Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы социологических исследований 5
1.1. Анкетирование 6
1.2. Виды опросов 7
1.3. Выборочное обследование 8
1.4. Интервью 9
1.5. Наблюдение 12
1.6. Эксперимент 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

контрошечка.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

     Характерная черта интервью – доверительная  обстановка. В социологическом опросе она не так важна, ведь анкета –  безличный документ. Она даёт статистически средние данные. Но интервью глубоко персонально. По ходу беседы учёный меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задаёт новые. Выясняет подробности. Которые раньше мог и не знать. Впечатляющим примером применения интервью являются знаменитые Хоторнские эксперименты, состоявшиеся в США в 1927 – 1932 годах. Группа гарвардских психологов и социологов во главе с Элтоном Мэйо опросили 20 тыс. респондентов. Цель интервьюирования – обнаружить скрытые факторы сознательного ограничения нормы выработки. Люди могли, но не хотели выполнять задание на 100 процентов. Когда выяснилось, что материальные факторы – освещение, паузы отдыха и зарплата – не влияют на производительность труда, учёные обратились к глубинному интервью. Было установлено, что причиной является «тонкая структура» межличностных отношений в малой группе. Любой рабочий свободно мог выполнить задание, но не делал этого, боясь. Что администрация срежет расценки. Возникал групповой сговор, защищавший людей от произвола начальства. «Договорные нормы» уважались рабочими как единственный закон поведения. Никакая анкета не могла обнаружить то, что респонденты намеренно скрывали от учёных. Только глубинное интервью, доверительная беседа приоткрыли занавес над тщательно скрываемой тайной.

     Благодаря продуманной методике учёные открыли  много удивительного в поведении  людей. В частности, обнаружилось расхождение  между тем, что человек думает. И тем, что он говорит. Искусство  непрямого интервью в том и состоит, что ответы интерпретируются не как голые факты, а как некие симптомы, совокупность которых постепенно раскрывает картину объективного состояния человека. Учёные придерживались правила: надо выявить лишь то, что стремиться сказать сам интервьюируемый, незаметно направляя его внимание. Бессмысленно навязывать тему, которая ему не интересна. В анкетировании же социолог поступает именно так: он задаёт нужные ему, а не респонденту вопросы. Такова фундаментальная ограниченность анкетирования. Согласно логике научного исследования, интервью применяется в самом начале, когда учёный не знаком с ситуацией. Напротив, анкета необходима на завершающем этапе, когда сформулирована общая модель и возникает потребность прояснить её детали. Таким образом, интервью – поисковый инструмент, а анкета – средство доказательства. 

     1.5. НАБЛЮДЕНИЕ 

     К нему социологи прибегают ещё  реже.

     Считается, что прародиной и сферой, где оно  до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о  дописьменных культурах. Антропологи  наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и многочисленных народов, племён и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

     Наблюдение  – это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.

     Наблюдение  достаточно объективно, и косвенно т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами.

     Наблюдение  может быть как скрытым так  и явным, а так же включённым и  не включённым.

     Если  социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит не включённое наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включённое наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью.

     Наблюдать можно взаимоотношения между людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между сотрудниками и подчинёнными. 

     1.6. ЭКСПЕРИМЕНТ 

     В отличие от наблюдения эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия которые позволяют изучить их влияние на него.

     Как правило эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических  науках. Практически невозможно поставить  эксперимент в астрономии.

     По  своей направленности он может быть естественным и лабораторным.

     Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому. Для чего это нужно?

     Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, но учёные сомневаются. Вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек.

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

  1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. — Издательство Алтайского государственного университета, 2007. — 138 с.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. – 208с.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 768 с.
  4. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие. – М., 2007. – 225 с.
  5. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – Кн. 1. – М., 2009. – 523 с.
  6. Осипов Г.В., Социология. Основы общей теории.: Учебник для ВУЗов. — М.: Норма, 2008. — 907 с.
  7. Фролов С.С. Социология. – М., 2009. – 633 с.
  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2007. – 297 c.

Информация о работе Методы социологического исследования