Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:17, контрольная работа
Методология в буквальном переводе с греческого – учение о методах, т. е. путях познания. Однако в современной науке содержание методологии гораздо шире. Методология включает анализ и изложение:
— онтологических предпосылок познания, основных принципов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения;
— правил организации и проведения исследования;
— содержания и техники применения различных методов сбора и анализа данных.
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Методология и логика социологического исследования ……………………………5
2. Методы сбора первичных данных ……………………………………………………8
3. Методы анализа данных ……………………………………………………………...14
Заключение ………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы ……………………………………………………..18
Тестовые методики в социологи имеют следующие области применения:
— собственно социологические тесты используются для диагностики и мониторинга работников различных организаций и групп населения;
— социологические тесты применяются одновременно и как психологические, представляя индивидуальный интерес для авторов анкет;
— на основе собираемых данных психологического тестирования делаются социологические выводы;
— мониторинг по ответам на отдельные вопросы психологических и социологических тестов позволяет получить совершенно новые, вне целей самих тестов, социологические данные.
Важным, хотя и весьма сложным в применении методом социологических исследований является эксперимент. Это общенаучный метод получения данных, требующий контролируемых и управляемых условий.
В социологии выделяют два основных вида эксперимента:
натурный, который реализуется с участием «живых» людей (в свою очередь, он бывает лабораторным, когда осуществляется в искусственно созданных условиях, и полевым, который проводится в реальной обстановке);
мысленный (модельный) эксперимент, осуществляемый с помощью моделирования социальных процессов на ЭВМ.
Проведение социального эксперимента требует серьезной предварительной подготовки. В частности, необходимо сформулировать цель эксперимента, выбрать экспериментальный и контрольный объекты, определить предмет эксперимента, обозначить контрольные и факторные признаки, определить способы контроля за проведением эксперимента. Более того, зачастую социальный объект, на котором проводится эксперимент, может в его процессе претерпевать определенные неудобства и трудности. Отрицательный же результат данного эксперимента может привести к серьезным материальным убыткам и моральным потерям.
В силу указанных трудностей в современной отечественной практике социологических исследований эксперимент используется сравнительно редко.
Таким образом, количественные методы сбора данных в настоящее время остаются широко распространенны в отечественной социологии.
В конце ХХ — начале ХХI в. в связи с распространением новой научной картины мира и переходом к современным познавательным моделям в социологии большое распространение получили качественные методы исследований. Поскольку социальный мир предстает перед исследователем уже не только как «социальная машина» или «статистический баланс средних величин», а скорее в виде «социального организма» или «ярмарки», возникла необходимость изучения особенностей социального поведения, личностных смыслов различных социальных общностей, которые не могут быть зафиксированы с помощью жестких количественных методов. Для этого в настоящее время применяются так называемые мягкие, качественные методы. Количественные методы применяются для анализа системных проблем (например, социальных институтов как систем), а качественные — для изучения жизненного опыта, переживаний конкретных людей, особенностей их повседневной практики.
К числу качественных методов социологического исследования можно отнести следующие методы: наблюдение; интервью; фокус-группы; биографические методы; кейс-стади; прожективные методики; автоэтнография.
Наблюдение в качестве метода исследования можно определить как способ сбора социологической информации, осуществляемый наблюдателем в соответствии с определенными инструкциями с помощью систематического восприятия социально значимых событий и фиксирования своих впечатлений от увиденного. Существуют различные способы классификации наблюдения по различным критериям. Так, в зависимости от степени участия наблюдателя выделяют наблюдение включенное и невключенное. В первом случае социолог непосредственно участвует в исследуемом процессе, например является членом трудового коллектива, который он изучает. Во втором – исследователь наблюдает за происходящими событиями со стороны.
Фокус-группы (фокусированное групповое интервью) представляет собой социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлении какой-либо социальной группы об объекте исследования.
Метод фокус-групп позволяет эффективно выявить мотивацию предпочтений респондентов, смысловые схемы, которыми они пользуются для объяснений своего поведения, применяется для выявления причин возникновения той или иной проблемы. В частности, он используется для изучения потребительского и электорального поведения, анализа имиджа политиков или товаров, для социального прогнозирования.
Биографический метод в социологии представляет собой совокупность различных способов сбора данных о личной истории индивида, основанных на изучении как вербальной (устных рассказов в процессе интервью), так и письменной информации (биографии, изложенные в письменной форме, официальные и семейно-исторические документы и др.). В социологию данный метод был привнесен из этнографии и психологии. Особенностью биографического метода в социологии является ориентированность на изучение индивидуальных впечатлений и переживаний респондента, отражающих те или иные социальные процессы. Серьезной проблемой, возникающей при использовании этого метода, является достоверность полученных с его помощью данных.
Кейс-стади – глубинное обследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Целью такого исследования выступает изучение уникальной структуры это объекта, скрытых пружин его функционирования, совокупности его взаимосвязей как системы или динамики его развития.
Метод кейс-стади, по сути, представляет собой применение о совокупности различных исследовательских методов для изучения конкретного объекта: анализа документов, включенного наблюдения, интервью и др. В качестве социальных объектов, которые изучаются с помощью этого метода, могут выступать социальные группы или организации, доступ исследователя к которым затруднен в силу определенных обстоятельств. В большинстве случаев этот метод используется в прикладных целях.
Весьма эффективно использоваться в социологии могут прожективные методики, применение которых основано на действии психологического механизма проекции, суть которого заключается в перенесении на других людей собственных черт и особенностей приписывании окружающим собственных моральных установок других социально значимых характеристик.
