Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:17, контрольная работа
Методология в буквальном переводе с греческого – учение о методах, т. е. путях познания. Однако в современной науке содержание методологии гораздо шире. Методология включает анализ и изложение:
— онтологических предпосылок познания, основных принципов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения;
— правил организации и проведения исследования;
— содержания и техники применения различных методов сбора и анализа данных.
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Методология и логика социологического исследования ……………………………5
2. Методы сбора первичных данных ……………………………………………………8
3. Методы анализа данных ……………………………………………………………...14
Заключение ………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы ……………………………………………………..18
Контрольная работа
По дисциплине «Социология»
Тема: «Методы социологической науки»
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
1. Методология и логика социологического исследования ……………………………5
2. Методы сбора первичных данных ……………………………………………………8
3. Методы анализа данных ……………………………………………………………...14
Заключение ………………………………………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………………..18
Введение
Социология призвана давать знание о том, как организована совместная жизнь людей и как эта организация обусловливает различные явления. Знанием, вообще говоря, называется совокупность обоснованных и достоверных представлений о чем-либо. Представления о социальных явлениях, которыми люди руководствуются как истинными, могут обосновываться разными способами. Для человека, верящего в идеи, предлагаемые каким-либо религиозным учением или идеологией, обоснованными и достоверными являются представления, соответствующие этим идеям. Для человека, доверяющего не идеям, а только собственному опыту, обоснованными и достоверными являются представления, соответствующие тому, что он наблюдал и наблюдает. В отличие от религиозной или идеологической доктрины представления социолога должны опираться не на принимаемые на веру идеи, а на результаты исследования – систематического сбора и анализа эмпирических данных, т. е. данных, полученных путем опыта. Но в отличие от наблюдений и умозаключений, в которых фиксируется жизненный опыт индивида, социологическое исследование – это отнюдь не просто коллекционирование личных впечатлений и их оценка на основе здравого смысла. Эмпирическими данными для социолога являются не любые сведения, а только те, что получены в результате применения специальных научных процедур. Социологическое исследование — это процесс изучения социальных явлений, осуществляемый как профессиональная деятельность, и изучение принципов, правил и процедур, следование которым обеспечивает обоснованность и достоверность результатов исследования, является важнейшим компонентом профессиональной подготовки социолога. Этот компонент социологии называется методологией.
Методология в буквальном переводе с греческого – учение о методах, т. е. путях познания. Однако в современной науке содержание методологии гораздо шире. Методология включает анализ и изложение:
— онтологических предпосылок познания, основных принципов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения;
— правил организации и проведения исследования;
— содержания и техники применения различных методов сбора и анализа данных.
1. Методология и логика социологического исследования
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но этим не исчерпывается предмет и задачи социологии.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, – это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него.
Гегель говорил: «Вся философия резюмируется в методе».
Так и в социологии – специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.
Под методом в современной социологии принято понимать совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей. Важнейшей особенностью социологического метода является анализ любого социального явления через призму его места и функций в социальной системе.
В свою очередь, различают: а) методы сбора первичных данных; б) методы их анализа.
Для сбора информации современные социологи используют, во-первых, количественные методы, во-вторых, качественные.
Для анализа первичной информации применяются следующие методы:
описание и классификация;
типологизация;
методы качественного анализа (смысловая интерпретация данных);
статистический анализ (поиск статистической закономерности);
экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперимент).
Выбор исследователем того или иного метода в значительной мере определяется как изучаемой им проблемой, так и той теоретической парадигмой, в рамках которой он работает.
Нельзя не отметить, что от повального увлечения количественными методами исследования в отечественной социологии произошел крен в сторону массового использования качественных методов, причем даже в тех случаях, когда их применение противопоказано и не позволяет получить тот результат, на который рассчитывает исследователь или заказчик данной работы. Так «анкетная метель» 70 – 80-х годов прошлого века сменилась необоснованным стремлением решить любую исследовательскую задачу с помощью метода «фокус-групп» (фокус-группового интервью).
Абсолютизация существующих сегодня методов сбора данных (не только количественных, но и качественных, основанных на ответах респондента на вопросы исследователя) – не что иное, как результат господства в обществоведческих науках рационалистической модели человека. Согласно этой модели человек всегда и практически полностью осознает свои цели и мотивы поведения. Но подобные представления далеки от того, чего требует современный взгляд на человека, на общество, на весь окружающий нас мир.
Как известно, в основе методологии современного научного подхода лежат два основных методологических принципа: общезначимости и повторяемости.
Общезначимость означает, что научная концепция является установившейся тогда, когда все ученики поймут ее одинаково.
Смысл повторяемости в том, что если условия эксперимента сохранить, то результат останется неизменным.
