Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:56, контрольная работа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии как науки
Глава 2. Социология в советский период
Глава 3. Социология в постсоветский период
Заключение
Список используемой литературы
Визе оказал
сильное влияние на развитие социологии
в первую очередь как организатор
и систематизатор науки. Его концепцию
по праву называют связующим звеном
между классическим и современным
периодами западной социологии.
В дальнейшее развитие
социологии большой вклад внесли
К. Маркс и Ф. Энгельс. В марксистской
социологии было разработано учение
об общественно-экономических
С позиции марксистского
учения об обществе (исторического
материализма), фундамент общества
составляет материальное производство
в единстве его двух сторон —
производительных сил и производственных
отношений (способа производства). В
основе смены низших общественно-экономических
формаций высшими, по мнению теоретиков
марксизма, лежит закон соответствия
типа производственных отношений ступени
развития производительных сил. Конфликт
между новыми производительными
силами и старыми производственными
отношениями находит, как правило,
революционное разрешение. Вместе с
изменением способа производства меняются
все экономические отношения, а
затем и вся надстройка общества.
К. Маркс и
Ф. Энгельс исследовали различные
общественно-экономические
Одним из крупнейших
социологов и философов конца XIX
— начала XX века был немецкий ученый
Макс Вебер. В методологии он разрабатывал
концепцию понимания понимание
трактовалось им не только как метод
интерпретации авторских
Важным вкладом
Вебера в социологию было введение
понятия «идеальный тип». Идеальный
тип конструируется как теоретическая
схема такие понятия, как «капитализм»,
«христианство» и пр., — лишь идеально-типические
конструкции, употребляемые в качестве
средств для изображения
Идеальный тип
возникает индуктивно, путем обобщения
эмпирических данных, а не конструируется
произвольно. При этом следует отметить,
что проблема соотношения идеально-
Основой его
социологической теории является разработанное
им учение о социальном действии. По
Веберу, любое социальное действие
имеет субъективный смысл и ориентировано
на других. Он дал собственную классификацию
социальных действий целерациональное
(индивид действует на основе осознания
целей, используя для этого адекватные
средства); ценностно-рациональное (индивид
руководствуется определенной ценностью);
эмоционально-аффективное (превалирование
в действии индивидов чувств и аффектов,
индивиды при этом не осознают смысла
своего-действия); традиционное (действия
индивидов происходят в соответствии
с традицией). Однако только ценностно-рациональное
и целерациональное действия являются
социальными действиями в веберовском
значении этого слова.
Вебер был убежден,
что рационализация социального
действия — это тенденция самого
исторического процесса. Рационализация
понимается им, прежде всего, как судьба
западной цивилизации. При этом рационализируются
и ведение хозяйства, и управление, и наука
и пр.
Еще одной сферой
его интересов была социология власти.
Исходя из разных типов социального
действия, он предложил типологию
форм правления. Рациональному действию
соответствует бюрократическая
форма правления; традиционному
— традиционная, патриархальная; эмоциональному
— харизматическая. Наглядно эта
схема работает в учении Вебера о
типах легитимного господства, т.е.
такого господства, которое признано
со стороны управляемых индивидов.
Первый тип господства— легальный.
Здесь в качестве мотива подчинения
присутствует соображение интереса.
Второй тип господства— традиционный.
Этот тип обусловлен привычкой к
определенному поведению. Третьим
типом выступает
В последний
период своей деятельности М. Вебер
пришел к выводу о необходимости
усиления легитимности легального господства.
Одним из известнейших
социологов, ставивших своей задачей
положить конец спекулятивным и
метафизическим рассуждениям об обществе,
был В. Парето. Он считал необходимым
разработать такие принципы построения
социологического знания, которые обеспечивали
бы его достоверность, надежность и
обоснованность. Он стремился сделать
социологию точной наукой, проводя
более последовательно идеи позитивизма
в ее методологии, и предлагал
при этом пользоваться только эмпирически
обоснованными описательными
Парето рассматривал
общество как систему, находящуюся
в состоянии нарушающегося и
восстанавливающегося равновесия. При
этом чувства, обусловленные психическим
складом индивидов, по его мнению,
являются главной пружиной, приводящей
в движение всю систему. Исходным
пунктом социологической теории
Парето была теория нелогического действия.
Чувства, скрывающиеся за нелогическими
действиями, маскируются при помощи псевдоаргументов.
