Межэтнические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Исторический опыт показывает, что отношения между этносами нередко были напряженными и трагическими. Сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения этнических проблем себя исчерпали, что межэтнические распри — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов как во внутренней, так и во внешней политике государств.
Межэтнические конфликты понимаются как социальное явление, возникающее на основе столкновения интересов разного уровня и содержания. Они представляют собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями и группами людей.

Файлы: 1 файл

Межэтнические конфликты.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

Теория реального  конфликта исходит из предположения, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой. Сторонник этой точки зрения – М. Шериф. Значение его исследований состоит в том, что именно с них начинает развиваться социально-психологический подход к изучению межгрупповой враждебности. Шериф предложил простое лекарство для лечения межгрупповых конфликтов – введение имеющих равную привлекательность для обеих групп надгрупповых целей, для достижения которых им необходимо объединять усилия в ситуации взаимной зависимости.

Теория социальной идентичности. В60-70-е годы британским социологам во главе с А. Тэшфелом были получены результаты, продемонстрировавшие, что несовместимые групповые цели не являются условием для возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности [Taifel ed al., 1971]. Основанием для этого может оказаться сознание принадлежности к группе, т.е. социальная идентичность.

Психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в изменении восприятия  групповых границ – смещения акцента с разделения на Мы и Они на некое общее Мы. А наиболее эффективным социально-психологическим подходом к этому они считают стимулирование трансформации межгрупповых отношений в отношения внутригрупповые через формирование более широкой надгрупповой идентичности.

Уменьшение выпуклости существующих социальных категорий (деления на «своих»  и «чужих») рассматривается в  качестве способа вмешательства  в межгрупповые конфликты не только с позиции теории социальной идентичности, но и сторонниками гипотезы контакта, основой которой служит предположение  о том, что непосредственное общение  при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов  и разрушает предубеждения. Редукция предубеждений происходит, если группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие кооперации, и подчиняются единому своду правил [Allport, 1954].

Обычно выделяются три  основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: 1) применение правовых механизмов; 2) переговоры; 3) информационный путь. К сожалению, на этапе обострения крупномасштабных конфликтов не приносит результата ни одна из этих стратегий. «В отношении этих конфликтов применяются методы социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера» [Тишков, 1997, с. 354].

Несколько проблем, которые  необходимо решить при оптимизации  модели контакта, выделяет Петтигру [Pettigrew, 1998]. Представляется, что важнейшей среди них является проблема генерализации эффекта. Как правило, рассматривается позитивный эффект контакта на его непосредственных участников в конкретной ситуации, хотя следовало бы выделить его возможное влияние: а) на другие ситуации; б) на всю «чужую» группу; в) на другие, не вовлеченные в непосредственный конфликт группы.

Ни один из психологических  способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но, даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений  между родителями и детьми, объединению  людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения  грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести  на отношения межличностные. И для  достижения этих благородных целей  необходимо использовать возможности  всех рассмотренных моделей, вне  зависимости от того, какая теоретическая  концепция за каждой из них стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2005. - 160 с.
  2. Крысько В.Г. Этническая психология. 5-е изд. - М.: Академия, 2009
  3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 10-24.
  4. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с.
  5. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 15–23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межэтнические конфликты