(лицо нейтральное); исследователь-руководитель;
исследователь- участник (включенный в
состав испытуемых).
- опосредованное
(косвенное) наблюдение осуществляется
через полномочных лиц, работающих по
заданию исследователя;
- Открытое наблюдение
- испытуемый знает, что за ним ведется
наблюдение ( он может не знать цели);
- Скрытое наблюдение
– клиенты не осознают, что за ними ведется
наблюдение ( соблюдение педагогической
этики).
- Непрерывное наблюдение
– когда исследуется конкретный педагогический
процесс от начала до конца;
- Дискретное (прерывистое
наблюдение) – например, исследование
поведение клиента только в определенных,
часто создаваемых самим исследователем,
ситуациях.
- Монографическое наблюдение
– охватывает возможно большое количество
взаимосвязанных явлений;
-
Узкоспециальное наблюдение вычленяет
то педагогическое явление, которое наиболее
важное в научном поиске.
Ограниченность этого метода в том, что
ему доступны только внешние проявления
процесса, поэтому его необходимо комбинировать
с другими методами.
Педагогический эксперимент
является комплексным методом исследования
и позволяет глубже, чем другие методы
проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Различают естественный и лабораторный
эксперимент. В первом случае эксперимент
проводится в обычных, естественных условиях.
Лабораторный эксперимент проводится
в специально созданных условиях. Выделяют
также констатирующий и формирующий эксперименты.
В первом случае экспериментальным путем
устанавливает только состояние изучаемой
проблемы, констатирует ее. Формирующий
эксперимент направлен на формирование
у клиентов определенных личностных качеств,
на активизацию их деятельности.
Существуют так
же опросные методы – это устный или письменный
опрос респондентов (опрашиваемых). К таким
методам относят: беседу, интервью, анкету,
тесты, оценочные шкалы. Вопросы могут
быть открытыми, когда характер и вид ответов
ничем не ограничиваются; закрытыми, когда
респонденту предлагается выбрать один
или несколько ответов из ряда предложенных;
полузакрытые, когда респондент может
выбрать предложенный ответ или предлагает
свой.
Беседа - может
быть индивидуальной или коллективной.
Требует тщательной подготовки. Определяется
ее цель, программа, объект разговора,
отдельные вопросы, место и время ее проведения.
Интервью – разновидность
беседы. Но беседа подразумевает взаимный
обмен информацией, а в интервью социальный
педагог воздерживается от собственных
высказываний, чтобы не повлиять на мнение
собеседника.
Анкетирование
нужно для информации о типичности тех
или иных явлений. Нужно избегать подсказок
в формулировках вопросов, двойственное
понимание смысла вопросов, использовать
анкеты с ограниченными вариантами ответов.
Моделирование
– это воспроизведение характеристик
некоторого объекта на другом объекте,
специально созданном для его изучения.
Второй из объектов называют моделью первого
(например, модель предполагаемого поведения)
Метод изучения и обобщения
передового педагогического опыта.
Для обработки данных используют математические
методы исследования: ранжирование, шкалирования.
Методы воспитания.
Все методы воспитания делятся на три группы:
1.методы формирования сознания;
2. методы организации
деятельности;
3. методы стимулирования
деятельности.
К методам формирования
сознания относятся: пример, беседа, диспут,
рассказ (на этическую тему), лекция и другие.
К методам организации деятельности относятся:
педагогические требования, общественное
мнение, упражнение, метод организации
общественно полезной деятельности, метод
использования творческой игры и другие.
Педагогическое требование.
Различают прямые и косвенные требования.
Прямые требования облекаются в форму
приказания, указания, предписания. Косвенные
требования - просьба, совет, намек и т.п.
Общественное мнение
используется только при наличии развитого
коллектива и становится ценным методом
воспитательного влияния коллектива на
личность.
Упражнения –
это систематическое повторение действий.
Метод организации
общественно полезной деятельности формирует
у детей ценные мотивы и способы общественного
поведения.
Метод использования
творческой игры - ролевые игры.
К методам стимулирования
деятельности относятся поощрение, наказание
и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит
в том, что они содействуют развитию и
закреплению положительных черт в характере
и поведении человека. Требованию к поощрению:
- поощрять надо только за действительные
успехи;
- не следует поощрять одного и того же
человека очень часто;
- необходимо добиваться одобрения и поддержки
поощрений коллективом;
- при выборе приемов поощрения необходимо
учитывать индивидуальные особенности
воспитуемых.
Видами поощрения
могут быть: доверие, премирование, благодарность,
награда, поручение почетных обязанностей
и других.
Воспитательное значение наказаний состоит
в том, что они помогают человеку осознать
недостатки, преодолеть, искоренить вредные
навыки и привычки. Всякое наказание должно
сопровождаться анализом причин, породивших
тот или иной поступок. Наказание приносит
успех, если оно согласуется с общественным
мнением коллектива. По возможности следует
избегать коллективных наказаний, поскольку
оно может привести к объединению ребят,
нарушающих общественный порядок.
Метод «взрыва» (Макаренко),
когда все другие методы не удаются. Отличительная
черта – неожиданность для ребенка и высокий
эмоциональный заряд, который может «взорвать»
ложную позицию, занятую воспитанником.
Но требуется не только разрушить, но и
создать новую позицию.
Методы
социально-психологической
К ним относят:
психологическое консультирование, соц.-
псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра
и др.
Психологическое
консультирование - непосредственная
работа с людьми, направленная на решение
различного рода психологических проблем,
связанных с трудностями в межличностных
отношениях. Основным средством воздействия
является определенным образом построенная
беседа.
Аутотренинг – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.
Социально-психологический
тренинг – совокупность групповых методов
формирования умений и навыков самопознания,
общения и взаимодействия людей. Базовыми
средствами являются групповая дискуссия,
ролевая игра и др.
Деловая игра -
моделирование системы отношений, характерных
для данного вида деятельности. Проведение
деловой игры представляет собой развертывание
особой (игровой) деятельности участников
на имитационной модели.
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.
Информация о работе Методы социально-педагогической деятельности