Так, идеология создает образы псевдологического
обоснования нелогических действий. Подобную
роль выполняют и политические доктрины,
и религиозные концепции, и юридические
кодексы и т.д.
Парето развил
биологически обоснованную теорию элит,
согласно которой во всех обществах
имеет место социальное подразделение
на элиту (людей, способных управлять)
и неэлиту. По его мнению, круговорот,
совершающийся при переходе из неэлиты
в элиту и наоборот, является движущей
силой общественного развития.
В начале XX века
возникает эмпирическая социология.
Если в конце XIX века эмпирические исследования
существовали параллельно с теоретической
социологией, то уже к 20—30 годам XX века
они составили самостоятельное
направление в социологии. При
проведении эмпирических исследований
ставились и решались конкретные
задачи, давались практические рекомендации.
Например, широкое развитие в тот
период получили эмпирические исследования
социальной мобильности и социальной
стратификации. Среди первых представителей
эмпирической социологии можно назвать
У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые в
своей книге «Польский крестьянин в Европе
и Америке» исследовали реальную проблему
— проследили эволюцию взглядов индивидов
в связи с изменением условий их жизни.
С именем Ф. Знанецкого
связывают и создание аналитической школы
в социологии, что позднее получило развитие
в так называемой чикагской школе. Чикагская
школа — это сложившееся в американской
психологии в 20-е годы направление, которое
представляли Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Маккензи,
Г. Зорбо и другие исследователи, работающие
на кафедре социологии Чикагского университета.
Эти социологи развивали эмпирическую
социологию, в частности социологию города,
а Парк и Берджесс были авторами первого
учебника по социологии.
В этот период возникают
и другие направления эмпирической
социологии. Хоторнский эксперимент по
выявлению роли социальных условий в росте
производительности труда, проведенный
Э. Мэйо, положил начало индустриальной
социологии и теории человеческих отношений.
Я. Морено, исследуя микроструктуру общества,
создал социометрию.
Эмпирическая
социология, будучи отдельной от теоретической,
ставившая собственные цели и
решающая свои проблемы, тем не менее
нуждалась в фундаментальных
разработках, методологических принципах.
В 40-е годы XX века был поставлен
вопрос о соединении эмпирических исследований
с социологической теорией. Но это
соединение было произведено на базе
различных теорий.
До середины
XX века возникли и многочисленные концепции
в самой теоретической
Как часть культур-социологии
можно рассматривать и социологию знания,
которую активно разрабатывал в своих
трудах К. Маннгейм. Главная его мысль
— положение о социальной обусловленности
идеологии. Он считал, что идеи социально
детерминированы, поэтому любая идеология
лишь выражает взгляды конкретных социальных
групп. Каждая группа имеет свой «доступ»
к пониманию социального явления, но ни
одна не имеет возможности постичь его
полностью. Отсюда мышлению присущ идеологический
характер, его нельзя понять, не выявив
социальных корней. Социология знания,
по мнению Маннгейма, должна исследовать
мышление в его конкретной связи с исторической
и социальной ситуацией.
Вместе с тем
он полагал, что существует социальная
группа, способная «воспарить» над
социально-групповыми интересами —
это интеллигенция. Именно она может
дать беспристрастную трактовку
познания.
Итак, был рассмотрен
этап возникновения социологии как
науки, относящийся к XIX — началу
XX века, когда в общих чертах определились
ее предмет и метод, были заложены
главные направления, созданы оригинальные
теоретические концепции и
Глава 2. Социология
в советский период
социология наука
марксистский
Зачатки социологии
начали формироваться задолго до
реформ, а ее отдельные направления
активно развивались, хотя и в
весьма специфических формах, присущих
советским общественным наукам. В
России термин «экономическая социология»
вошел в активный научный оборот
лишь в середине 1990-х гг. Однако, экономическая
социология существовала и ранее. Просто
до некоторого времени она выступала
под иными именами (как это
происходило и во многих других странах).
Необходимо заметить,
что социология в СССР методологически
базировалась на сочетании 2-х элементов
ортодоксальной марксистской политической
экономии (официальная доктрина) и
«буржуазной» теории структурного функционализма.
Приверженность марксизму всячески
подчеркивалась, а функционализм
был для многих предметом более
или менее явных увлечений, но
держался при этом на безопасной дистанции.
Проявления марксисткой
политической экономии и ортодоксального
марксизма характеризовались
Марксистская
экономико-детерминистская