Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:56, контрольная работа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии как науки
Глава 2. Социология в советский период
Глава 3. Социология в постсоветский период
Заключение
Список используемой литературы
Реферат Развитие социологической мысли в России Название Развитие социологической мысли в России
Раздел Рефераты по социологии
Тип реферат Добавлен 063501 14 мая 2011 Похожие работы
Просмотров
2287 Комментариев 0 Оценило 0 человек
Средний балл 0 Оценка неизвестно
Скачать
Содержание
Введение
Глава 1. Становление
и развитие социологии как науки
Глава 2. Социология
в советский период
Глава 3. Социология
в постсоветский период
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Актуальность.
Среди ученых нет
единого мнения относительно того,
когда возникла социология как самостоятельная
наука. Первоначально представления
о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический
характер. С усложнением представлений
о мире появляется и теоретическое
оформление знаний об обществе. Все
крупные мыслители прошлого, оставили
массу ценных, оригинальных идей о
сути общества, причинах его возникновения
и особенно о том, каким должно
быть общество, т.е. об общественном идеале.
Однако до XIX в. взгляды на общество
являлись частью религиозных или
философских доктрин. Эмпирические
исследования проводились в рамках
других наук, прежде всего статистики.
Некой самостоятельной, отдельной
науки об обществе не было.
В качестве родоначальника
особой науки об обществе можно рассматривать
французского исследователя Огюста
Конта (1798-1857гг.) Ему принадлежит
и «изобретение» термина «
Первые отечественные
письменно зафиксированные
Необходимо заметить,
что с изложенных позиций более
чем актуально рассмотреть
Цель работы
Развитие социологической мысли
в России
Глава 1. Становление
и развитие социологии как науки
Социология как
самостоятельная наука
Однако именно
в конце XVIII — начале XIX века, особенно
в связи с крушением
Выделение самостоятельной
науки об обществе связывают с
именем О. Конта, создателя позитивной
философии. Его идеалом была эмпирическая
наука, по типу физики. Таковой должна
была стать и наука об обществе.
Конт представил собственную классификацию
наук, где значилась и социальная
физика — название, в своей сущности
передававшее основной замысел «позитивного»
метода познания, поскольку основная
цель, к которой, по мысли Конта, должна
стремиться эта наука — открытие
объективных законов
Итак, по Конту,
социология должна быть позитивной наукой,
базирующейся на наблюдении и опытном
знании. Вместе с тем социологию
он делил на социальную статику и
социальную динамику. Задача социальной
статики — изучение взаимодействий,
которые постоянно происходят между
различными частями общества, а социальная
динамика рассматривает постепенное
развитие, эволюцию человечества, которые,
по сути, рассмотрены Контом лишь как
интеллектуальное развитие общества.
Идеи Конта
были продолжены Г. Спенсером, который
также придерживался
По Спенсеру,
эволюция переводит любой феномен
из неопределенной, бессвязной разнородности
в определенную связанную однородность.
В истории социологии придается
большое значение его теории о
закономерной эволюции от военного общества,
основанного на принудительной кооперации,
к индустриальному, базирующемуся
на добровольной кооперации.
На основе спенсеровской
социологии развилась мощная ветвь органистической
школы (А. Шеффле, А. Эспинас, А. Фулье, Р.
Вормс).
Работа Ч. Дарвина
«Происхождение видов путем естественного
отбора» оказала огромное влияние
на социологию. Возникает социал-
Кризис биолого-
Однако в конце
XIX века становится ясно, что ни психология
индивида, ни народный дух не ведут
к четкому пониманию социальных
явлений. Отсюда растущий интерес к
изучению массового, группового поведения.
Такова, к примеру, психология толпы
Г. Лебона, теория подражания Г. Тарда,
теория психологического эволюционизма
Л. Уорда и др. Эти теории оказали большое
влияние на дальнейшее развитие социологии.
