Международное сотрудничество в области социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:30, реферат

Описание работы

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Великобритании, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.

Содержание работы

Введение

1. Понятие социальной работы

2. Организация работы информационных и консультативных молодежных служб

3. Волонтерские программы в Великобритании

4. Международное сотрудничество в области социальной политики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

в англии.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Понятие социальной  работы

 

2. Организация работы  информационных и консультативных  молодежных служб

 

3. Волонтерские программы  в Великобритании

 

4. Международное сотрудничество  в области социальной политики

 

 Заключение

 

 Список использованной  литературы

 

 

 Введение

 

 

 Социальная работа  как профессия зародилась на  рубеже XIX-XX веков. В это время  появились первые школы социальной  работы в Великобритании, Великобритании, США, Франции, Швеции и в  других странах. Социальная работа  первоначально возникла как средство  помощи людям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию, например, потерявшим  работу, жилье, перенесшим физическую  или психическую травму и т.д.

 

 Впоследствии особым  толчком для распространения  и развития этой профессии  стало появление в 40-60-х гг. ХХ столетия понятия "государство  благосостояния". Суть этого понятия  состоит в следующем: цивилизованные  государства с этого времени  начинают строить свою социальную  политику таким образом, чтобы  права всех граждан в социальной  сфере (на образование, медицинское  обслуживание, социальное обеспечение,  нормальные жилищные условия  и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда "работают", если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

 

 На сегодняшний день  профессия социального работника  стала неотъемлемой частью общественной  жизни в странах, которые мы  называем "цивилизованные". Без  деятельности социальных работников  не обходятся ни реализация  программ социального развития, ни обеспечение социальной политики  государства. Специалисты в области  социальной работы широко используются  в качестве экспертов при подготовке  законодательства, при принятии  решений органами местного самоуправления  и обоснования деятельности общественных  организаций. Поэтому численность  представителей этой профессии  достаточно велика. К примеру,  в Великобритании на сегодняшний  день насчитывается около 50 тыс.  социальных работников при общей  численности населения немногим  более 50 млн. чел.

 

 Подготовка социальных  работников ведется в большинстве  университетов Западной Европы  и США.

 

 

 Понятие социальной  работы

 

 

 Понятие "социальная  работа" в 1900 году было предложено  Симоном Паттеном применительно  к деятельности добровольных  помощников в сеттльменте. Сегодня  его семантическое значение значительно  расширилось и не имеет однозначной  интерпретации, поскольку это  связано с различными стратегиями  поддержки нуждающимся людям.  В зависимости от узкого или  широкого понимания социальной  работы намечаются границы предметной  познавательной области, которая  во многих странах мира определяется  по-разному, что является следствием  национальных и культурных традиций.

 

 Под социальной работой  понимают целенаправленную деятельность  в обществе, устремленную на оказание  помощи различным категориям  нуждающихся. Такая деятельность  может выступать на нескольких  уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.  На макроуровне социальная работа  выступает в качестве определенных  мер по улучшению среды обитания  клиента. Эта деятельность связана  с социальным администрированием, т.е. в нее входят вопросы  о законодательных мерах, об  организации инфраструктуры помощи, а также общественные и государственные  вопросы регулирования социальных  проблем:

 

- содействие и создание  нормальных условий жизни человека  в общности;

 

- предотвращение социально-политических  и национально-этнических конфликтов;

 

-·выявление категорий  граждан, нуждающихся в помощи  и освоение источников финансирования.

 

 Как видим, важнейшими  формами деятельности и существования  процесса помощи являются социально-политические  акции, работа в области общественного  образования, организация функционирования  социальных служб, предназначенных  регулировать общественные отношения  в местах социальной напряженности.

