Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Введение 3
1. Методы социологических исследований 5
1.1. Анкетирование 6
1.2. Виды опросов 7
1.3. Выборочное обследование 8
1.4. Интервью 9
1.5. Наблюдение 12
1.6. Эксперимент 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
1. | Методы социологических исследований | 5 |
1.1. | Анкетирование | 6 |
1.2. | Виды опросов | 7 |
1.3. | Выборочное обследование | 8 |
1.4. | Интервью | 9 |
1.5. | Наблюдение | 12 |
1.6. | Эксперимент | 13 |
Заключение | 14 | |
Список использованной литературы | 15 |
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.
Второй этап - сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
1. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.
Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения – если их обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Никто
в мире не изобрёл более совершенного
способа соединить
1.1. АНКЕТИРОВАНИЕ
Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.
Анкетирование может быть:
Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование достаточно сложный процесс по организации анкеты. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Анкета состоит :
ВИДЫ
ВОПРОСОВ
Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например:
Каков доход на одного человека в вашей семье?
В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. Пример:
Каков доход на одного человека в вашей семье?
Один
и тот же вопрос можно сделать открытым
и закрытым. Закрытие легче обрабатывать
на компьютере, но они требуют от социологов
исчерпывающего знания предмета. Открытие
используется там, где эти знания ограничены
и исследование проводится с разведывательной
целью.
1.2.
ВИДЫ ОПРОСА
В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны.
С
начала XIX века в европейских странах периодически
проводятся переписи населения, а сегодня
они используются повсеместно. Они дают
бесценную информацию, но стоят безумно
дорого. Даже богатые страны могут позволить
себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет.
Сплошной опрос по охвату исчерпывает
всю совокупность респондентов, принадлежащих
к какой-то общности или группе. Население
страны – самая крупная из таких общностей.
Но есть и более мелкие, например: персонал
предприятия, все участники афганской
войны, все ветераны войны, все жители
небольшого города. Если опрос проводиться
на таких объектах, он также называется
сплошным. Эта разновидность используется
на практике чаще переписей. Именно к ней
обычно применяют наименование сплошного
опроса, а перепись выделяют в самостоятельный
вид.
1.3.
ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Оно является более экономичным и не менее надёжным методом, хотя требует более изощрённой методики и техники. Его основа – выборочная совокупность. Что она из себя представляет ? Она – уменьшенная копия генеральной совокупности.
Генеральной совокупностью считают всё население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 – 2 тыс. человек, а получает достоверные сведения обо всём населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя наши отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России – ВЦИОМ и Voc populis.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами её участников, в генеральную совокупность войдут все войны-афганцы, но опрашивать ему придётся небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.
Редко
когда социолог намеренно допускает
её. Чаще она возникает из-за того, что
ему плохо известна структура генеральной
совокупности: распределение людей по
возрасту, профессии, доходам и т.д.
1.4.
ИНТЕРВЬЮ
Оно является вторым по популярности методом исследования в социологии. Слово «интервью» происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Учёный или журналист узнаёт точку зрения, взгляды, мнения человека, которого он считает носителем ценной информации.
Обычную беседу нельзя считать «интервью» - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице – тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя и более людьми. Интервью – это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.
Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.
Структура интервью:
По цели исследования интервью бывает ретроспективным т.е. когда исследуемая проблема в её прошлом состоянии, интроспективным – это исследование текущего момента, прожективным – это дальнейшее развитие того или иного объекта.
По своей структуре интервью бывает стандартным и нестандартным.
Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идёт о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространённый пример телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а всё другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о не стандартизированном интервью. В нём почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель не стандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно – товар штучный, количество интервьюируемых невелико.