Например, Тард внес значительный вклад
в развитие науки о межличностных отношениях
и их механизмах. Он исследовал проблему
общественного мнения, обнаружил и изучил
механизмы психологического заражения
и внушения. Именно в подражании Тард видел
главный механизм социального поведения.
Лебон считал, что
в результате промышленной революции,
роста городов и средств коммуникации
современная жизнь все более определяется
поведением толпы. Но в толпе, по его мнению,
индивиды утрачивают чувство ответственности
и оказываются во власти иррациональных
чувств.
Уорд полагал,
что с возникновением человека первоначально
единая эволюция раздваивается и
спонтанное развитие стихийных сил
дополняется осознанными
Важная роль
в развитии психологического направления
в социологии принадлежит Ч. Кули.
По Кули, первичными фактами общества
являются представления, которые люди
имеют друг о друге, поэтому личность
— это сумма психических
Психологическая
социология привлекла внимание исследователей
к анализу таких проблем, как
общественное мнение, общественная (коллективная)
психология, соотношение эмоционального
и рационального в общественной
жизни и пр. Однако в тени оставались
многие социальные процессы, не сводимые
к психологическим аспектам.
Большую роль в
становлении и развитии особого
социологического подхода сыграл Э.
Дюркгейм. Он первым попытался теоретически
осмыслить особую сферу общественной
жизни — «социальную сферу». Им
были разработаны методология и
методы социологических исследований.
С именем Дюркгейма связан также
процесс институционализации
Дюркгейм выделял
два типа социальной солидарности механическую
(типичную для традиционного, архаического
общества, которая основывалась на
неразвитости людей) и органическую
(которая порождается
В целом концепцию
Э. Дюркгейма можно рассматривать
как определенный итог развития методологии
и теории классического позитивизма
в социологии.
Широкое философское
обоснование антипозитивистская тенденция
получила, прежде всего, в Германии.
Одним из основоположников немецкой
социологии был Ф. Теннис. При трактовке
метода социологии он исходил из соединения
преимуществ рационального
Большое значение
Теннис придавал анализу воли. Так,
все социальные явления он представлял
как волевые отношения. Сама же воля,
с его точки зрения, бывает двух
типов органическая (инстинктивная)
и рассудочная (предполагающая возможность
выбора и сознательно поставленную
цель поведения). Немецкий социолог различал
понятия «общность» и «общество».
В общности господствуют межличностные
отношения с их чувственностью, душевностью;
в обществе же эти отношения носят
формальный характер, они основаны
на рациональности, безликости. Основная
идея Тенниса состояла в том, что
в ходе истории «общинная» социальность
все более вытесняется общественной социальностью.
Тенниса считают
одним из основателей формальной
социологии, в которой все социальные
отношения сводятся к более или
менее ограниченному набору элементов.
Типологический
анализ социальных отношений и проблемы
развития формальной социологии были
предметом интересов и Г. Зиммеля,
по мнению которого социология от других
наук должна отличаться не объектом, а
своим методом. Социология исследует не
содержание, а формы общественной жизни,
т.е. то общее, что свойственно всем социальным
явлениям. Среди социальных форм Зим-мель
называл господство, подчинение, соперничество,
разделение труда и пр. Их можно классифицировать
и выделить в них социальные процессы,
социальные типы и модели развития.
Большое значение
Зиммель придавал и решению методологических
проблем социологии. Методом познания
социологии он считал историческое понимание,
цель которого — раскрытие смысла исторического
действия, заключающегося в логике связи
этого действия с человеческими представлениями,
потребностями и интересами.
Формальная социология,
которую в свое время развивали
Ф. Теннис и Г. Зиммель, нашла дальнейшую
разработку в трудах Л.фон Визе, по мнению
которого, социология — это эмпирико-аналитическая
дисциплина, изучающая «социальное», причем
под социальным мыслилась вся совокупность
процессов межчеловеческих взаимодействий
и складывающихся на их основе социальных
структур. Среди базисных понятий, используемых
Визе, — «дистанция», означающее сближение
или удаление индивидов или групп в процессах
их социального взаимодействия.[3]