 

 На мезоуровне социальная  работа выступает как вид деятельности  по оказанию помощи семье и  различным группам нуждающихся,  парадигма помощи здесь достаточно  широка. С одной стороны, группы  нуждающихся могут быть определены  государством. Это будет связано  с государственной социальной  политикой и стратегией помощи  наименее защищенным категориям  граждан. В этом случае приоритеты  устанавливает правительство. С  другой стороны, приоритеты поддержки  могут устанавливаться отдельными  благотворительными организациями  или территориальными органами  социального обслуживания. Формы  деятельности в этом случае  будут достаточно разнообразны - от предоставления различных  материальных пособий до организации  важнейших сфер жизни данных  клиентов.

 

 На микроуровне социальная  работа строится, исходя из запросов  клиента. На этом уровне социальная  работа как вид профессиональной  деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить  социетальные и психоментальные  связи индивида с социумом, группой  или отдельным индивидом. Парадигма  помощи в этом случае достаточно  широка - от индивидуальных консультаций  и патронажа до работы в  группах.

 

 Социальная работа  является определенным социокультурным  институтом. В этом качестве социальная  работа выступает системой поддержки  и защиты различных субъектов,  исходя из их социогенетических  детерминант: пола, возраста, этноса, статуса, здоровья, образования.  Различное сочетание этих детерминант  у клиентов вызывает к жизни  многообразие институтов поддержки,  которые на основе социальной  типологии образуют сферы помощи  нуждающимся. Основные сферы социальной  работы в этой связи такие:  детская, геронтологическая, промышленная, медицинская, психиатрическая, юридическая,  административная социальная работа, а также социальная работа  в сфере свободного времени,  и т.д.

 

 Парадигма деятельностных  форм достаточно обширна и  зависит от социокультурного  понимания роли и задач социальной  работы как института помощи  в той или иной области. Понятие  "социальная работа" идентифицирует  определенную область научного  знания о процессе помощи и  трудностях, возникающих в жизненном  сценарии личности в результате  различных биосоциальных и социопсихологических  факторов. Это понятие объединяет  определенную логику научного  подхода, который, с одной стороны,  осмысляет самое себя как определенную  реальность, а с другой стороны  - личность и ее проблемы в  обществе как специфическом пространственно-  временном и социокультурном  континууме. В этой связи мы  говорим о разнонаправленности  знания: знание как самопознающее  и как познающее другую реальность. Отсюда мы наблюдаем достаточно  большой разброс тем, суждений, связанных и объединенных общим  понятием "социальная работа". Среди них: социальное планирование, социопсихологическое консультирование, социальное обслуживание, гештальт  терапия, алкоголизм, физическая  и психическая неполноценность,  социальный менеджмент и т.д.

 

 Помимо научных определений  и описания сущности знания  социальной работы, существуют и  имплицитные подходы, связанные  с обыденными представлениями  о данном явлении. Эти представления  существуют как у клиентов, субъектов,  нуждающихся в помощи, так и  у парапрофессионалов, имеющих отношение  к социальной работе, но еще  не присвоивших ее язык и  профессиональные мифы. Так, студенты  одной из французских школ  социальной работы делились следующими  представлениями о сущности социальной  работы, которая им представлялась  как:

 

-·фактор общественной  эквилибристики;

 

-·фактор, закрепляющий  общественный порядок;

 

-·осознанная форма социальной  политики;

 

-·образная критика.

 

 Несмотря на то что  область знания возможно описать  и структурировать, определить  возможные границы, выделить предмет  и объект познания, дать точное  определение на сегодня не  представляется возможным. Этот  процесс наблюдается практически  во всех странах, где существует  социальная работа. И если в  США знание социальной работы  связывают с представлениями  о специфической деятельности, позволяющей  субъектам восстанавливать и  сохранять способность к общественному  функционированию, то в Англии  это знание сфокусировано вокруг  принципов организации индивидуальной  помощи.

