Методы социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Становление и развитие социологии как науки

Глава 2. Социология в советский период

Глава 3. Социология в постсоветский период

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Развитие социологической мысли в России Название Развитие социологической мысли в России.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

Реферат Развитие социологической мысли в России Название Развитие социологической  мысли в России

 Раздел Рефераты  по социологии

 Тип реферат  Добавлен 063501 14 мая 2011 Похожие работы

 Просмотров 2287 Комментариев 0 Оценило 0 человек  Средний балл 0 Оценка неизвестно     Скачать  

Содержание 

Введение 

Глава 1. Становление  и развитие социологии как науки 

Глава 2. Социология в советский период 

Глава 3. Социология в постсоветский период 

Заключение 

Список используемой литературы 
 

Введение 

Актуальность. 

Среди ученых нет  единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная  наука. Первоначально представления  о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений  о мире появляется и теоретическое  оформление знаний об обществе. Все  крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о  сути общества, причинах его возникновения  и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или  философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Некой самостоятельной, отдельной  науки об обществе не было. 

В качестве родоначальника особой науки об обществе можно рассматривать  французского исследователя Огюста Конта (1798-1857гг.) Ему принадлежит  и «изобретение» термина «социология». 

Первые отечественные  письменно зафиксированные представления  об обществе можно отнести ко временам Киевской Руси. Если же говорить о социологии как самостоятельной науке, то она  появилась в России во второй половине ХIХ века. Отечественная социология развивалась первоначально на базе интерпретации идей, высказанных  западными социологами. После революции 1917 г. социологию и социологов начинают притеснять вплоть до полной ликвидации социологии как самостоятельные  науки. Традиционные социологические  проблемы «переходят» в другие науки  – историю, статистику, демографию, теорию государства и права, психологию, философию и т.п. Лишь с конца 50-х  годов началось восстановление социологии как самостоятельной науки. 

Необходимо заметить, что с изложенных позиций более  чем актуально рассмотреть особенности  и пути развития российской социологической  мысли, 

Цель работы Развитие социологической мысли  в России 
 

Глава 1. Становление  и развитие социологии как науки 

Социология как  самостоятельная наука возникает  в середине XIX века (хотя формируется  она на основе переосмысления уже  известных к тому времени знаний об обществе). Еще в древней философии  много внимания уделялось изучению общественного устройства, принципов  человеческого общежития. 

Однако именно в конце XVIII — начале XIX века, особенно в связи с крушением рационалистических теорий, последовавшим после трагических  событий французской революции, возникла особая потребность познания социально-политических условий жизни  и создания отдельной науки об обществе. 

Выделение самостоятельной  науки об обществе связывают с  именем О. Конта, создателя позитивной философии. Его идеалом была эмпирическая наука, по типу физики. Таковой должна была стать и наука об обществе. Конт представил собственную классификацию  наук, где значилась и социальная физика — название, в своей сущности передававшее основной замысел «позитивного»  метода познания, поскольку основная цель, к которой, по мысли Конта, должна стремиться эта наука — открытие объективных законов общественного  развития, столь же необходимых и  непреложных, как «закон тяготения» и прочие законы естественных наук. В дальнейшем Конт весьма неохотно сменил термин «социальная физика»  на термин «социология».[1] 

Итак, по Конту, социология должна быть позитивной наукой, базирующейся на наблюдении и опытном  знании. Вместе с тем социологию он делил на социальную статику и  социальную динамику. Задача социальной статики — изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между  различными частями общества, а социальная динамика рассматривает постепенное  развитие, эволюцию человечества, которые, по сути, рассмотрены Контом лишь как  интеллектуальное развитие общества. 

Идеи Конта  были продолжены Г. Спенсером, который  также придерживался методологии  позитивизма. Он поддерживал мысль  Конта, что социология должна быть опытной  наукой, построенной на той же основе, что и прочие естественные науки. Спенсер был сторонником организмического подхода к социальным фактам и представлял общество как своего рода биологический организм. Центральное понятие всей концепции Спенсера — «эволюционизм». Идея закономерной эволюции общественной жизни раскрывалась в том, что процессы социальных изменений, происходивших в обществе, рассматривались им как совершающиеся по естественным законам, независимо от желаний людей. Процесс развития любого феномена сопровождается, по мысли Спенсера, прогрессирующей дифференциацией структур и функций. Поэтому, чем более развит организм, тем он более сложен. Отметим, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. 

По Спенсеру, эволюция переводит любой феномен  из неопределенной, бессвязной разнородности  в определенную связанную однородность. В истории социологии придается  большое значение его теории о  закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся  на добровольной кооперации. 

На основе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы (А. Шеффле, А. Эспинас, А. Фулье, Р. Вормс). 

Работа Ч. Дарвина  «Происхождение видов путем естественного  отбора» оказала огромное влияние  на социологию. Возникает социал-дарвинистская  социология, которая не представляла собой единой теории. Так, в ней  выделялись крайние направления, тяготеющие к идеологии расизма (Ж. Гобино, X. Чемберлен и др.). В других, более умеренных течениях, хотя они и механически переносили биологические законы на общество, видели скорее лишь общую модель эволюционного процесса (Л. Гумплович, А. Смолл и др.).[2] 

Кризис биолого-натуралистических  теорий в конце XIX века способствовал  усилению психологической тенденции  в социологии. Среди направлений  психологической ориентации социологии различают психологию народов, групповую  психологию и интеракционизм. Объединяющим моментом всех этих направлений был главный принцип — поиск ключа к разгадке социальных проблем в психологии. 