До какого-то момента развития науки оба принципа были приемлемы, но со временем от них приходится явно или тайно отказаться. С одной стороны, достаточно сложную теорию каждый понимает по-своему, с другой — точное повторение условий эксперимента невозможно, и для описания тонких эффектов приходится отказываться от «священного» детерминизма Лапласа и вводить квантовые, т. е. вероятностные, модели. Общая же причина заключается в том, что события, воспринимаемые нами в качестве случайности, есть либо проявление неизвестного закон, либо результат чьего-то творческого акта.
Совершенно логично, что новая научная картина мира не только порождает новую научную методологию, но и предполагает использование иных по сравнению с существующими в традиционной социологической науке, методов познания.
В последнее время в социологии все более популярными становятся качественные методы. Былая завороженность магией цифр постепенно сменяется известной долей скептицизма по отношению к результатам массовых опросов. В самом деле, не только обыватели, но и люди, непосредственно представляющие науку, не всегда задаются вопросом: а что же отражают публикуемые цифры? Далеко не секрет, что любой опрос (анкетирование, интервьюирование) сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, человек не всегда понимает, что у него пытается узнать исследователь. Во-вторых, даже поняв вопрос правильно, он может не захотеть дать соответствующий ответ, например, потому, что стесняется или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле. В-третьих, мечтая дать максимально правильный ответ, он может просто не осознавать собственные пружины поведения, о которых пытается узнать социолог.
2. Методы сбора первичных данных
Методами принято называть разнообразные способы сбора первичных данных о социальны явлениях. В наиболее общем виде выделяются две основные группы таких методов: количественные и качественные. Традиционно в социологии наиболее широкое распространение получили именно количественные методы исследования. Дело в том, что они позволяют квантифицировать полученные данные, иными словами перевести их в цифровые показатели. Это обеспечивает известные удобства для анализа и интерпретации данных, а также применения статистических методов обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.
К количественным методам можно отвести: опросные методы; тестовые методики; методы экспертных оценок; эксперимент.
Опрос — наиболее распространенный метод социологического исследования. Он используется для получения информации, носителем и источником которой выступает человек: Его смысл состоит в получении такой информации от нескольких сотен или тысяч человек (респондентов), по мнению которых можно судить, о чем думают по тем же вопросам десятки и сотни тысяч, а порой и миллионы людей. Существуют следующие разновидности опроса: анкетный; почтовый; телефонный; экспертный; интервьюирование.
Их объединяет способ получения информации, основанный на диалоговом взаимодействии интервьюера (исследователя, который задает вопросы) и респондента (человека, с которым беседует интервьюер). Как следует из названия, анкетный опрос осуществляется с помощью анкеты — специального вопросника, составленного с соблюдением определенных методических правил. Опрос может быть как индивидуальным, когда интервьюер общается с одним респондентом, так и групповым — в этом случае одновременно опрашивается группа респондентов. По месту проведения опрос может происходить на рабочем месте, в учреждениях торговли, на улице, в квартире.
Экспертный опрос заключается в выявлении мнений относительно той или иной ситуации тех людей, которые хорошо в ней разбираются. Это могут быть как специалисты и руководители высокого уровня, работающие в тех или иных сферах народного хозяйства, так и обыкновенные граждане. Например, в качестве экспертов по вопросам воспитания и обучения школьников нередко выступают не только школьные педагоги, но и родители учащихся, которые на практике осуществляют свою воспитательную функцию.
Основное отличие анкетирования от интервьюирования состоит в способе взаимодействия интервьюера и респондента. При анкетировании респондент самостоятельно заполняет анкету, переданную ему интервьюером (или присланную по почте). В случае интервьюирования респондент отвечает на вопросы, которые задает ему интервьюер. Последний может фиксировать ответы респондента как на специальном бланке, так и с помощью звукозаписывающих устройств.
Принято различать четыре вида интервьюирования: свободное, формализованное, фокусированное, глубинное.
Свободное интервью представляет собой скорее беседу на заранее заданную тему, без предварительной формулировки конкретных вопросов.
Формализованное интервью проводится с помощью специального вопросника, как и при анкетировании, однако вопросы читает не сам респондент, а интервьюер (иногда опрашиваемому могут предъявляться специальные карточки с вариантами ответов).
Фокусированное интервью направлено на анализ мнения респондентов о конкретной проблеме.
Глубинное интервью предназначено для подробного изучения отношения респондента к широкому кругу вопросов.
Специфика почтового опроса заключается в способе доставки анкеты – с помощью почты. С одной стороны, это удешевляет процесс опроса, дает возможность опросить большое количество респондентов, исключает влияние интервьюера на ответы респондента, позволяет получить информацию личного характера. С другой – как правило, происходит смешение выборки в силу того, что далеко не все респонденты хотят или могут ответить на вопросы анкеты.