В современной социологии все более широкое распространение получает такой перспективный метод исследования как автоэтнография. В автоэтнографии, пишет А. С. Готлиб, остается неизменной ориентация на изучение культур самых разнообразных общностей (типических смыслов, ожиданий, норм) через изучение единичного, конкретных повседневных практик. Вместе с тем единичным здесь выступает сам исследователь, его опыт, чувства, мысли, повседневная жизнь в целом. Автоэтнография в этом плане — это всегда сопряжение личности исследователя и культуры, к которой он принадлежит, всегда соотнесение индивидуального опыта с социальным контекстом, попытка заглянуть внутрь себя, чтобы сделать обобщения.
Существуют различные варианты автоэтнографии. В частности, выделяются два основных направления:
— описательное (от простого описания до аналитического описания);
— обобщающее (от изложения индивидуального опыта исследования до обобщения своего собственного опыта в контексте существующей культуры).
Таким образом, в зависимости от целей и задач исследования, современные социологи используют количественные или качественные методы или их сочетание. Если вторая половина прошлого века была отмечена повышенным интересом социологов к количественным методам исследования, то его конец – начало нынешнего столетия ознаменовались научной модой на применение качественных методов. Важно подчеркнуть, что выбор наиболее эффективного метода определяется как спецификой объекта исследования и стоящих перед социологом задач, так и его теоретико-методологическими пристрастиями, собственным научным опытом.
3. Методы анализа данных
Для анализа первичной информации применяются следующие методы:
описание и классификация;
типологизация;
методы качественного анализа (смысловая интерпретация данных);
статистический анализ (поиск статистической закономерности);
экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперимент).
Описание – это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание – это первый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта.
Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их для объяснения. В то же время описание, как правило, опирается или должно опираться на содержательные положения тех или иных социологических теорий, которые предназначаются для объяснения. Результатами описания являются социальные факты, т. е. эмпирические данные различного уровня: собственно эмпирические факты, сводные социальные факты, сводные и статистические факты и эмпирические обобщения, фиксирующие связи и закономерности. Аналитические (сводные и статистические) факты и эмпирические обобщения репрезентируют не свойства индивидуальных объектов, а нечто большее: свойства, присущие множеству однотипных объектов.
Группировка представляет собой процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия. В ходе группировки эмпирические данные строятся в соответствующие группы, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Назначение группировки – выявление взаимосвязей между несколькими переменными.
Типологизация эмпирических данных – это процедура поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его идентифицировать и отличить от другого объекта. В ходе типологизации применяются различные математические методы: факторного, латентного, дисперсионного, кластерного анализа.
Анализ документов (традиционный) представляет собой интерпретацию исследователем информации, содержащейся в документе. В процессе традиционного анализа документов решаются следующие задачи: анализируется содержание документа, его авторство, достоверность содержащейся в нем информации, цель создания документа и т. п.
В традиционном анализе различают: внешний анализ, показывающий обстоятельства, цель его появления и надежность; внутренний анализ, направленный на выявление различий между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетентности автора и систематизацию сведений, содержащихся в документе.
Возможность субъективной интерпретации материала потребовала поиска формализованных методов, в результате которого был создан контент-анализ, который носит качественно-количественный характер изучения документов. Процедура формализованного анализа начинается с выделения смысловых единиц анализа и единиц счета. В тексте смысловой единицей могут быть понятия (термин, «имя», знак), тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие. Единицами счета могут выступать время (минуты эфирного времени), пространство (объем текста), частота появления единиц анализа и т.д.
Заключение
Таким образом, методология представляет собой науку о методах, принципах и способах познания. Каждая теория независимо от ее дисциплинарной принадлежности выполняет наряду с другими также методологическую функцию. Не составляет исключение и социологическая теория. Каждая их них имеет соответствующую иерархическую структуру. В частности, социологическая методология также включает пять уровней: анализ философских оснований социологического познания; анализ проблем теоретического познания; анализ проблем эмпирического исследования; методический анализ процедур, техник, инструментария, организации исследования; уровень практического и междисциплинарного контекста социологического исследования.
Методикой принято называть совокупность технических приемов, связанных с применением конкретного метода, включая последовательность и взаимосвязь его частных операций. Одновременно это средство реализации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования на эмпирическом уровне. Под техникой современные социологи понимают совокупность приемов, предназначенных для эффективной реализации конкретного метода. Процедура — не что иное, как последовательность конкретных действий, которые необходимо совершить для использования определенного метода. Любая процедура включает ряд технических приемов, обусловливающих эффективное применение методики.
Программа социологического исследования — это всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенных процессов или явлений. Программа представляет собой специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа состоит как минимум из двух основных разделов: теоретико-методологического и методического.
Сегодня социология играет роль теоретико-методологической основы для разработки различных рекламных кампаний, PR-проектов. Трудно переоценить значение социологической теории и социологической информации в современном маркетинге и менеджменте. Функционирование и развитие современного рынка невозможно без социологических исследований. Многие крупные компании проводят самостоятельные маркетинговые исследования или же заказывают их различным социологическим организациям. В основе любой эффективной рекламной кампании или какого-либо проекта в сфере развития общественных связей лежат специальные социологические исследования. Анализ вопросов повышения эффективности управления на различных уровнях, в любых сферах нашего общества — от государства до отдельной организации или фирмы, также невозможен без опоры на социологическую теорию, без регулярных социологических исследований.