Однако в конце XIX века становится ясно, что ни психология индивида, ни народный дух не ведут  к четкому пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к  изучению массового, группового поведения. Такова, к примеру, психология толпы  Г. Лебона, теория подражания Г. Тарда, теория психологического эволюционизма Л. Уорда и др. Эти теории оказали большое влияние на дальнейшее развитие социологии. Например, Тард внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Он исследовал проблему общественного мнения, обнаружил и изучил механизмы психологического заражения и внушения. Именно в подражании Тард видел главный механизм социального поведения. 

Лебон считал, что в результате промышленной революции, роста городов и средств коммуникации современная жизнь все более определяется поведением толпы. Но в толпе, по его мнению, индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств. 

Уорд полагал, что с возникновением человека первоначально  единая эволюция раздваивается и  спонтанное развитие стихийных сил  дополняется осознанными действиями человека, преследующего определенные цели. 

Важная роль в развитии психологического направления  в социологии принадлежит Ч. Кули. По Кули, первичными фактами общества являются представления, которые люди имеют друг о друге, поэтому личность — это сумма психических реакций, мнений окружающих людей. Мнение человека о самом себе, считал Кули, включает следующие моменты представление  о том, как меня воспринимает другой человек; представление об оценке, которую  дает другой человек этому моему  восприятию; чувство «Я». Отсюда, именно межличностные отношения играют в обществе первостепенную роль. Данные отношения складываются в так называемых «первичных группах». Тем самым Кули ввел одно из центральных социологических понятий, которое затем получило синонимичные названия («малая группа», «неформальная группа»). 

Психологическая социология привлекла внимание исследователей к анализу таких проблем, как  общественное мнение, общественная (коллективная) психология, соотношение эмоционального и рационального в общественной жизни и пр. Однако в тени оставались многие социальные процессы, не сводимые к психологическим аспектам. 

Большую роль в  становлении и развитии особого  социологического подхода сыграл Э. Дюркгейм. Он первым попытался теоретически осмыслить особую сферу общественной жизни — «социальную сферу». Им были разработаны методология и  методы социологических исследований. С именем Дюркгейма связан также  процесс институционализации социологии на европейском континенте. Кроме  того, он был основателем французской  социологической школы. Социология должна изучать, по мнению Дюркгейма, особую социальную реальность, элементами которой  являются социальные факты. Большое  внимание им было уделено проблеме общественного разделения труда  как механизма, который создает  систему общественных отношений, групповую  солидарность. При этом солидарность рассматривалась как высший моральный  принцип, высшая ценность. 

Дюркгейм выделял  два типа социальной солидарности механическую (типичную для традиционного, архаического общества, которая основывалась на неразвитости людей) и органическую (которая порождается разделением  общественного труда и основана на развитости индивидов). Тем не менее  даже и в обществе с органической солидарностью возможно разъединение людей и их конфликты. Решающую роль в социальной интеграции Дюркгейм отводил  коллективным представлениям о ценностях. 

В целом концепцию  Э. Дюркгейма можно рассматривать  как определенный итог развития методологии  и теории классического позитивизма  в социологии. 

Широкое философское  обоснование антипозитивистская тенденция  получила, прежде всего, в Германии. Одним из основоположников немецкой социологии был Ф. Теннис. При трактовке  метода социологии он исходил из соединения преимуществ рационального научного метода с историческим подходом к  обществу. Общая (теоретическая) социология должна исследовать, по его мнению, наиболее общие черты социального  процесса, различные формы социального  существования, а также разрабатывать  систему общих понятий и типов. 

Большое значение Теннис придавал анализу воли. Так, все социальные явления он представлял  как волевые отношения. Сама же воля, с его точки зрения, бывает двух типов органическая (инстинктивная) и рассудочная (предполагающая возможность  выбора и сознательно поставленную цель поведения). Немецкий социолог различал понятия «общность» и «общество». В общности господствуют межличностные  отношения с их чувственностью, душевностью; в обществе же эти отношения носят  формальный характер, они основаны на рациональности, безликости. Основная идея Тенниса состояла в том, что  в ходе истории «общинная» социальность все более вытесняется общественной социальностью. 

Тенниса считают  одним из основателей формальной социологии, в которой все социальные отношения сводятся к более или  менее ограниченному набору элементов. 

Типологический  анализ социальных отношений и проблемы развития формальной социологии были предметом интересов и Г. Зиммеля, по мнению которого социология от других наук должна отличаться не объектом, а своим методом. Социология исследует не содержание, а формы общественной жизни, т.е. то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Среди социальных форм Зим-мель называл господство, подчинение, соперничество, разделение труда и пр. Их можно классифицировать и выделить в них социальные процессы, социальные типы и модели развития. 

Большое значение Зиммель придавал и решению методологических проблем социологии. Методом познания социологии он считал историческое понимание, цель которого — раскрытие смысла исторического действия, заключающегося в логике связи этого действия с человеческими представлениями, потребностями и интересами. 

Формальная социология, которую в свое время развивали  Ф. Теннис и Г. Зиммель, нашла дальнейшую разработку в трудах Л.фон Визе, по мнению которого, социология — это эмпирико-аналитическая дисциплина, изучающая «социальное», причем под социальным мыслилась вся совокупность процессов межчеловеческих взаимодействий и складывающихся на их основе социальных структур. Среди базисных понятий, используемых Визе, — «дистанция», означающее сближение или удаление индивидов или групп в процессах их социального взаимодействия.[3] 

Информация о работе Методы социологии управления