 

 Разнополярность взглядов  и представлений о сущности  знания социальной работы пока  не позволяет говорить о единстве  подходов к феноменологии процесса  помощи, однако многообразие подходов  свидетельствует о его наличии.  Видимо, философия познания социальной  работы и раскрывается в этой  противоречивой логике, когда единство  проявляется в многообразии. Социальная  работа - это понятие, которое  идентифицирует определенную профессию  в обществе. Однако понятие социальной  работы объединяет разноплановую  профессиональную деятельность. Профессиональная  деятельность, связанная с консультированием  семьи по вопросам воспитания  детей, и социальная работа  по ресоциализации имеют не  только разные объекты помощи, но и требуют конкретных умений, навыков и знаний при решении  различных типов поставленных  задач.

 

 Социальная работа  в контексте профессии расширяет  и конкретизирует понимание процесса  помощи применительно к тем  или иным категориям субъектов,  к тем или иным деятельностным  формам. Отсюда важнейшими доминантами,  раскрывающими метафорическое понятие  "социальная работа" в контексте  профессии, будут являться морфология  деятельности, профессиональные роли  социального работника, профессиональные  мифы. Они в своей совокупности, в своем ключе представляют  понятие - социальная работа.

 

 Социальная работа - это  базовое понятие, которое идентифицирует  ряд дисциплин, раскрывающих процесс  помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин,  данная область знания призвана  сформировать у будущих профессионалов  целостное представление о сущности  помощи в обществе, методах поддержки  различных категорий населения,  дать необходимую совокупность  сведений о личности в дезадаптивных  и аномических ситуациях. В  этом отношении социальная работа  как учебная дисциплина направлена  на формирование когнитивных  структур личности, на формирование  понятийного поля профессионала  и его профессиональной мифологии.

 

 Социальная работа  в аспекте подготовки специалиста  может выступать и в качестве  практики как специфической дисциплины, призванной определить и сформировать  умения и навыки будущего профессионала.  В этом аспекте социальная  работа раскрывается через серию  профессиональных стандартов, которые  существуют в профессии и являются  основой для профессиональной  Я-концепции социального работника.  Такими основными умениями и  навыками являются коммуникативные  умения, диагностические и интеракциональные  навыки.

 

 

 Организация работы  информационных и консультативных  молодежных служб

 

 

 Каждый, кто общается  с молодыми людьми, по собственному  опыту знает, как велика их  потребность в социальной поддержке.

 

 Под социальной поддержкой  обычно понимают те аспекты  социальных отношений, которые  помогают кому-либо справиться  с трудной ситуацией с наименьшими  негативными последствиями.

 

 В социальной поддержке  в основном могут быть отмечены  два главных аспекта. Во-первых, социально-эмоциональный аспект, который  связан со взаимоотношением, заботой  и уважением. Во-вторых, инструментальный  аспект, в котором особое внимание  уделяется информации, совету, юридической,  финансовой и материальной помощи.

 

 Социальная поддержка  может быть оказана со стороны  семьи, родственников, друзей, коллег  по работе или соседей, другими  словами, социальная поддержка  может поступать из так называемого  "естественного" социального  окружения человека.

 

 Помимо заботы о  человеке со стороны его естественного  социального окружения, социальная  поддержка может быть оказана  специалистами.

 

 Эта профессиональная  социальная поддержка организованно  оказывается, с одной стороны,  в молодежных центрах информации  и различных консультативных  службах, с другой — в рамках  молодежных рабочих организаций,  молодежных клубов, школ и т.  д. Типично для этой, последней  формы профессиональной социальной  поддержки то, что она не нуждается  в специально созданной структуре,  она может быть оказана в  свободное время, в различных  общественных и государственных  учреждениях.

 

 Также существует огромная  информация по самообразованию.  Это такой вид информации, который  в доступной форме дает возможность  тем, кто в этом заинтересован,  решить свои проблемы. К этой  категории информации относятся  буклеты, системы карточек, банк  компьютерных данных. В своем  большинстве, правда, такой информационный  материал не может быть использован  молодыми людьми, потому что он  предполагает очень высокий уровень  образования молодых людей, способных  выбрать нужную для себя информацию. Этот информационный материал  больше подходит для консультанта, который может помочь человеку  в выборе нужной информации.

Информация о работе Международное сотрудничество в области социальной политики